Решения G20 могут остаться лишь декларацией » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Решения G20 могут остаться лишь декларацией

Участники саммита G20, прошедшего в Сеуле, определили комплекс долгосрочных мер помощи развивающимся странам. Об этом говорится в утвержденном на саммите "Сеульском консенсусе" в области развития и многолетнем плане действий для обеспечения всеобщего роста
12 ноября 2010 РБК | Архив
Участники саммита G20, прошедшего в Сеуле, определили комплекс долгосрочных мер помощи развивающимся странам. Об этом говорится в утвержденном на саммите "Сеульском консенсусе" в области развития и многолетнем плане действий для обеспечения всеобщего роста.

Как отмечается в "Сеульском консенсусе", участники саммита G20 отмечают необходимость повышения роли развивающихся стран и стран с низким уровнем дохода (СНД) для достижения всеобщего экономического роста. Остальные страны стремятся к диверсификации источников глобального спроса и объектов вложения излишков капитала, в связи с чем им необходимо, чтобы развивающиеся страны и СНД стали новыми полюсами глобального роста - так же, как в недавнем прошлом ими стали быстроразвивающиеся страны с формирующейся рыночной экономикой, говорится в документе.

Многолетний план действий содержит конкретные меры, которые участники саммита обязуются принять для устранения проблем в ключевых областях, где существуют препятствия для достижения экономического роста в развивающихся странах. В том числе это: содействие увеличению инвестиций из государственных, полугосударственных и частных источников и улучшение реализации и поддержания национальных и региональных инфраструктурных проектов; улучшение систем обучения навыкам, необходимым для трудоустройства; расширение доступа к торговле и повышение доступности торговли со странами с развитой экономикой и между развивающимися странами и странами с низкими доходами; поощрение ответственных инвестиций в сельское хозяйство; оказание помощи развивающимся странам в усилении программ социальной защиты; расширение доступа к финансам для беднейших слоев населения и малых и средних предприятий и другие.

Кроме того, в ходе саммит было объявлено, что Южно-Африканская Республика хотела бы присоединиться к группе BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). С таким заявлением выступил российский президент Дмитрий Медведев. Он также отметил, что страны BRIC позитивно относятся к подобной инициативе Йоханнесбурга. "Мы положительно воспринимаем такого рода обращения, это единая позиция всех стран", - сообщил президент РФ.

По словам Д.Медведева, будущее BRIC он видит "в ярком свете". Это, добавил он, является следствием ряда решений и результатом работы участников группы. "Именно поэтому все четыре страны BRIC вошли в десятку тех государств, которые имеют наибольшее количество голосов, наибольшее количество процентов в МВФ", - заключил он.

Начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов скептически оценивает результативность подобных мероприятий. "Это скорее - клуб для общения, обмена мнениями, чем реальный инструмент для координации мировой экономической политики. Саммит G20, возможно, был полезен в разгар кризиса, когда позиции стран сблизились на фоне всеобщей угрозы. Теперь каждая страна преследует свои собственные интересы, как правило, противоречащие интересам партнеров (те же валютные войны). Поэтому в итоговом коммюнике можно говорить о чем угодно, но приведет ли это к реальным действиям?" - сомневается эксперт.

Усиление влияния развивающихся стран, по словам Д.Барабанова, очевидно и без G20. Эти страны растут быстрее, чем развитые, их роль в мировой торговле (и политике) также повышается, поэтому их голос звучит все громче. По мнению эксперта, для развивающихся стран важно получить поддержку (а зачастую столкнуться с давлением) со стороны Запада в вопросах либерализации, повышения прозрачности, снижения бюрократических процедур. Все это полезно для привлечения инвестиций. "Саммит G20 - отличное место для обсуждения такого рода проблем. В конечном счете, если лидер страны в присутствии своих партнеров заявляет, что страна снимет барьеры для иностранного капитала, то это пойдет ей на пользу. Плюс, сказывается элемент конкуренции", - подчеркивает эксперт.

Процесс присоединения новой страны к BRIC он расценивает скорее как формальность. "Термин BRIC был придуман несколько лет назад аналитиками Goldman Sachs - они объединили четыре страны с высокими темпами роста и высоким ВВП. Поэтому не совсем понятно, как можно присоединиться к BRIC? И далее, некоторые экономисты говорят не о четырех, а о трех странах - без России, которая в условиях низких цен на нефть будет заметно отставать от "коллег", - говорит эксперт. По его мнению, ЮАР не является кандидатом на включение в список наиболее успешно развивающихся emerging markets.

По мнению заместителя генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрея Верникова, итоги саммита с точки зрения перспектив развивающихся государств можно оценить нейтрально или слабо позитивно. "Заявления о необходимости повышения роли развивающихся стран в общемировой экономической архитектуре весьма приятны, но пока это только заявления", - говорит он. Наиболее важным итогом, по его мнению, является, то, что работа по увеличению квот развивающихся стран в рамках МВФ будет продолжена. Развивающиеся страны получат больше голосов в МВФ и смогут эффективнее лоббировать свои интересы.

Возможное присоединение ЮАР к BRIC - позитивный момент для стран этой группы, считает А.Верников. Голос BRIC в международных организациях будет звучать громче. ЮАР так же, как и Россия, Индия и Бразилии добывает широкий спектр полезных ископаемых, поэтому экономические интересы этих стран весьма близки. Для России, по мнению А.Верникова, есть и дополнительный бонус в присоединении к ЮАР к BRIC - в отличие от Китая, который активно наращивал присутствие в Африке, Россия не восстановила свои утраченные в Африке после распада СССР позиции. Присутствие ЮАР в группе BRIC позволит восстановить многие старые контакты со странами Африки и приобрести новые. У ЮАР и России много общих экономических интересов, например в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, добавляет эксперт.

"Саммит в первую очередь должен был успокоить волнения по поводу резких колебаний валют и эгоцентричные настроения отдельных развитых стран. Однако в целом, можно сказать, что все прошедшее событие оказалось ни о чем. Все остались при своих позициях, лишний раз напомнив, что сейчас не лучшее время для конструктивных действий сообща", - комментирует итоги саммита директор по инвестициям УК "Эверест Эссет Менеджмент" Алексей Хмеленко.

По его мнению, принятие декларативных лозунгов о необходимости помощи развивающимся странам выглядит скорее данью формальности - не сумев договорится по ключевым вопросам, надо сказать что-нибудь обнадеживающие по вопросам второстепенным.

"Что же касается включения ЮАР в BRIC, то несмотря на то, что это скорее прерогатива инвесторов, а не политиков, для формирования еще одного политического полюса этот шаг может оказаться полезным. Жалко, что "БИРЮК" будет благозвучен не во всяком языке", - заключает эксперт.

Аналитик УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Чернядьев также считает, что все представленные меры пока являются не больше, чем программными заявлениями стран G20. Содержание их полностью ложится в стандартный набор мер, который может помочь: стабилизировать экономику и уменьшить макроэкономические риски, стимулировать долгосрочный рост мировой экономики.

Показательным, по его мнению, будет уже конкретное применение озвученных мер с учетом экономических реалий каждой страны. "Здесь все красивые заявления и программы могут начать претерпевать значительные изменения, потому как не всегда их внедрение будет полезным для экономики страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе", - считает аналитик.

При этом эксперт отмечает, что вступление ЮАР в BRIC для самой республики, скорее, интересно с политической точки зрения, чем с экономической. "В данный момент сами страны BRIC используют этот "бренд" скорее на политическом уровне, чем на экономическом. Какого-либо усиления экономического взаимодействия между Россией, Бразилией, Китаем и Индией только из-за того факта, что их объединили в одну аббревиатуру, не происходит", - констатирует эксперт. Вступление ЮАР в BRIC, по его мнению, может породить "очередь" из других развивающихся стран, желающих присоединиться к группе. Эксперт полагает, что, скорее всего, ЮАР не будет присоединена к BRIC: размер экономики африканской страны как минимум в четыре раза меньше ВВП России, Индии или Бразилии (и более чем в 10 раз меньше ВВП Китая).

Заместитель начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов полагает, что ко всем договоренностям, достигнутым в рамках G20, следует относиться крайне осторожно, поскольку ничем, кроме как публичной декларации о намерениях (причем, как правило, довольно расплывчатой), они не являются. "Достаточно вспомнить ноябрь 2008г., когда в разгар кризиса на экстренном саммите G20 в Вашингтоне страны-участницы договорились отказаться от политики торгового протекционизма. Однако столь громкие заявления никак не помешали странам-участницам впоследствии соревноваться в установлении таможенных барьеров и активном использовании различных субсидий", - подчеркнул эксперт

http://top.rbc.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter