Энергетические успехи Украины » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Энергетические успехи Украины

Признаюсь: пост совершенно неактуален. Острейший политический кризис, кровь, хаос… Революция победила! Но настоящая борьба за власть еще только начинается. В такую пору писать об энергетике как-то даже неуместно. Всё равно что на похоронах затевать дискуссию о том, кому и сколько остался должен покойный…
23 февраля 2014 Архив giovanni1313
Признаюсь: пост совершенно неактуален. Острейший политический кризис, кровь, хаос… Революция победила! Но настоящая борьба за власть еще только начинается. В такую пору писать об энергетике как-то даже неуместно. Всё равно что на похоронах затевать дискуссию о том, кому и сколько остался должен покойный…

Актуальность – это устремленность в настоящее время. Пост же скорее о прошлом. И о будущем. О будущем, которое пока не актуально, но которое прорастет из прошлых реалий, как прорастает трава весной, когда сойдет снег. Мне хочется верить, что весна (в переносном смысле, конечно) в Украине настанет, и настанет скоро.
А еще пост – об иллюзиях и об алчности. Темах, актуальных во все времена, но почему-то особенно – во время острейших политических кризисов, крови и хаоса…

На этом пафосное вступление пора сворачивать и переходить ближе к предмету. Успехи в названии поста, наверное, можно было бы взять в кавычки. Но, увы, все совсем не однозначно. Таким же неоднозначным был для Украины и 2013 год, который нам запомнился в первую очередь начавшимися в ноябре массовыми протестами. Немного позже пассионарные революционеры с монтировками и в респираторах стали олицетворением демократического прогресса Украины. Меж тем, совсем недавно люди (другие, хотя может и есть совпадения) в строительных касках и с монтировками занимались гораздо более полезным для своей страны делом.

В 2013 году Украина ввела в действие генерирующие мощности в возобновляемой энергетике общей мощностью 539 МВт. В том числе 375 МВт – солнце, 95 МВт – ветер, прочее – биомасса, биогаз, малая гидроэнергетика, плюс некоторые неуточненные объекты.

540 МВт «альтернативной» энергетики – это много или мало? Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с большим восточным соседом, сразу понятно, где – немытая Роисся, страна рабов, страна господ, мундиры голубые и прочий Мордор, а где – вольная и славная Украйна. В наших тоталитарных краях «альтернативка», если уж на то пошло, вообще за генерацию не считается. Много чести. У нас здесь не Амстердам...

Нет, серьёзно: наше министерство энергетики считает «альтернативку» неактуальной (ключевое слово: пока), и в статистике ее просто-напросто игнорирует. Беглый просмотр обнаруживает лишь одну малую ГЭС, с красивым названием «Рюмякоски». Мощность – 630 кВт. Круто.

Разница между двумя странами получается на три порядка. Ладно, хрен с нами, с москалями. Но ведь и на фоне, не побоюсь этого слова, передовых держав Украина выглядит вполне достойно. На одну украинскую душу в прошлом году было введено 11,8 ватт «альтернативных» мощностей. А оплот демократии, светоч цивилизации (и мировой гегемон по совместительству) США ввели 15,7 ватт на душу. То есть, как видите, задача «догнать и перегнать Америку» для Украины понемногу превращается в реальность. И хотя автор цитаты – всё-таки Ленин, с ментальностью Никиты Сергеича она уживается очень уж хорошо.

Но, в отличие от восточного соседа, западные пока могут поглядывать на Украину свысока. Полной статистики по странам пока нет. Имеющиеся данные по Евросоюзу в целом дают нам цифру в 50 «зеленых» ватт на душу, введенных в эксплуатацию в 2013. Равнение на ЕС?

Равнение на ЕС, чему тут удивляться? В начале 2011 года Украина присоединилась к договору об Энергетическом Сообществе. Что представляет собой договор с точки зрения межгосударственных отношений – хорошо описывает эта статья. В двух словах: это выстраивание внутри страны-ассоциата энергетической системы по образцу Евросоюза, выгодной Евросоюзу и подчиненной нормам Евросоюза. Еще короче: это отказ от независимой энергетической политики.

Договор охватывает очень широкий перечень вопросов в сфере энергетики – более 500 страниц законодательного текста на английском. Больше всего на Украине обсуждались реформы в газотранспортной и газораспределительной сферах. Поскольку в этих сферах вращаются очень большие деньги и очень большие люди. Но для моей сегодняшней темы важнее другие требования Договора: по возобновляемым источникам энергии.

В частности, Украина приняла на себя обязательства достичь 11%-ной доли возобновляемых источников в общем конечном потреблении энергии к 2020 году. В 2009 эта доля составляла 5,5%. В принципе, увеличение доли на 5,5% по сравнению с другими странами-членами Договора – не слишком высокий рост. Посмотрим, как собирается обеспечивать этот рост Державне Агентство з енергоефективності. Именно этой структуре было приказано подготовить Національний План дій з відновлюваної енергетики на період до 2020 року, чтобы представить его в секретариат Энергетического Сообщества до 30 июня 2013. Не вопрос, ответили спецы, и наваяли соответствующий документ. Но функционерам секретариата Сообщество, видимо, что-то в украинских планах не понравилось, и до сих пор документ имеет статус проекта.

Итак, немалая часть роста ВИЭ в Плане предусматривается за счет твердой биомассы. Иными словами, древесины и отходов с/х производств. Добро пожаловать в средневековье, мои дорогие друзья! Нет, конечно, всё укладывается в тренд: в Европейском Союзе потребление энергии из этого источника увеличилось на 60% с 2002 по 2012. Что обеспечило около 40% роста всей возобновляемой энергетики ЕС. А вы говорите, ветер. А вы говорите, солнце. Солнце и ветер – это, конечно, хорошо, но Евросоюз будет двигаться дальше в сторону дров твердой биомассы. К 2020 планируется рост потребления еще на 70%.

Хорошо, как это будет выглядеть применительно к Украине? К 2020 потребление этого вида топлива должно увеличиться на 2,6 млн. т.н.э. в год. С ресурсной точки зрения цифра 2,6 млн. т.н.э., в принципе, достижимая. А вот с организационной – боюсь, что планка высока. Если взять данные по Евросоюзу, лишь 3 страны на промежутке 2002-2011 увеличили производство твердой биомассы на эту или большую величину. Из них хоть как-то сопоставима с Украиной одна Польша. За 9 лет рост там был примерно такой же, какой требуется Украине за семь. Но есть маленький экономический нюанс: западная соседка в те годы была вдвое богаче, чем Украина сейчас. А необходимость серьёзных инвестиций никто не отменял.

Кроме того, в 2020 Украина планирует уловить 600 кт.н.э солнечного тепла с помощью коллекторов. Для ласкового украинского солнышка - это довольно приличная цифра. Если предположить, что индивидуальный солнечный коллектор будет давать 2000 кВт*ч полезного тепла в год, мы выходим на 3,5 млн. установленных индивидуальных коллекторов. Я полагаю, что субурбанизация в Украине будет идти не настолько высокими темпами. А наличное сельское население – 14 млн. в декабре 2013, и неуклонно сокращающееся в динамике, вряд ли осилит планы Агентства.
Понимают это и в Агентстве - и решают подключить украинское солнце к централизованным системам теплоснабжения. Потому что, ребята, интерес. Потому что как вы себе представляете распил на индивидуальных коллекторах? Нет уж, пускай солнце – общее, но поимеют выгоду от энергетического сближения с ЕС только отдельные достойные личности. Так сказать, совместят приятное (евроинтеграция!) с полезным (для собственных карманов).

Еще более эпичными являются планы Агентства по тепловым насосам. В 2020 они планируют отсосать из окружающей среды (в основном из воздуха) более 1 Мт.н.э. Для сравнения, вся Европа (500 млн. человек, не говоря уже об экономическом потенциале) в 2012 получила из этого источника 5 Мтнэ. То есть налицо некоторая нереалистичность. Некоторая… Но вы уже в курсе желания властей железной рукой загнать Украину в светлое возобновляемое энергетическое будущее. И не забыть про интерес. То есть все мощности тепловых насосов опять планируется подключать к централизованным системам теплоснабжения. А поскольку системы сами по себе очень недешевые, полагаю, интерес будет тоже немаленький…

Электроэнергетика. Выше я на полном серьезе говорил про перспективы «догнать и перегнать». В следующие два года, 2014 и 2015, по Плану необходимо вводить более 700 МВт мощностей ежегодно. А в следующую пятилетку, 2016-2020 – по 900 МВт в год. Совокупный ввод мощностей возобновляемой энергетики за этот период составит около 6 ГВт.

Из них около 700 МВт должен обеспечить прирост в гидроэнергетике. В основном он будет достигнут за счет «традиционных», крупных объектов. Однако планируется ввод более 30 микро-ГЭС (менее 1 МВт) и около десятка малых (1-10 МВт).

Самый большой прирост мощностей планируется (как вы уже наверняка догадались) в ветроэнергетике и фотовольтаике. За два следующих года надо утроить мощности ВЭС. А к 2020 году установленная мощность ВЭС в стране должна достигнуть 3 ГВт. Зато ввод СЭС сейчас идет с опережением планов.

Самая интересные изменения коснутся транспортного сектора. Здесь Евросоюз установил очень жесткое требование: 10%-ная доля возобновляемых источников энергии к 2020. И крыть эту долю Украина собралась в основном за счет биоэтанола/ЭТБЭ и био-дизеля.

Долго тянуть с этим процессом не стали – еще в 2012 были приняты поправки в закон, устанавливающее обязательное содержание биоэтанола в бензине не менее 5% с 1 января 2014 года. Но, как водится в наших краях, 1 января 2014 наступило совсем ВНЕЗАПНО. Внезапно оказалось, что под нововведения не приняты ни стандарты, ни нормативная база. Внезапно оказалось, что производственных мощностей украинских производителей спирта недостаточно. Но самым внезапным оказался тот факт, что 75% потребляемого в стране бензина – импорт.

Теоретически, конечно, можно установить смесительные установки на нефтехранилищах, чтобы не возить свой этанол на НПЗ Белоруссии и России. Потому что означенные страны пока не готовы удовлетворять потребности соседки в альтернативных топливах. Но по каким-то причинам нефтетрейдеры этим до сих пор не озаботились.

В общем, если гора не идет к Магомету – тогда Магомет пойдет к горе. В правительстве поняли, что напугать ежа голой задницей рынок нефтепродуктов европейскими требованиями не получилось. И пошли на попятную. На обязательный норматив содержания биокомпонентов в бензине введена отсрочка до 1 июля. Сам норматив пока будет снижен до 3%. До 5% он будет повышен с 2016 г. Кроме того, теперь разрешено вместо этанола добавлять в бензин компоненты на его основе (ЭТБЭ?), поскольку больше половины украинского автопарка не сможет переварить содержание этанола в топливе выше 5%. Казалось бы, что мешало прописать эту норму раньше…

Надо сказать, что на фоне Евросоюза дерзания украинских властей смотрятся вполне внушительно. Старушка-Европа к фактической цифре 5%-ного содержания биоэтанола в бензине должна приблизиться только в этом году, после долгих и упорных стараний:

Энергетические успехи Украины


За семь лет стране надо нарастить производство биоэтанола до 560 тыс. килолитров. В прошлом году Украина произвела 90 тыс. кл. Разница – 470 тыс. кл – выглядит внушительной на фоне достижений других стран ЕС:

Энергетические успехи Украины


Хотя, с другой стороны, чем Украина хуже Бенилюкса? Наверняка те украинцы, что бывали в Бенилюксе, ответят, что практически ничем :)

Некоторые читатели вправе поинтересоваться: что это ты, Джованни, нам всё про бюрократию да про европейский прогресс толкуешь? А что там насчет EROEI? Вынужден ответить: энергетическую эффективность конкретно украинского биоэтанола никто не считал. Для самого перспективного источника – сахарной свеклы - по оценкам, сделанным в европейских условиях, выходят на диапазон 1,2 : 1 - 1,9 : 1. И тут у нас возможны два варианта. Первый – это считать, что Украина ничем не хуже Бенилюкса, и поздравить Агентство по енергоефективності с тем, что какой-то выхлоп от его инициатив будет…

Второй вариант – считать, что Украина от Бенилюкса всё-таки «слегка» отличается. Например, средняя урожайность сахарной свеклы в Европе «слегка» повыше, чем на Украине: 65 тн/га против 35-40 тн/га. «Слегка» повыше в Европе среднее содержание сахара в корнеплодах: 17%-18% против 14%-15%. Украинское оборудование для производства спирта вряд ли может составить хоть какую-то конкуренцию европейскому в плане энергоэффективности. Наконец, примем во внимание нацеленность Украины на использование ЭТБЭ. Синтез ЭТБЭ, сами понимаете, не бесплатен с энергетической точки зрения. Только здесь «потеряется» 8,4% доступной энергии. Так что я с поздравлениями не стал бы торопиться…

Ну да ладно, все вышеперечисленное – это лирика. Имеет смысл обратиться и к экономике указанных процессов. Ситуацию в электроэнергетике прекрасно иллюстрирует пост crustgroup, написанный им летом прошлого года. Отсылаю всех к нему – там очень доходчиво расписаны масштабы субсидирования «зеленой» украинской энергетики. А также называются личности, у которых в солнечной энергетике имеется немалый интерес.
Кстати, в посте была высказана мысль, удивительно быстро оказавшаяся пророческой: «И рентабельность бизнеса "El presidente" в украинском варианте позволяет предположить, что это — ненадолго. Потому что ишак не выдержит двоих. Или украинский народ — или El Presidente». Ну что ж, кресло из-под El presidente уже уплыло. Вот только пока не очень верится, что народ окажется в результате выигравшей стороной...

Так вот, я лишь несколько актуализирую информацию по стоимости «зеленых» киловатт-часов. В табличке ниже указаны оптовые цены, по которым сети Украины покупали электроэнергию у альтернативных производителей в январе 2014. Для удобства читателей они также приведены в российских рублях.

Энергетические успехи Украины


Вы могли обратить внимание на тот факт, что население Украины платит за электроэнергию меньше (в 1,6 раза), чем она стоит на оптовом рынке, не говоря уже о цифрах, которые видит в квитанции средний житель какой-нибудь энергетической сверхдержавы. Ничего не поделаешь, это уже не экономика, это уже политика. Зато, ребята, с лихвой платят за всё украинские предприятия. Возвращаясь к экономике – у нас тоже хватает гуру, которые утверждают, что-де высокие цены на энергию стимулируют энергосбережение, а значит, делают предприятия более конкурентоспособными. И призывают к подъему внутренних цен до мировых. Наилучший способ повысить конкурентоспособность, таки да...

Добавлю еще одну деталь – предприятия альтернативной энергетики до 2021 г. освобождены от налога на прибыль.

Из приведенной выше таблички становится понятным, почему солнечная энергетика на Украине опережает все планы, а ветер – пока отстает. Для полноты картины - еще несколько графиков, иллюстрирующих реальные энергетические успехи Украины. Догнали и перегнали, кавычек больше не требуется. Первый график показывает цену 1 кВт*ч фотовольтаики в европейских странах. Второй – бонус к основному тарифу для тех случаев, когда ценообразование осуществляется именно таким образом

Энергетические успехи Украины


Отметим, что тариф для фотовольтаики в каждой стране сильно варьирует в зависимости от мощности установок, их расположения (на крыше или земле), доли местных компонентов и прочих параметров. Брались наиболее приближенные к украинской ФВ-модели параметры (крупные станции мощностью >10 МВт). В случае «вилки» цены брались по максимуму. При этом стоит учитывать, что далеко не везде государство поддерживает крупных производителей энергии. Для некоторых стран при превышении мощности ФВ-установок определенной величины (напр., 500 кВт) никаких льгот не предусматривается. В таком случае для графика брались тарифы для максимальной мощности, подпадающей под специальные условия.

Так вот, становится понятно, что Украина – это настоящая Мекка для солнечной энергетики. При таких условиях иностранные инвесторы должны были бы саранчой налететь на Киев и напаковаться в приемные Министерства энергетики и угля, как в вагон метро в час пик – лишь бы заключить заветный контракт. Один доброжелательный взгляд в сторону Китая – и «Національний План дій» в части фотовольтаики был бы выполнен не за семь лет, а за три года.

Но это если мы будем рассматривать вышеприведенное как «экономическое стимулирование». Если же мы будем рассматривать это с точки зрения «интереса», ситуация заиграет несколько иными красками. Иностранный инвестор при таком раскладе превращается в элемент нежелательный: сразу начинается контроль, сразу начинаются вопросы, да и вообще, с ним же делиться надо! Разве для этого создавался интерес? Нет, мы же серьезные люди, мы все понимаем…

В принципе, в украинской возобновляемой энергетике чужим людям и так интерес пришлось бы учитывать. Как думаете, легко ли получить 200 гектаров земли, да не абы где, а в местах с подходящей метео-климатической обстановкой? А получить все необходимые согласования? А устроить подключение к сети? Но местные элиты посчитали, что этого маловато (а интереса вообще много не бывает), и приняли гениальное в своей изящности решение. С 1 июля 2013 «зеленый тариф» будет предоставляться только тем проектам, в которых доля местных комплектующих будет превышать 30%. А с 1 июля 2014 – 50%.

Опять же, возможна двоякая интерпретация этой меры. С точки зрения «экономического стимулирования» - сразу столько плюсов, тут тебе и добавленная стоимость в стране остается, и передовые технологии осваиваются, и перспективы выхода на международные рынки…

С точки зрения интереса плюсов, наверное, еще больше. Но плюсы эти распределяются среди довольно ограниченного круга лиц. В частности, это решение одним махом замыкает всю (всю!) фотовольтаику Украины на Activ Solar и, соответственно, на братьев Клюевых. С чем мы их и поздравляем. Надо отдать бизнесменам должное – они инвестировали очень серьезные деньги в производственные мощности. Было создано современное высокотехнологичное производство, обеспечивающее занятость и заработок нескольким тысячам соотечественников. Здорово, единственная загвоздка - стоимость произведенной продукции оказалась такой, что на мировом рынке в её сторону даже никто не посмотрит. Конечно, принятое в результате решение – это совсем не европейский вектор… Но в том же Китае государство дотирует убыточных производителей фотовольтаики, и все довольны: рабочие места, современные технологии. «Зеленая» энергетика, опять же, тренд. Разница совсем незначительна: китайское государство в конечном итоге дотирует весь мир и своих внутренних покупателей солнечных панелей, а украинское государство дотирует оффшорные счета Activ Solar…

С ветрогенераторами тоже всё не совсем однозначно. Есть и success story – компания «Фурлендер Виндтехнолоджи», позиционирующая себя как единственного на постсоветском пространстве производителя современных ветротурбин. Фактически компания базируется на мощностях Краматорского Завода Тяжелого Станкостроения. Пока на Украине производятся элементы конструкции потяжелее и «погрубее» - башни, гондолы, роторы, но в этом году планируют запустить и производство лопастей. Турбины производятся по лицензии немецкой W2E, о собственных R&D речь пока не идет.

Но если нет желания заниматься всей этой возней с производством редукторов, лопастей и прочих фиговин – можно поступить проще. В конце концов, кто определяет, дотягивает ли турбина до 30% локализации? Определяют люди. А значит, возникает интерес. А вы, ребята, верите, что операция сборки гондол составляет 37,5% от стоимости всей турбины (без учета затрат на установку)? Вот и у меня закрадываются сомнения. Зато у ответственных чиновников сомнений не было. Нет, наверняка "Виндкрафт Украина" все обоснования предоставила («да-да, вот эта бумажка… вот, в правом нижнем углу»), откуда взяться сомнениям?

Надо отметить, что ветроэнергетикой в стране занимаются тоже вполне уважаемые люди. «Ветряные Парки Украины», крупнейшего оператора, связывают с «донецкими» - Анатолием Близнюком. «Винд пауэр» принадлежит Ринату Ахметову.

В число направлений, которые обошло стороной внимание «вполне уважаемых людей», попал биогаз. На Украине попросту не существует технологий для создания необходимого оборудования, а малые объемы предполагаемого ввода мощностей вряд ли заинтересуют иностранных партнеров. Да и для энергетики на твердой биомассе перспективы остаются под вопросом.

Несколько штрихов к картине по этанолу. Знакомьтесь: государственное предприятие «Укрспирт». Монопольный производитель этилового спирта в Украине. Этакий «Газпром», только с национальным колоритом. Можете продолжить параллели, поразмышляв над тем, кто стоит за спиртовым монополистом.

Госпредприятие в своем нынешнем виде существует с 2010 года, когда многочисленные разрозненные спиртзаводы, принадлежавшие государству, были объединены в одно юр. лицо. Как рассказывает источник Forbes – «с целью централизации теневых доходов от нелегального сбыта спирта и ликеро-водочной продукции». И надо признать, тамошние менеджеры показали свою «эффективность». По различным оценкам, от 40% до 80% произведенного госпредприятием спирта реализуется по «черным» схемам. Речь идет о суммах в несколько миллиардов гривен. Полагаю, это стоит называть эффективным менеджментом.

В середине 2013 эффективные менеджеры запросили 1 миллиард гривен на инвестиции в производство биоэтанола. Минфин развел руками – денег в бюджете нет. Возникли какие-то малопонятные схемы частно-государственного партнерства, в которых отдельные заводы перепрофилируются(?) под конкретных инвесторов. Юридическая база? Государственный контроль? Не знаю, не знаю… Из туманных заявлений заместителя гендиректора Р. Рыбакова трудно выловить что-то полезное, разве что гадать о том, что «перепрофилирование» идет, а с инвестициями негусто… Особенно умиляет требование к импортерам завозить в страну бензин, уже содержащий биокомпонент. Правильно, за «зеленое» энергетическое будущее Украины должны отвечать Белоруссия и Россия! А «Укрспирту» дополнительный спрос на его продукция даром не сдался…

Тем временем, сообщается о росте цен на топливный этанол до 11,5 грн за литр. Ранее оговаривалась цена 8 грн/л. Очистим эти цены от НДС, переведем в формат биржевого контракта – получим 839 и 621 евро/килолитр соответственно - и сравним с европейскими:

Энергетические успехи Украины


Мы увидим, что если цена 8 грн за литр еще более-менее адекватна, то всё, что выше, уже плохо укладывается в рамки допустимого. С другой стороны, европейские цены на этанол – это последний показатель, с которым должны соотноситься украинские цены. Потому что на Украине действует запретительный акциз на импорт топливного этанола. Так что при желании участники рынка могут и дальше ставить те цены, которые сочтут необходимыми.

Отсутствие конкуренции со стороны импорта – не единственный механизм, из которого можно извлекать интерес. Очень перспективной темой, на мой взгляд, являются манипуляции на разнице в акцизных ставках на бензин с разным содержанием биодобавок, и акцизных ставок на топливный и нетопливный этанол. Ведь там, где существует нелегальный рынок алкоголя, всегда можно пристроить и нелегальный рынок биотоплива.

Выше я обмолвился, что в государственном бюджете денег нет. И ситуация только ухудшается. Впрочем, бюджет – отдельная тема, для нас важно, что государство в финансовом плане помогать энергетическим проектам не способно. Поэтому основным источником финансирования становятся кредиты за рубежом. В основном в той же Европе. Мне сложно сказать, почему местная банковская система в этом процессе не участвует, возможно, у ней самой большие проблемы с фондированием в евро, могут быть еще и проблемы с ограничениями на потоки капитала. Тем не менее, компании альтернативной энергетики считаются пока более надежными заемщиками.

Пока. Загвоздка в том, что кредитуются предприятия «зеленой» энергетики в евро. Выручку получают в гривнах. А потенциал девальвации у гривны имеется, и весьма немалый. Госпожа Анна Задорнова (UBS) прогнозирует нам 10 гривен за доллар к 2015… Но мы же все прекрасно понимаем, что это оптимистичный сценарий. Если все протесты исчезнут, как по мановению волшебной палочки, если экономика, получив дозу адреналина, вдруг ускорится, если следующие транши российского кредита пойдут по расписанию, если цена на газ опять не будет повышена... Если немного отскочит цена на металлы… Если НБУ не наделает ошибок… Если ошибок не наделает новое правительство… Наконец, если 20%-ной девальвации будет достаточно, чтобы более-менее выправить внушительный нынешний дефицит по счету текущих операций.

Всё упирается в одну точку: возможный дефолт правительства Украины по внешнему государственному долгу. Здесь «ползучая» девальвация работает против государства, увеличивая эту вероятность. В случае реализации этого события гривна окажется в свободном падении. Последний дефолт в Украине, как и в России, случился в 1998, тогда курс гривны упал в 2,5 раза. Настолько сильное падение неизбежно повлечет за собой и дефолты частных заемщиков. Даже если в их число не попадут «зеленые» энергетические компании, о выделении кредитов на новые проекты можно будет на некоторое время забыть. Возможно, какой-то интерес проявит Китай. Но в последнее время, когда Украина отчаянно нуждалась в деньгах, Китай остался в стороне, а деньги пришли из России. В любом случае, китайцы – достаточно прагматичные товарищи, и они будут ориентироваться исключительно на собственную выгоду. Удастся ли совместить китайскую выгоду и родной интерес – большой вопрос. Впрочем, даже без апокалиптических сценариев риски остаются высокими. Деньги привлекались на достаточно длительный срок…

Вот такой сейчас видится картина победного шествия альтернативной энергетики по Украине. Однако при всём при этом, при этих многочисленных проявлениях украинской «специфики», нельзя не признать одно. Есть вектор, которому следует Украина. Европейский вектор. И выбран этот вектор был задолго до того, как страна присоединилась к Энергетическому Сообществу. И даже до того, когда Европа стала предпринимать серьезные меры для развития возобновляемой энергетики. И, в сущности, те ребята в строительных касках, что работали в Крыму на монтаже солнечных электростанций, и те ребята в касках, что не так давно дрались с «Беркутом» на Майдане – они все действовали в рамках этого вектора.

Евросоюз стремится к достижению независимости от поставщиков ископаемых энергетических ресурсов. И в целом это стремление понятно. Понятно и обоснованно оно в этом контексте и для Украины. Так что приоритет «зеленой» энергетики для Украины, возможно, выбран правильно. Возможно. А может быть, и неправильно. Я ниже приведу обширные выдержки из новой версии Энергетической стратегии Украины. И о правильности выбора приоритетов вы сможете поразмышлять самостоятельно.

«По состоянию на конец 2012 г. 81% блоков тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей превысили границу физического износа в 200 тыс. часов наработки и требуют модернизации или замены. Износ оборудования приводит к перерасходу топлива, уменьшение рабочей мощности и ухудшение экологических показателей».

«Атомные энергоблоки приближаются к окончанию срока проектной эксплуатации: более 70% атомных блоков потребуют продления срока эксплуатации в ближайшие 10 лет».

«Баланс мощности энергосистемы Украины характеризуется дефицитом как маневренных, так и регулирующих мощностей, доля гидроэлектростанций, которые обеспечивают основной объем маневренных мощностей, в общем балансе мощностей не превышает 9% при оптимальном уровне в 15%».

«64,4% основного оборудования трансформаторных подстанций отработали свой расчетный технический ресурс».

«В распределительных сетях значительное количество объектов также отработала свой ресурс : 40,5 % электрических сетей и 37,6 % трансформаторных подстанций требуют реконструкции или замены».

«Для поддержания надежности энергосистемы нужна полномасштабная программа модернизации этих активов. Без реализации программ модернизации существующих и строительства новых мощностей дефицит пиковой мощности наблюдаться уже в 2017-2020 гг».


Ну и так, для справки: 70% атомных блоков – это 63 ТВт*ч в год. Вся альтернативная энергетика Украина, по плану, в 2020 должна произвести 12 ТВт*ч.

На этой мажорной ноте мы, пожалуй, с Украиной закончим. И обратим свой взор в вожделенную Европу. Где в настоящее время происходят процессы, которые могут вызвать неподдельное разочарование у сторонников «зеленой» энергии.

В частности, в Германии предлагается законопроект, обязывающий хозяев солнечных панелей платить за выработанное электричество, потребленное на собственные нужды. Грабеж средь бела дня! Интересно, что нововведения затрагивают только крупные мощности, домохозяйства никаких изменений не почувствуют. Аналогичный законопроект находится на стадии принятия и в Испании, но здесь плата уже коснется всех. Мотивация? Производители должны платить за услуги сети, и когда они берут из нее электричество, и когда отдают. Но в принципе, всё упирается в ту же экономику субсидирования. Экономика выходит уж больно неэкономной.

Немецкий министр экономики Зигмар Габриэль рьяно взялся за дело, предложив ограничить максимальные объемы ввода альтернативных мощностей. Он также планирует сокращать тариф, выплачиваемый поставщикам «альтернативного» электричества. Габриэль оценил объем ежегодных субсидий немецкой «альтернативке» в 24 млрд. евро. Напомню, весь ВВП Украины составляет 130 млрд. евро.

Немцы всё понимают. Немецкая тяжелая промышленность, например, вообще освобождена от уплаты «зеленого налога» на потребленное электричество. И объем предоставляемых вычетов увеличивается: если в прошлом году они составили 4 млрд. евро, то в этом – 5,1 млрд.

Фактически, в Европе начинает разворачиваться обратная тенденция: начинают применяться субсидии для тепловой энергетики. Технологические особенности ТЭС не позволяют им работать в прерывистом режиме. Либо они работают, и часто - себе в убыток, либо они не работают вовсе. Но долго работать в убыток они не могут. По оценкам IHS, порядка 110 ГВт теплоэнергетики могут быть закрыты владельцами в ближайшие три года по причине нерентабельности. 110 ГВт означает, что кто-то (а именно, десятки миллионов человек) зимой может остаться без тепла и света. Для еврочиновников это не самый благоприятный вариант развития событий. Поэтому они решили действовать проверенным путем: субсидиями…

И, в заключение, про Россию. В начале поста я неслучайно оговорился, что для нас «альтернативка» пока не актуальна. Но обещает стать актуальной уже в ближайшей перспективе. Наша собственная среднесрочная энергетическая стратегия предлагает ввод в сеть 5,9 ГВт «альтернативной» мощности к 2020 году. Стартуем уже в этом. 6 гигаваттами, мы, конечно, украинцам нос не утрем. Может, это и к лучшему… Вообще предполагается, что в России общий объем генерирующих мощностей не будет расти с 2015 года. Прогнозируется, что имеющихся к тому моменту будет достаточно.

Общий объем инвестиций в «зеленые» киловатты может составить 466 млрд. руб. до 2020. Раньше называлась цифра 516 млрд. руб., но аппетиты слегка поубавились. Экономическая конъюнктура того-с… На Украине с конъюнктурой, видимо, все в порядке.

Большая часть установленной мощности придется на ветрогенераторы – 3,6 ГВт. Мощности СЭС к 2020 вырастут до 1,5 ГВт. Малые ГЭС дадут 750 МВт, это несколько сотен проектов. Темпы ввода по годам:

Энергетические успехи Украины


Если на Украине всё будет хорошо, мы догоним ее по абсолютным темпам ввода «альтернативных» мощностей в 2017. На душу населения, впрочем, украинцы будут нас серьезно опережать.

Отметим, что наше правительство взяло на вооружение украинский опыт и установило требование по локализации сразу на уровне 45%. К 2016 эта цифра повысится до 70%. Правильно, что нам Европа?

Один нюанс: не производятся в России современные ветрогенераторы. Производство можно (и нужно) лицензировать, но на все это требуется время. Да и на «Рюмякоски» основное гидромеханическое оборудование было произведено в Чехии. Впрочем, в случае с ГЭС силовые агрегаты могут составлять лишь незначительную часть от капитальных затрат.

С фотовольтаикой дело обстоит лучше – но, как вы уже наверняка догадались, стоимость продукции российских заводов абсолютно неконкурентосопособна по мировым меркам. Впрочем, если бы конкурентоспособность наличествовала, большого смысла в требованиях по локализации не было бы.

Отражение имеющегося технологического задела мы видим и на результатах первого конкурса по отбору проектов в ВИЭ. На 2014 и 2015 год не подано ни одной заявки на ВЭС. В принципе, планы по вводу 450 МВт по этому виду генерации на перспективу двух лет можно считать похеренными. Что-то, возможно, успеют ввести в 2015, но явно до заявленных цифр не дотянут.

По малым ГЭС не было подано ни одной заявки. Сотни проектов? Не уверен…

Зато достаточно выигрышно смотрятся солнечные электростанции. В 2014, правда, тоже ни хрена не получается – дай Бог, чтобы удалось ввести 35 заявленных мегаватт. Но за следующие года можно не беспокоиться.

Хорошо, скажете вы. Стратегии, конкурентоспособности, прочее бла-бла… Где здесь интерес?! О-о, схема здесь очень любопытная. Государство обеспечивает внутреннюю норму доходности 14% год. на вложенный капитал и окупаемость за 15 лет. Да, вот так вот, «в лоб», без всяких недомолвок. Ставка 14% привязана к доходности долгосрочных ОФЗ, что будет давать какую-никакую поправку на инфляцию. В конечном итоге инвестор через 15 лет будет иметь в собственности, помимо 14%-ной доходности, еще и не до конца самортизированный актив (а в случае с мГЭС – так и вовсе «молодой»).

Риски – видимо, только в виде изменения государством «правил игры». Судя по всему, желающие вложить деньги в такую схему имеются. Действительно, по сравнению с другими секторами энергетики, не говоря уже о других сферах бизнеса, условия «тепличные». В то же время предусмотрены механизмы конкуренции: проекты отбираются с точки зрения минимальных капитальных затрат. Впрочем, это правило действует в рамках своих «групп», значения объемов ввода по видам генерации установлены жестко.

Инвесторам стоит поторопиться: с 2015 года внутренняя норма доходности снизится до 12%. Интересно, насколько такое изменение повлияет на заинтересованность в ВИЭ. С другой стороны, в этом году подаются заявки на ввод до 2018 г. включительно, так что речь может идти скорее о проектах, отстоящих от текущего момента на 5 лет и выше в будущее.

В конечном итоге, за все заплатит потребитель. Максимальное повышение тарифов из-за поддержки «альтернативки» ограничено 2%. При достижении этого предела «зеленую» энергетику поставят на паузу. МЭР оценивает предельную нагрузку в 2020 в размере 70 млрд. руб. Или 11,9 тыс. руб. за киловатт. С коэффициентом использования установленной мощности на круг 25% это 5,42 руб. за киловатт-час, произведенный «зелеными» производителями. Хорошо, если МЭР делал расчеты в текущих ценах. Если же в постоянных – можете вернуться назад и сравнить с украинскими.

Собственно, вопрос возникает один: зачем? Хорошо, Евросоюз сильно зависит от импорта энергии, и всячески желает эту зависимость сократить. В аналогичной ситуации находится и Украина. Но для нас альтернативная энергетика – это что, желание быть в тренде? Модная фича? Чтобы перед Ангелой Меркель и Пан Ги Муном не было стыдно? Или мы решительно взяли курс на сокращение эмиссии парниковых газов? Или мы решили дать нашей промышленности толчок в области современных энергетических технологий? Или альтернативная энергетика лучше всего отвечает требованиям, которые потребители предъявляют к генерации? Или это что-то еще?.. Потому что лично у меня нет четкого понимания, для кого именно внедряются эти инициативы. Впрочем, в нашей российской реальности, как и в украинской, всегда наготове универсальный ответ: интерес…

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter