Amazon станет конкурентом Google, а не Wal-Mart Почему интернет-магазину лучше забыть о покупателях и превратиться в виртуальный сервер » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Amazon станет конкурентом Google, а не Wal-Mart Почему интернет-магазину лучше забыть о покупателях и превратиться в виртуальный сервер

Сегодня много говорится о том, что компания Amazon, являющаяся лидером онлайнового ритейла, старается все больше диверсифицировать свой бизнес. Что стоит за этой диверсификацией и будет ли через несколько лет продажа музыки, электронных книг и устройств для их чтения по-прежнему их основным бизнесом?
12 мая 2011 slon.ru
Сегодня много говорится о том, что компания Amazon, являющаяся лидером онлайнового ритейла, старается все больше диверсифицировать свой бизнес. Что стоит за этой диверсификацией и будет ли через несколько лет продажа музыки, электронных книг и устройств для их чтения по-прежнему их основным бизнесом? Почему, сосредоточившись на обсуждении сугубо потребительского направления и полезности такой диверсификации для бизнеса компании, многие, как мне кажется, забывают про другую немаловажную его составляющую – облачную платформу Amazon Web Services?

Я уверен, что в ближайшие годы именно она станет одним из основных приоритетов для компании, а сам Amazon станет в один ряд с такими игроками, как Microsoft, Google, IBM, Oracle и VMware – компаниями, которые сегодня являются основными поставщиками платформенных решений из облаков. Теперь есть как минимум две вещи, которые Amazon должен сделать, чтоб платформенное будущее не было под вопросом.

Если вспомнить, то вначале Amazon решила предоставлять свою платформу для электронной коммерции сторонним компаниям. Сразу выяснилось, что существующая система неудобна для параллельных команд разработчиков. Так собственно и появились амазоновские сервисы: набор виртуальных серверов-машин, в которых сначала собственные, а затем и сторонние разработчики могли решать те или иные задачи. Это еще не были облачные сервисы, к которым мы привыкли сегодня. Нет, это был набор виртуальных машин, запущенных на одном физическом сервере, для работы с которыми разработчику нужно было установить туда операционную систему, базу данных и множество другого программного обеспечения.

Иными словами, Amazon предоставлял только свои вычислительные мощности, все остальное, за исключением некоторых сервисов, было чужим. Поэтому еще 5 лет назад разговор о том, что компания может составить конкуренцию таким платформенным вендорам, как Oracle или Microsoft, мог показаться как минимум странным. Ведь на тот момент у Amazon не было самого главного – собственной платформы. Скажу больше: даже для меня, человека, который работает на этом рынке больше 19 лет, то, что произошло дальше, было совсем не очевидно и едва ли предсказуемо.

А произошло вот что. Последние два года Amazon стал добавлять все больше дополнительных сервисов, которые на английском обозначаются емким словом middleware, что на русский переводится как программное обеспечение промежуточного слоя. Компания произвела ряд продуманных действий и начала добавлять в свою платформу именно те элементы, которые были нужны разработчикам облачных решений. В результате сегодня Amazon Web Services – это практически полностью автономная облачная платформа, для работы с которой не нужно программное обеспечение сторонних вендоров (ОС, базы данных и т.д.), – все можно сделать с использованием инструментария самого Amazon.

Сейчас есть совершенно четкое понимание того, что компания – конкурент для всех платформенных игроков: для IBM, Oracle, Microsoft и VMware. Подтверждением этого может служить тот факт, что годовой оборот Amazon Web Services в 2010 году уже составил более $500 млн, а к 2014 году, думаю, речь будет идти о многих миллиардах долларов. Недаром Netfix, Zynga, Foursquare, Smugmug, Dropbox, Twitpic, Reddit, EngineYard, Quora, Newsweek, Adobe, Autodesk (for HPC), правительство США (USDA, NASA JPL, LBNL, министерство энергетики, казначейство) уже являются клиентами Amazon.

Первое, с чем будет нужно разобраться Amazon: собирается ли компания предоставлять свои решения в рамках так называемых частных облаков или же использовать Amazon Web Services по-прежнему можно будет только в дата-центрах самого Amazon? Вопрос не праздный и отнюдь не лежит только в сфере моих профессиональных интересов. Дело в том, что несмотря на популярность амазоновских облаков сегодня воспользоваться ими могут только около половины потенциальных клиентов. Оставшейся половине необходимы решения, которые можно запускать на собственных серверах. Я допускаю, что в компании видят эту необходимость и в ближайшее время Amazon расширит свои сервисы и на частные облака. В противном случае, стать настоящим крупным облачным вендором, контролирующим значительную долю рынка, у него не получится.

Другой вопрос касается стоимости решений Amazon. Сегодня сервисы компании, наверное, самые дорогие на рынке. Я уверен, что если даже она решит снизить цены втрое, то все равно останется не внакладе и будет продолжать оставаться очень прибыльным бизнесом. Но по крайней мере пока этого не происходит. А это еще один сдерживающий фактор для компаний, решивших воспользоваться их решениями.

К примеру, есть некий стартап, собирающийся запустить проект масштаба Facebook или Badoo. У компании два варианта: либо поднимать все собственными силами, либо обратиться в Amazon и сделать все на их облачной платформе. В большинстве случаев решение будет принято не в пользу Amazon. Почему? Да просто потому, что если компания будет делать все сама, то у нее это выйдет дешевле. И это несмотря на необходимость создания собственного дата-центра или аренды площадей у сторонней компании. Несмотря на необходимость найма кучи программистов, администраторов и другого технического персонала.

Понимают ли это в Amazon? Я думаю, что да. Почему тогда не снижают стоимость? Возможно потому, что пока рынок не настолько насыщен решениями, конкуренция не такая сильная. Пока покупают и за такие деньги. Но, во-первых, повторюсь, покупают далеко не все, кто хотел бы, а во-вторых – скоро ситуация изменится.

Возвращусь к тому, с чего я начал свой пост. Многие думают, что основной вектор развития Amazon лежит именно в плоскости потребительских товаров и услуг, а Amazon Web Services – это какое-то побочное направление, не имеющее прямого отношения к основному бизнесу. Интересно, что, судя по публичным заявлениям представителей компании, в самом Amazon видят свой бизнес именно так. Компания, по крайней мере, внешне, не демонстрирует амбиций подвинуть сегодняшних крупнейших вендоров облачных платформ. Но это уже происходит.

И, на мой взгляд, у компании есть все шансы еще дальше продвинуться в этом направлении и в ближайшие пять лет увеличить обороты своего облачного подразделения в десятки раз. И именно на этом, а не на потребительском направлении, им стоит сосредоточиться. Выбирать все равно придется. Раньше считалось – чем более диверсифицирован бизнес, тем лучше. И не важно, что различные части компании никак не связаны между собой. Сегодня же экономическая теория смотрит на это по-другому. И именно плотно сбитый бизнес с несколькими направлениями, синергетически связанными между собой, получает преимущество и выигрывает в долгосрочной перспективе.

Игра на потребительском рынке – это всегда большой риск. Игроков очень много, приходится постоянно снижать маржу в попытке обойти конкурентов. И сможет ли Amazon остаться номером один на всех потребительских рынках, где он сейчас присутствует или собирается присутствовать, – большой вопрос. А вот в том, что компания имеет все шансы потеснить Oracle или Microsoft, я уверен. И это было бы более правильным решением. Ведь на рынке облачных платформ много игроков быть не может. Все сливки снимают только несколько лидеров. А раз нет множества конкурентов, то и маржинальность бизнеса более высокая, чем в потребительском сегменте. Ведь владельцы платформы зарабатывают и на разработчиках, которые к этой платформе привязаны, и на производителях железа, которые так же зависимы от нее.

Но чтобы это произошло, как я уже отметил, Amazon должен, во-первых, распространить свои технологии на частные облака, а во-вторых, снизить цены. Это единственно верные способы завоевать значительную долю рынка и стать долгосрочно прибыльным платформенным вендором

Сергей Белоусов

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter