Два врага, которые нужны друг другу » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Два врага, которые нужны друг другу

Рождественское перемирие закончено, и война между финансовыми рынками и руководителями еврозоны возобновляется. Если понимание своего врага является важным условием победы, тогда еврозона уже потеряла одно преимущество
4 января 2011 Архив
Рождественское перемирие закончено, и война между финансовыми рынками и руководителями еврозоны возобновляется. Если понимание своего врага является важным условием победы, тогда еврозона уже потеряла одно преимущество.
Разрозненная группа, которая составляет администрацию Е-17, просто не понимает, как работают рынки. Так что когда канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози объявили, что, начиная с 2013 года часть ответственности за финансовые кризисы будет перелагаться на плечи инвесторов, они очень удивились, что ответная реакция приняла форму продажи облигаций и повышения процентных ставок.

Теперь военные действия возобновляются - и противоборствующие стороны не понимают, что они нужны друг другу. Армия еврозоны нуждается в рынке, так как он предоставляет капитал, а рынкам нужны "генералы" региона, чтобы обеспечивать стабильность и уверенность, необходимую для инвестиций.

Оставим в стороне военные аналогии. Заемщики еврозоны уже почти готовы призвать инвесторов выделить рекордный объем капитала. Правительствам европейских стран в этом году придется рефинансировать более Е555 млрд. долга, в то же время по прогнозам только в этом месяце страны еврозоны вынуждены будут позаимствовать примерно Е80 млрд. Европейскому стабфонду придется привлечь дополнительных Е13 млрд., чтобы финансировать свое ирландское предприятие. В целом по прогнозам Royal Band of Scotland общая эмиссия облигаций европейских правительств в этом году составит до Е814 млрд., и 10% будет выпущено только в январе. Прибавьте к этому примерно Е400 млрд., которые по прогнозам потребуются европейских банкам в 1 половине этого года.

Разорвите эту связь, и уязвимость еврозоны станет еще более очевидной. Португалия, которая в своем рождественском чулке нашла понижение кредитного рейтинга, нуждается в Е20 млрд., и кажется вполне вероятным, что, несмотря на опровержения представителя кабинета министров Педро Силвы Перейры, она обратится за помощью в европейский стабфонд, даже если Китай и купит у нее облигаций на Е5 млрд., а Бразилия прихватит еще на миллиард или около того. Стаб фонд вполне может выдать такую сумму. Но Испании по некоторым оценкам потребуется примерно Е80 млрд., а это уже реальные деньги.

Проблема усугубляется "игрой в чехарду". Каждый заемщик хочет опередить других. Таким образом, январь, да и весь первый квартал нового года будет очень сложным для всех заемщиков, стоимость кредитования вырастет даже в таких странах как Германия и Франция. Следующая неделя расскажет нам о многом. На нее запланировано несколько аукционов гособлигаций, во время которых станет ясно, какой размер процентных ставок инвесторы, скорее всего, будут требовать в этом году.

Как они заявили еще в минувшем году, политики еврозоны признали одно: их общение с рынками в 2010 году было неэффективным. В этом самоанализе есть доля правды, но лишь небольшая. Факт в том, что они четко довели до сведения рынков свое неумение договориться о тактике, которая бы позволила решить проблему, вызванную неспособностью Греции финансировать перманентный дефицит. Некоторые советовали ввести меры экономии, другие указывали на то, что эти меры только вызовут порочный круг рецессии и последующего дефолта. Одни хотели, чтобы ЕЦБ покупал больше суверенных облигаций, которые рынки стали бы покупать только при условии разрушительно высоких процентных ставок, другие настаивали на том, что Центробанк должен остаться независимым от политических проблем отдельных членов еврозоны и сосредоточить свое внимание на инфляции. Некоторые хотели, чтобы ставка по облигациям для частных инвесторов была снижена прежде, чем еврозона приведет в порядок финансы своих проблемных стран, однако другие считали, что угроза подобных действий вызвала бы рост стоимость той помощи, которую в итоге все же придется оказать. Некоторые говорили о суверенных дефолтах, но только шепотом.

Учитывая то, как плохо экономическая теория обычно применяется на практике, эти разногласия вполне понятны. В спорах родилось согласие по двум вопросам. Первый касается того, что кризис еврозоны нельзя разрешить без стимулирования роста на периферии так, чтобы он приблизился к уровням Германии и Франции. Португалия и Испания не смогут избежать дефолта или обращения за средствами в европейский стабфонд, если их экономический рост существенно не повысится. Вообразите себе, на каких условиях они смогли бы выпускать облигации, если бы годовой рост их экономик составил, скажем, 4%.

Хорошие новости состоят в том, что вновь появился интерес к отмене ограничений на рынке труда, барьеров для новых венчурных предприятий, системы нормативных требований, которая подавляет рост. Плохие новости: это вновь появившийся интерес наталкивается на желание Брюсселя облагать налогом и регулировать. Затраты на управление ЕС возросли; Европарламент призывает ввести евроналог; также была введена новая система нормативных требований, кажется, специально рассчитанная на то, чтобы чинить препятствия финансовому сектору, который не понимают и ненавидят противники рыночных отношений в Европе. Коротко, здесь отсутствует то, что Тони Блэр называл "единое управление" - объединение всех политических мер для одной всепоглощающей цели - в данном случае экономический рост. По крайней мере, уже раздаются голоса, призывающие к подобному объединению.

Второй вопрос, по которому было достигнуто согласие, состоит в том, что становится невозможно сочетать единую монетарную политику с 16-ю, а теперь, когда Эстония вступила в еврозону, с 17-ю различными стилями финансовой политики. Чтобы евро не отправился на свалку истории, требуется некая форма финансового союза. Подобная договоренность - это наиболее неотложная задача, стоящая перед различными участниками многомерной игры под названием европолитика. И целый ряд сложных аукционов на фоне роста процентных ставок на следующей неделе может ускорить достижение этой договоренности, что даст инвесторам именно ту уверенность, в которой они нуждаются, а правительствам еврозоны - необходимую наличность.

Ирвин Стелзер, директор экономико-политических исследований в институте Хадсона

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter