Минск vs "Уралкалий": чем обернется "калийная война" для всех сторон » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Минск vs "Уралкалий": чем обернется "калийная война" для всех сторон

Прошло пять дней с ареста российского бизнесмена Владислава Баумгертнера в Белоруссии, а подробностей по-прежнему немного. Глава ОАО "Уралкалий" и одновременно председатель наблюдательного совета ЗАО "Белорусская калийная компания" (БКК) был задержан в минском аэропорту 26 августа после встречи с премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем, и это стало новостью недели, а может - и всего августа
30 августа 2013 ИХ "Финам" Латкина Наталия
Прошло пять дней с ареста российского бизнесмена Владислава Баумгертнера в Белоруссии, а подробностей по-прежнему немного. Глава ОАО "Уралкалий" и одновременно председатель наблюдательного совета ЗАО "Белорусская калийная компания" (БКК) был задержан в минском аэропорту 26 августа после встречи с премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем, и это стало новостью недели, а может - и всего августа. Следственный комитет Белоруссии сразу заявил, что Баумгертнер обвиняется в злоупотреблении властью и должностными полномочиями (часть 3 статьи 424 УК Белоруссии). Санкция по данной статье предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества. Такое же обвинение выдвинуто против еще четырех топ-менеджеров "Уралкалия", все они объявлены в розыск, в том числе по линии Интерпола. И только сегодня представителям российского посольства разрешили увидеться с арестованным и передать ему вещи в следственный изолятор КГБ Белоруссии, а защищать его будут белорусские юристы.

По версии белорусских следователей, отказ "Уралкалия" торговать через БКК обрушил мировой калийный рынок, причем план разрабатывался Баумгертнером и Ко давно. Ущерб от действий Баумгертнера и других менеджеров БКК Белоруссия для своей экономики оценила в $100 млн. Некоторые эксперты отмечают, что сумма не такая уж большая, и на самом деле претензии выше - иначе дело не дошло бы до того, чтобы взять гендира "Уралкалия" "в заложники".

На встречу к премьеру приглашались, но не смогли поехать и основной акционер "Уралкалия" Сулейман Керимов, и председатель совета директоров компании Александр Волошин. Учитывая, что СК Белоруссии заявил, что имеет все материалы для возбуждения уголовного дела против главного акционера "Уралкалия", его тоже могли арестовать в Минске. В ближайшие дни может прозвучать официальное обвинение и объявление Керимова в международный поиск.

Калий раздора

Причиной ареста Баумгертнера стала бурная реакции минской стороны на разрыв отношений "Уралкалия" с БКК, о котором российская компания заявила в июле. Раньше "Уралкалий" и "Беларуськалий" поставляли продукцию на зарубежные рынки через "Белорусскую калийную компанию". Однако с декабря прошлого года белорусский производитель фактически начал независимые поставки продукции в обход БКК. Случилось это по указу президента страны Александра Лукашенко. "Уралкалий" вроде бы терпел и пытался договориться - вернуть все в русло общей компании, но безуспешно. При этом "Уралкалий" и сам "подторговывал на стороне" - через швейцарского посредника.

"Уралкалий" изменил стратегию: решил увеличить производство хлористого калия (до 10,5 млн тонн в 2013 г., 13 млн тонн в 2014 г. и 14 млн тонн в 2014 г.), сделать ставку на основных потребителей - Индию, Китая, Бразилию, а также ждать понижения цен - уже во втором полугодии с $400 за тонну до $300 и ниже. Причем компания - одна из немногих в секторе имеет низкую себестоимость производства, она спокойно перенесет снижение цен и хоть и потеряет в прибыли в первое время, но в будущем - выиграет за счет наращивания мощностей. Также эмитент свернул программу buyback. Акции "Уракалия" в течение одной торговой сессии упали более чем на 20%. "Заявление гендиректора, которое спровоцировало обвал котировок впервые с 2008-09 годов (котировки акций компании, входящих в топ-10 по оборотам, падали на 25% в день), мной было расценено как негативный сигнал для всего рынка", - отмечает Михаил Молодов, директор департамента торговых операций ИК "Максвелл капитал". Он также уверен, что поскольку у "Уралкалия" самая большая маржа в этом сегменте, "даже в случаях коррекций цен на удобрения компания будет выглядеть лучше остальных в отрасли". "Текущую цену акций считаю перспективной, но очень много рисков, не связанных напрямую с результатами компании, - говорит он по поводу перспективы вложений в бумаги производителя и добавляет, - теперь это уже политика, а это всегда негатив, когда в корпоративную деятельность приходит политика". "У этого конфликта, по всей видимости, большое будущее, поскольку ничьей в данной партии не предусмотрено. Про бумагу лучше забыть - здесь теперь самым главным фактором будет голый inside", - считает в свою очередь Александр Иванищев, ведущий аналитик ФЦ "Инфина".

С БКК на мировом калийном рынке (она контролировала более 40% продаж) поддерживалось относительное равновесие - это позволяло держать цены на высоком уровне и получать хорошие прибыли всем сторонам (цена тонны дошла с чуть более $100 в начале 2000-х годов до $470 в 2011 году). Теперь все компании тоже могут увеличить производство. Близкие показатели по затратам на производства у крупнейшей по капитализации в секторе канадской Potash Corp (вместе с Agrium и Mosaic торгует через трейдера Canpotex). Глава Potash, правда, сообщил, что компания своей стратегии менять не будет. Он выразил мнение, что противостояние "Уралкалия" с "Беларуськалием" не продлится долго. Компания вообще ожидает нового цикла роста на калийном рынке на фоне фундаментальных факторов и не очень верит в снижение цен.

А вот для "Беларуськалия" рисуются не очень радужные перспективы, как с точки зрения цены, так и с точки зрения контрактов на поставку. И сегодня стало известно, что компания уже остановила два из четырех рудоуправлений - запасы на складах огромны. Высока вероятность, что при развитии негативного сценария убытки для Минска будут значительно больше объявленных СК $100 млн. "Если конкуренты из Северной Америки и Европы получили лишь косвенный урон в виде снижения прогнозной цены на свою продукцию, то белорусский партнер "Уралкалия" получил прямой удар по своим доходам. Вместо контроля над альянсом с предсказуемыми финансовыми потоками белорусская сторона оказалась в условиях прямой рыночной конкуренции", - отмечает Андрей Кочетков, аналитик БД "Открытие". Однако он подчеркивает, что на рынке нет полной информации о том, как взаимодействовали партнеры до этого. "В любом случае, это повышает неопределенность по всему спектру сделок с Белоруссией, а на текущий момент по "Уралкалию", - считает эксперт.

Что касается белорусской стороны спора - тут не просто компания, а госкорпорация, которая кормит всю страну - пополняет пятую часть казны. Ситуация в Белоруссии сейчас не самая лучшая - еще со времени кризиса 2008 года денег нет, а впереди, в 2015 году, предстоят выборы президента. Поэтому здесь ситуация с калием "подняла" вопросы национальной устойчивости. По слухам, на злосчастной встрече 26 августа Мясникович предлагал урегулировать вопрос, но глава "Уралкалия", тоже разозленный предыдущими действиями минских властей, ему просто нахамил. "В Беларуси, рыночный социализм, наверно таким бы был СССР, если бы сохранился. Риски инвестиций там, если договариваться и быть честными с властями, достаточно низки, - считает Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании "Альпари". - Надо только понимать, что там в интересах приоритеты государства - социальная справедливость, национальная безопасность, занятость". При этом еще после создания картеля Лукашенко выставил цену за крупный пакет "Беларуськалия" в $30 млрд, а Керимов предложил лишь $15 млрд, и то, как жаловался сам "батька", $5 млрд из этой суммы предлагалось в качестве взятки ему. В итоге сделка и не состоялась, а более вопрос не поднимался.

Россия отвечает

Первыми по новости об аресте высказались чиновники из "медведевского пула". К примеру, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Россия может пересмотреть ряд вопросов двустороннего сотрудничества с Белоруссией. Первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал ситуацию неадекватной, а действия белорусских правоохранительных органов недопустимыми. Он отметил, что правительство следило за конфликтом между калийными компаниями, но было уверено, что может состояться цивилизованный партнерский развод, иначе - страдают экономики обеих стран.

При этом известно, что отношения нынешнего российского премьера и Лукашенко никогда хорошо не складывались, а вот президент Владимир Путин и госкомпании с его руки добивались в Белоруссии своих целей, хоть и не всегда простыми путями. Вспомнить тот же "Газпром" и его желание выкупить "Белтрансгаз", что удалось в 2010 году (он стал владельцем половины Белтрансгаз" с его магистральными газопроводами), спустя несколько лет стараний и несколько "газовых войн".

Кремль с официальным заявлением тянул, как будто ждал, что Минск отыграет все назад. Это вызвало и разговоры о том, что Керимов и его компания может стать жертвой - и это будет с согласия самого Путина, недовольного какими-то действиями бывшего сенатора. Александр Разуваев не исключает варианта, что миллиардер пострадает. "Сулейман Керимов относится к группе олигархов, близких к вице-премьеру Дворковичу - точнее к ее "дагестанскому" крылу, в которое входят также и братья Магомедовы (группа "Сумма"). Двоюродный брат Магомедовых Ахмед Билалов, возглавлявший компанию "Курорты Северного Кавказа", был в начале этого года резко раскритикован Владимиром Путиным. Фактически мы имеем дело "ЮКОСа", только десять лет спустя", - делает эксперт предположение.

Сегодня, на пятый день, помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил: "Мы требуем немедленного его (Баумгернетра) освобождения и рассчитываем, что белорусская сторона в ближайшее время это сделает". Он призвал не поддаваться эмоциям и помнить о важных союзнических отношениях, не переводить дело из плоскости коммерческого спора в политическую.

Ни о каких санкциях в отношении Минска не заявляется, более того - даже подтверждается выделение стране очередного транша финансовой помощи фонда "ЕврАзЭС" в $440 млн. Однако с арестом главы российской компании совпали некоторые события, последствия которых могут увеличить и без того дефицитный бюджет Белоруссии. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил о претензиях к белорусской молочной продукции - и о возможном запрете на ее ввоз в РФ. Стоит отметить, что "молочные войны" в истории двух стран уже случались, а ведь Белоруссия - самый большой поставщик молочной продукции в Россию. "Запрет на белорусское молоко неизбежно приведет к росту цен (в РФ), т.к. заменить выпавшее предложение будет некому", - написал о возможных последствиях экономист Сергей Алексашенко в своем микроблоге. Кроме того, вице-президент "Транснефти" Михаил Барков сообщил на второй день после ареста Баумгертнера о сокращении поставок нефти Белоруссии на 400 тыс. т. И объяснил это ремонтом трубопровода "Дружба". Но почему-то Минск заявил, что его об этом раньше не предупреждали. Поступления в государственный бюджет Белоруссии от нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов составляют не менее 40%. В 2013 году она хочет получить 23 млн т нефти из России, но по имеющимся контрактам предусмотрен объем только 18,5 млн. А сегодня еще стало известно об ограничении поставок из Белоруссии свиней и продукции свиноводства из-за африканской чумы.

Некоторые наблюдатели поспешили назвать молочный и нефтяной ответ началом торговой войны между странами. "Никакой торговой войны нет, - считает Александр Иванищев из ФЦ "Инфина". - Есть спор конкретных олигархов с конкретной госкорпорацией. В бизнесе лучше делиться и договариваться, чем отнимать и воевать. Если олигархи это поймут, то конфликт разрешится. Но в это слабо верится".

Если же ситуация разовьется действительно в макро-политической плоскости, то может встать вопрос о полноценном существовании Таможенного союза (в ТС входят Россия-Беларусь-Казахстан). По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, сегодняшние действия Минска в отношении российского бизнеса вызваны тем, что у Белоруссии есть серьезные проблемы в рамках ТС. "Белоруссия нуждается в каких-то новых преференциях, потому что страна завалена, спроса на продукцию нет, да и калийные производства в Белоруссии тоже было традиционно развиты, - прокомментировал он в эфире Финам FM. - Очевидно, что у Лукашенко будет много переговорных козырей (в данном случае - арест топ-менеджера), чтобы ждать уступок от Российской Федерации. Сегодня Россия испытывает серьезное напряжение в торгово-экономических отношениях с Украиной. Видимо, Лукашенко постарался подсуетиться".

Риски есть всегда

Действительно, после развала СССР у России с Украиной складывались более сложные отношения, нежели с Минском. РФ вообще была инвестором номер один в белорусскую экономику. Отечественные бизнесмены видели много лакомых кусочков в республике. Экспансия российского капитала, правда, часто сталкивалась с нежеланием белорусских властей расставаться с активами, даже после обещаний Александра Лукашенко - "славянский Уго Чавес" славится переменчивым характером. Это было в случае уже упомянутого нами "Газпрома", также непростая ситуация была при желании "Транснефти" закрепить за собой сети трубопровода "Дружба". Не понравился "батьке" и предложенный российской госкорпорацией "Ростехнологии" план приобретения белорусского "МАЗа" и объедения его активов с российским "КАМАЗом". Лукашенко тогда запретил продажу активов "МАЗа" российской стороне. Однажды президент Белоруссии по поводу проведения "большой приватизации" сказал: "Нас, как в народе говорят, плющат - отдай то предприятие, продай это. Я как могу сопротивляюсь, где надо, а где мы готовы были бы с ними объединиться, там они не хотят нам платить нормальные деньги".

В целом сегодняшний "калийный конфликт" с большой вероятностью будет иметь последствия, и бизнес с большей осторожностью станет смотреть в сторону Минска, уверены эксперты. Стоит сказать, что на всем постсоветском пространстве российским частным компаниям иногда приходится непросто. МТС сталкивалась с трудностями в Средней Азии: компании пришлось уйти с рынков Киргизии и Узбекистана, были проблемы и в Туркмении. В разных действиях властей оператор видел желание определенных влиятельных сил отнять бизнес компании. Когда ты приходишь в такие страны, где неизбежно придется столкнуться с интересами властей и их кланов, риски увеличиваются кратно. Нужно играть по местным правилам, и тогда будет шанс договориться. Но проблемы случаются не только в странах с неменяющимися диктаторами. К примеру, на Украине у "ЛУКОЙЛа" были проблемы с работой Одесского НПЗ, пакет акций "РУСАЛа" в "Запорожском алюминиевом комбинате" власти решили национализировать, потому что российская компания закрывала завод из-за нерентабельности. "Бизнес идет туда, где выгодно. Бизнес оценивает риски и выгоду, зачем инвесторы вкладываются в Африку? Потому что там высокая маржа по прибыли и низкая база, как говорится, чем выше прибыль - тем выше риски!" - объясняет Михаил Молодов, директор департамента торговых операций ИК "Максвелл капитал".

http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter