РБК | Обзор рынка

Резервом для роста налогов в РФ остаются недвижимость и алкоголь

15 октября 2013  Источник http://top.rbc.ru/ http://quote.rbc.ru/

Российские власти приняли решение в следующие три года постепенно увеличивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при одновременном сокращении на такую же величину пошлины на экспорт нефти. Такие меры должны повысить чистые налоговые доходы на 175 млрд руб. (5,5 млрд долл.), так как лишь около половины российской нефти идет на экспорт, в то время как НДПИ распространяется практически на весь объем нефтедобычи в стране Российские власти приняли решение в следующие три года постепенно увеличивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при одновременном сокращении на такую же величину пошлины на экспорт нефти. Такие меры должны повысить чистые налоговые доходы на 175 млрд руб. (5,5 млрд долл.), так как лишь около половины российской нефти идет на экспорт, в то время как НДПИ распространяется практически на весь объем нефтедобычи в стране.

Эксперты агентства Fitch Ratings считают, что повышение налогового бремени в нефтяной отрасли в ближайшие три года затронет и конечных потребителей, и нефтеперерабатывающий сектор, что может привести к снижению маржи и уровня прибыли. При этом аналитики отмечают, что рост налогов, вероятно, будет не столь существенным, чтобы вызвать понижение рейтингов, особенно с учетом того, что маржа нефтепереработки в России на сегодня значительно выше, чем в Европе.

Рост внутренних цен на нефть может привести к повышению нефтеперерабатывающими компаниями цен на топливо для поддержания стабильной маржи. В то же время государство, вероятно, будет оказывать давление на нефтяные компании, чтобы они не изменяли нерегулируемые цены на топливо или хотя бы повышали их постепенно в целях борьбы с инфляцией. Даже если цены на топливо останутся неизменными, агентство ожидает, что нефтепереработка в среднесрочной перспективе по-прежнему будет прибыльной из-за разницы между налогами на сырую нефть и на нефтепродукты. Маржа у российских переработчиков в два-три раза выше, чем у сопоставимых европейских компаний, и составляет 8-10 долл./барр.

При этом в Международном валютном фонде (МВФ) считают, что налоги в России повышать практически невозможно. В докладе фонда, в частности, отмечается, что в соотношении налогового бремени к предельно допустимому Россия находится на уровне крупнейших экономик ЕС. Возможность повышения его для РФ не превышает 15%. Эксперты фонда считают, что Россия так же близка к теоретическому пределу налогового бремени, как Франция и Бельгия.

Эффект от повышения налогов отрицателен для роста ВВП

Повышение налогов не может спасти экономику, цель его - спасение госбюджета от дефицита, констатирует заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" Василий Танурков. Что же касается роста экономики, то обычно эффект от повышения налогов для ВВП оказывается отрицательным. В частности, по мнению эксперта, налоговый маневр в нефтяной отрасли действительно способен оказать некоторый негативный эффект на темпы роста экономики, поскольку снижение экспортных пошлин с одновременным ростом НДПИ предполагает рост внутренних цен на топливо, что негативно отразится на потребителях. Для переработчиков эффект также будет отрицательным - в результате налогового маневра рост внутрироссийских цен на топливо может оказаться недостаточным для того, чтобы компенсировать рост внутренних цен на сырую нефть.

Оборотная сторона роста налоговой нагрузки при прочих равных всегда одна - замедление экономики, подчеркивает В.Танурков. Но есть масса частностей, из-за которых рост налогов может оказаться благом для экономики. Как отмечено в докладе МВФ, наиболее негативным для экономики является рост налогов на доходы, наименее болезненным - рост потребительских налогов и налогов на имущество. "В этом смысле у России еще есть некоторые источники повышения налоговых поступлений без существенной угрозы экономическому росту: в стране крайне низкие налоги на недвижимость, есть возможность значительного повышения акцизов на алкоголь и табак", - говорит эксперт.

При этом, по его словам, оценка МВФ предельного налогового бремени для России вызывает вопросы. Достаточно подозрительно выглядят российские цифры, например, в сравнении с Украиной: при налоговом бремени в 35% от ВВП в сравнении с 40% на Украине всего 15% возможного роста налогов при 24% для Украины. И это притом, что значительная часть налоговых доходов - это экспортные пошлины на энергоносители, оказывающие на рост ВВП минимальное влияние. Построение некой эконометрической модели для целой группы разнородных стран чувствительно к выбору учитываемых в модели параметров (независимых переменных), но каковы были параметры модели, в докладе, к сожалению, не раскрывается, сетует эксперт ИК "Велес Капитал".

Малому бизнесу нужно налоговое послабление

Главная проблема российской налоговой системы - это качество администрирования, собираемость налогов, и именно в этом направлении предстоит очень большая работа, считает директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. За последние несколько лет власти проделали большую работу, и показатели по очень многим категориям налогов существенно выросли, но Россия по-прежнему очень сильно отстает от развитых стран в этом компоненте. По словам эксперта, для России очень важно решать проблему комплексно. К примеру, в случае с малым и средним бизнесом необходимо не повышать налоги, а, наоборот, находить варианты для налогового стимулирования, поскольку это может привести к росту налогооблагаемой базы и сокращению использования серых схем.

По мнению А.Аветисяна, в случае с такими налогами, как НДПИ, очень важно выстраивать конструктивный диалог с бизнесом. При этом введение налога на имущество требует тщательной проработки нормативно-правовой базы и системы учета объектов имущества, поскольку сейчас государство зачастую даже не обладает релевантной информацией.

Изменение налогов для нефтегаза не снизит прибыльности сектора

"Активно спасать российскую экономику сейчас и не требуется – в последние годы мы видели замедление, но не спад. Ситуация с российским бюджетом также стабильная. Кроме того, выход еврозоны из рецессии, ускорение Китая сулят будущие выгоды и для российской экономики", - уверен начальник отдела анализа рынков БД "Открытие" Константин Бушуев. Но сейчас правительство оценивает ситуацию на будущее и пользуется моментом для проведения структурных реформ, что, отмечает эксперт, безусловно, радует. Меры, связанные с изменением налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль, заморозка тарифов ряда естественных монополий, облегчение кредитования малого и среднего бизнеса и ряд других шагов призваны стимулировать рост в российской обрабатывающей промышленности. В этом плане такие налоговые изменения скорее можно расценивать как позитивные, считает К.Бушуев. Другая российская проблема - распределение доходов у населения. Недавние подсчеты ряда инвестиционных банков указывают на максимальное расслоение доходов в России по отношению к остальному миру. "На наш взгляд, такое расслоение также связано с действующей налоговой системой. Плоская шкала на доходы физических лиц на уровне 13% и низкие налоги на недвижимость в какой-то момент могут быть пересмотрены", - полагает эксперт.

При этом, по расчетам К.Бушуева, изменение налогов для нефтегазового сектора почти не снизит прибыльности сектора, а у некоторых компаний уровень прибыли даже вырастет. Что касается НДФЛ, то наиболее вероятно, что власти пока не решатся на пересмотр ставки налога и возврат к прогрессивной шкале налогообложения. Для экономики продолжение перераспределения средств из добычи природных ресурсов в обрабатывающие сектора будет скорее позитивом.

При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=190937. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.