Преподобная, получившая от КГБ свидетельство о прозорливости


Памяти преподобной Варвары Скворчихинской (1890-1966)

Наш рассказ о бывшей учительнице, которая еще при земной жизни стала небожителем. Ее высочайший подвиг юродства не слишком известен православным читателям, так как скончалась преподобная сравнительно недавно в 1966 году. Но ее святость была настолько очевидной, что Церковь в скором времени канонизировала ее в лике преподобных.

* * *

Родилась Варвара в 1890 году в многодетной семье скромного сельского священника. Когда девочке было два года умерла ее мать, а через несколько лет умер и отец. За детьми присматривали сердобольные люди, но жить им все равно приходилось очень бедно и голодно. В двенадцать лет Варенька поступила в Епархиальное женское училище, в котором она, как сирота, училась на полном обеспечении. В 1909 году будущая подвижница получила аттестат учителя. После этого какое-то время она жила у родственников, уговаривавших ее выйти замуж. Но от брака девушка отказалась.

Революция 1917 года застала Варвару на должности учителя сельской школы. Несмотря на глобальные изменения, происходившие в стране в связи с государственным переворотом 1917 года, Варвара открыто говорила детям о Боге, посылала учеников в храм, и сама посещала все службы неукоснительно. Дети ее очень любили за мягкий, добрый и отзывчивый характер. Для многих из них она стала второй мамой, с которой можно было поговорить по душам, получить мудрый совет, излить свое горе.

«Приятно одета, в шубе, в шапочке бархатной, на руку наброшена накрывная шаль, очень пушистая».


Одна из ее учениц так описывала портрет своей учительницы: «Приятно одета, в шубе, в шапочке бархатной, на руку наброшена накрывная шаль, очень пушистая». Была новая учительница аккуратной, скромной, но одевалась не по деревенским меркам, модно, «по-городскому». В селе ее уважали и величали «по батюшке» Варварой Васильевной.

Новое время диктовало новые условия работы учителя. Директор школы на собрании объявил, что согласно пришедшей от руководства директиве: «Теперь будем учить детей, что Бога нет». Варвара Васильевна прервала его: «А куда Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра уже не будет?». Директор сказал, что В. И. Ленин «Бога отменил».

После этого собрания Варвара Васильевна некоторое время в школу не показывалась. А чуть позже она пришла туда в необычном наряде. Голова учительницы была замотана в красный платок (в знак того, что безумие вошло в головы людей), на одной ноге у нее был надет туфель, а на другой калоша (как бы два закона – один разумный, а другой нет). В тот же день учительница выкинула столы и табуретки из комнаты, в которой жила, перевернув их вверх ногами, и начала новую для себя жизнь, к которой, по всей видимости, ее призвал сам Бог в каком-то только одной матушке Варваре ведомом откровении.

Сердобольная семья Яковлевых, хорошо знавшая Варвару, пустила ее жить в свой старый полуразрушенный сарай-овчарню размером два на два метра. Маленькие окошки сарая бывшая учительница завесила шторами так, чтобы в него не проникал свет. Выходила наружу редко, в основном в сумерках. Стала ходить в старых рваных одеждах, как правило босая. Жила Варвара в полном небрежении о плоти. Не стирала, не мылась, не расчесывалась, почти ничего не ела и не пила. Невдалеке от дома матушка выкопала небольшой родничок, который сохранился до сих пор и почитается паломниками как целебный.

Уже в предвоенные годы блаженная стяжала дар прозорливости. С началом войны к ней потянулись матери и жены отправленных на фронт.


Жила блаженная тем, что посылал ей Господь через верующих людей. В день ей хватало стакана кашки или супчика, а концу жизни она съедала в день еды всего со спичечный коробок. В годы безбожной большевицкой власти все больше людей приходило к матушке поговорить о Боге, получить утешение и духовную молитвенную помощь. Уже в предвоенные годы блаженная стяжала дар прозорливости. С началом войны к ней потянулись матери и жены для того, чтобы получить известие о своих детях и мужьях, которые были отправлены на фронт.

Бывшая ученица матушки вспоминает о том, что когда ее семья впервые получила похоронку на отца, то, придя к Варваре, они получили утешение: «Он живой», – сказала блаженная. И в самом деле, попав в окружение, ее отец выжил и через некоторое время написал им письмо. Но позже снова пришло известие о том, что он пропал без вести. Мама с дочкой опять пошли к Варваре. В этот раз она прямо ничего не объяснила, только сказала: «Я вижу цветы». Так они поняли, что их отец погиб, что и в самом деле потом подтвердилось.

В сороковые годы Варвара ушла в полный затвор. Выходила на улицу только ночью. В дом никого не пускала, разговаривала всегда через дверь. Продукты, которые ей приносили люди, подвижница раздавала детям и неимущим, себе оставляя лишь малую часть. Если кто-то из приходящих в тайне своей души жалел о милостыни, блаженная у таких ничего не брала. Позже она перестала выходить даже за водой, во всем положившись на волю Божию. Были периоды, особенно зимой во время вьюг, морозов и заметель, когда посетителей не было, и Варвара голодала и томила себя жаждой по несколько недель.

Но еще более удивительным было то, что не имея никаких связей с внешним миром, не читая газет, на слушая радио, и не разговаривая с людьми о том, что вокруг происходит, блаженная знала во всех подробностях о мировых событиях. Притом это знание касалось как политической жизни своей страны, так и хода всей мировой истории. Она никогда на ошибалась и будущее знала наверняка. Некоторая информация, которой обладала преподобная, была доступна только секретным службам. Поэтому ее личностью заинтересовались спецслужбы.

«Живет закрыто, а все знает», – как говорилось в одном из документов, обвинявших матушку в том, что она является американской шпионкой.


Нам не известно, о какой именно информации шла речь. Но блаженная Варвара получила официальное признание своей прозорливости от КГБ в средине пятидесятых годов. «Живет закрыто, а все знает», – как говорилось в одном из документов, обвинявших матушку в том, что она является американской шпионкой. Правда, каким образом она получала известия из Америки, спецслужбам так установить и не удалось. Зато удалось натравить на блаженную специальную комиссию, в которую входили уфимский уполномоченный по делам религий, председатель сельсовета, врач местной больницы и два местных бригадира. Им было поручено «вскрыть» жилище блаженной и вывести ее «на свет».

Эти «специалисты» сначала выломали окна, но они оказались слишком узкими, чтобы через них залезть внутрь. Потом разломали крышу и пролезли через нее. Они силой выволокли блаженную из сарая и босую, полунагую повели по сорокаградусному морозу. По дороге в сельсовет комиссия всячески измывалась над блаженной. Ее материли, со злостью до синяков щипали ее тело. Бросив на пол в комнате сельсовета, остригли налысо. Было ощущение, что это бесы через своих слуг в человеческом облике мстили святой за всю ее любовь к Богу. Не прошло и месяца, как всех этих обидчиков Бог наказал так, что потом мало кто решался хоть даже слово плохое сказать на блаженную.

После такого надругательства Варвара некоторое время жила у своих друзей Яковлевых, а потом снова переселилась в свой полуразрушенный сарай. Только на этот раз она еще больше усугубила свои подвиги. Дрова, которые приносили люди, оставались нетронутыми, хотя на дворе стояли лютые морозы. Пищу на огне Варвара также перестала готовить. Одежду, которую ей жертвовали, всю раздавала.

Люди шли к святой и их было очень много. Власти делали все возможное, чтобы как-то этому противодействовать, но все было напрасно. Какая-то невидимая сила защищала святую.


Чтобы нам хоть немного приблизиться к тайне понимания, как возможно было святой жить в неотапливаемом сарае среди зауральских морозов, обратимся к беседе преподобного Серафима Саровского с Н. Мотовиловым: «Заметьте же, Ваше Боголюбие, кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает даже под ногами. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, которой Дух Святый согревает пустынников и пустынниц. Так ведь и должно быть, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем».

Вновь потянулись к блаженной Варваре вереницы людей. Это уже стало настоящим паломничеством. Люди ехали не только из ближайших областей, но и издалека. Хотя добраться в село Скворчихино было очень непросто. Автобусы туда не ходили. От ближайшей станции приходилось идти двадцать километров пешком. Но люди шли, и их было очень много. Власти делали все возможное, чтобы как-то этому противодействовать, но все было напрасно. Какая-то невидимая сила защищала святую. Однажды в 1958 году к ней нагрянули прокурор, следователь и милиционер. Пришли они с твёрдым намерением отвести Варвару в дом престарелых. Но когда блаженная стала говорить с ними, вся их решительность куда-то подевалась. Они почувствовали себя так, как будто они малые дети, а перед ними не пожилая старушка, а мудрая, великая сила, с которой нельзя спорить и которой невозможно противоречить. Эта перемена поразила их самих.

– Варвара Васильевна, вы все-таки кто такая? – с удивлением спрашивают оробевшие представители власти.

– Я просто верующая учительница, которая воспитала очень много деток.

– Ну, Варвара Васильевна, извините за беспокойство, простите, до свиданья, – и ушли важные лица, как провинившиеся школьники.

Подвиг ее затворничества длился около 36 лет, и с течением времени он все более усугублялся.

Осенью 1962 года в сарае, где жила блаженная, случился пожар. На какое-то время старица перешла жить в дом тех же Яковлевых. Почитатели старицы в складчину купили ей небольшой, уютный, хорошо обустроенный домик, но она в нем жить отказалась. Вместо этого преподобная перебралась в другой заброшенный сарай, сплетенный из тонких стволов и веток деревьев. Это было старое, гнилое и никому не нужное здание. Крыша в нем была почти раскрыта, местами лежала гнилая солома, везде были дыры. Целыми оставались только три стены. Печки не было вовсе.

В таких условиях, особенно зимой, в этом доме не смог бы выжить ни один, даже здоровый и сильный, человек. Но именно туда перешла жить в мае 1963 года семидесятилетняя старица Варвара. Ее почитатели попытались обшить стены этого убежища рубероидом, позатыкали дыры травой и бумагой, немного подлатали крышу и из подручных материалов, возвели четвертую стену. Это место стало последним пристанищем блаженной матушки. Оно же было и местом особых чудесных явлений.

Одна из духовных чад блаженной Варвары рассказывала о том, что пришла к ней, когда на улице стояли лютые морозы. Но, зайдя в сарай, открытый всем ветрам и вьюгам, она перестала чувствовать холод. Как-будто какая-то невидимая сила согревала воздух внутри этого убежища.

Многое в жизни матушки Варвары навечно останется сокрытым. Подвиг ее затворничества длился около 36 лет, и с течением времени он все более усугублялся. Молитва составляла основное содержание жизни блаженной. Молитвою дышала ее душа, молитвою стяжала она Дух Святой, Которым животворилось и согревалось ее тело в страшные морозы.

Собрано множество свидетельств о том, что старица была прозорливой. Но проявляла она этот дар только в том случае, если он мог принести пользу для души человека.


Днем и ночью она несла подвиг молитвенных бдений. Доподлинно не известно, сколько часов оставляла себе подвижница на сон. Но и недолгое время сна проводила она в подвиге. Живя в избенке, зимой спала в печке, подложив под голову золу как подушечку, а летом на полу в углу избенки. Поселившись в сарае, спала летом на земле, зимой в снежном «гнездышке» или же сидя на сундучке.

Преподобная всегда строго держала посты. В последние годы Великим постом матушка жила только на хлебе и воде, еще кушала лук, подсолнечного масла не употребляла. Мяса не ела вовсе. После смерти, когда одевали подвижницу, открылось и то, что она носила еще на теле рубашечку, куда вставляла булавки остриём к телу. За все годы затвора святая ни разу не была в храме, но регулярно причащалась от священников Святыми Дарами. Людям же наказывала всегда ходить в Церковь.

Подвигами своей жизни блаженная стяжала благодать Духа Святого, Который явно почивал на ней и проявлялся в особых знамениях и чудесах. Собрано множество свидетельств о том, что старица была прозорливой. Но проявляла она этот дар только в том случае, если он мог принести пользу для души человека. Тех же, кто к ней приходил только из любопытства, она отсылала прочь. Есть также немало свидетельств о том, что по молитвам блаженной люди избавлялись от неизлечимых болезней.

Очевидцы рассказывали о чудесном пении, который доносился из сарая, где жила подвижница. Многократно на протяжении нескольких лет жители Скворчихи видели, как от избушки исходил лучезарный свет и выходила блаженная вся в сиянии. Вот как об этом рассказывают свидетели:

«Сначала домик ее как бы загорался сиянием. Потом выходила она сама, а перед ней, метрах в полутора, шел кто-то похожий на ребенка. Матушка была вся в сиянии, а на ней одеты светлые одежды. И сама молодая, красивая (как на фотографии, когда была еще учительницей). Сияние длилось до тех пор, пока блаженная не возвращалась обратно в свою келью».

* * *

«Я сторожил ночью овец недалеко от сарая, где жила блаженная. Смотрю, а по полю, как будто паря над землей, идет Варвара Васильевна и над ней озаренная лучами горит звезда, над самой ее головой. Мне стало жутко, время-то первый час ночи. Смотрю – она помолилась, разворачивается и идет в свой сарайчик. А звезда опять сопровождает ее до самого дома».

* * *

Один житель села из любопытства решил подсмотреть за матушкой ночью. «Подойдя к сараю, я увидел Варвару Васильевну и белый столп света, уходивший от нее на небо. Меня охватил такой ужас, что я упал на лицо и от страха не помню сколько пролежал недвижимый. Когда пришел в себя, то ни света, ни блаженной уже не было. Я и сам больше никогда не пойду подсматривать за ней и всем прикажу – никто не ходите и не смотрите».

* * *

Подобно старцу Серафиму Саровскому святая Варвара была дана Богом людям для утешения и поддержки в тяжелые времена советских гонений на Церковь Божию. За помощью к ней обращались тысячи людей. Со всеми приходящими блаженная разговаривала неизменно ласково и с великой любовью. Но могла сказать и строго, твердо, с нажимом, чтобы вразумить заблудших. Никогда не говорила лишнего. Каждое ее слово было взвешено и наполнено благодатью. Вразумления матушки были краткими, лаконичными. Иногда говорила с приходившими к ней притчами и иносказаниями.

За две недели до смерти Бог послал блаженной Своего ангела, чтобы предупредить ее о предстоящей кончине. Вот как об этом рассказывает очевидец:

«Это было 13 февраля. Подхожу я к сарайчику блаженной. Мой след на снегу первый, никаких других следов нет. Но слышу в сарае идет беседа. Один голос принадлежит матушке, а другой – нежный, чудесный, каких на земле нет, кому-то другому. Этот голос говорит громко, но я ни одного слова не могу понять. Я обошел вокруг сарая – никаких следов, ведущих к избушке, на снегу не обнаружил, на крыше тоже метр снега. У меня волосы на голове под шапкой поднялись дыбом. Снова прислушался – идет беседа, но ничего не пойму. Только последние слова Варвары Васильевны разобрал: «Хорошо, приготовлюсь».

Пред самой кончиной попустил Господь блаженной еще одно страдание. В субботу вечером 26 февраля в сарае случился пожар. Было такое чувство, что бесы периодически поджигали жилище старицы, пытаясь выгнать ее из любого места, где она подвизалась. Так было и в этот раз. Жилище сгорело полностью, старица почти не пострадала. Небольшие ожоги, которые она получила, никак не могли быть причиной ее смерти. Но, тем не менее, блаженная тихо и мирно предала свою душу Богу 27 февраля 1966 года. Ей тогда шел семьдесят шестой год.

В день похорон Солнце стало играть, как на Пасху, все в радужных кругах, началась даже весенняя капель, как будто на дворе был не февраль, а начало апреля.


Когда преподобную положили в гроб, то было впечатление, что там лежит ребенок восьми-девяти лет. Блаженная была лёгкая, как пушинка, а лицо ее было подобно ангелу. Священнику в это время проводить богослужение вне храма было запрещено. Поэтому отпевали старицу заочно. Гроб несли девять девочек десятиклассниц, из числа тех, кто пришел на похороны.

Провожало в последний путь старицу огромное количество народа и голубей. Непонятно было откуда прилетели птицы, но пока шла процессия, сотни, а может тысячи голубей кружились над гробом в небе, а после погребения так же быстро исчезли, как и появились. В день похорон Солнце стало играть, как на Пасху, все в радужных кругах, началась даже весенняя капель, как будто на дворе был не февраль, а начало апреля. Хотя накануне стоял лютый мороз. Чудеса на могиле старицы стали совершаться сразу же после погребения. Было также зафиксировано и немало исцелений от воды, набранной в роднике, который выкопала святая. Эти чудеса совершаются до сих пор, чему есть немало свидетельств.

Сейчас святые мощи блаженной Варвары Скворчихинской находятся в Богородице-Тихвинском женском монастыре посёлка Приютово Белебеевского района Республики Башкортостан. В 2001 году патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике месточтимых святых Уфимской епархии.

Тропарь святой блаженной Варваре Скворчихинской, глас 5

Образ Христова смирения стяжала еси, святая блаженная наша мати Варваро, молитву к Богу чистейшую и любовь к людем нелицемерную имела еси, благодать Божию за люди ходатайствовати стяжала еси, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, Господа лицезрети сподобилася еси, моли о нас милостиваго Бога да спасет души наша.

Кондак святой блаженной Варваре Скворчихинской, глас 5

Избранной страны Уфимския новой дивной угоднице ныне радостно приносим ти, о, мати, хвалебная пения, ты же, яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, всехвальная Варваро, затворница блаженная.

Молитва святой блаженной Варваре Скворчихинской

О, святая блаженная мати Варваро! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще раце честных мощей твоих, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще единого во святых Своих славимого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Игорь Рябко (2021 г.)

Орфей, по утверждению поэтов, умягчал тигров пением своим; но Бог христианский, призвав людей к истинной религии, сделал несравненно более: Он умягчил неукротимейшего из зверей – человека. Свт. Kлимент Александрийский