Депозитная база банков, февраль » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Депозитная база банков, февраль

На днях ЦБ отозвал лицензии у трех некрупных банков, а также у платежной системы «Мигом». Последняя критически пострадала после произошедшего ранее отзыва лицензии у банка «Евротраст». Все три банка перед отзывом испытывали проблемы с ликвидностью. Есть определенная вероятность, что последние действия ЦБ повысят нервозность на банковском рынке
23 марта 2014 Живой журнал | Архив giovanni1313
На днях ЦБ отозвал лицензии у трех некрупных банков, а также у платежной системы «Мигом». Последняя критически пострадала после произошедшего ранее отзыва лицензии у банка «Евротраст». Все три банка перед отзывом испытывали проблемы с ликвидностью. Есть определенная вероятность, что последние действия ЦБ повысят нервозность на банковском рынке. Во-первых, решение об отзыве было принято в условиях достаточно напряженной внешнеполитической обстановки, которая, видимо, будет сохраняться в течение неопределенного времени. Во-вторых, один из пострадавших банков – «Русский земельный банк» - имел достаточно специфическое положение. В его совет директоров буквально до недавнего времени входил двоюродный брат президента РФ Игорь Путин. Очевидно, что банкротство банка стало своеобразным сигналом о том, что даже «высокие покровители» не могут являться гарантией решения всех проблем.

Прошлый же месяц выдался относительно спокойным. Посмотрим на февральский прирост депозитов населения в банках отдельно по четырем государственным банкам (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, РСХБ) и по остальной части системы:

Депозитная база банков, февраль


Несмотря на отсутствие «резких движений» со стороны ЦБ, мы видим обозначившуюся разницу в темпах прироста между двумя группами банков по сравнению с историческими значениями. С одной стороны, в январе мы видели обратную картину – более быстрый рост у частных банков – и февраль может быть определенным «откатом». С другой стороны, такое положение дел свидетельствует о том, что процесс «огосударствления» рынка вкладов населения, видимо, будет продолжаться и дальше, особенно с учетом последних событий.
Отметим, что из прироста депозитов населения на 1,3% по системе в целом порядка +0,6% обеспечила курсовая переоценка.

Изменим группировку и сравним прирост депозитов для ТОП-20 банков и остальной части системы:

Депозитная база банков, февраль


Здесь отрыв крупных банков от небольших гораздо менее выраженный.

Медианные характеристики также не свидетельствуют о каких-либо значительных проблемах:

Депозитная база банков, февраль


Другой источник пассивов – средства организаций – в феврале продолжил рост, превышающий историческую норму:

Депозитная база банков, февраль


Порядка +0,8% в прирост февраля 2014 внес курсовой фактор, но и с учетом него значение кажется повышенным. Напомню, что в прошлом месяце также наблюдался аномально высокий рост средств предприятий на банковских счетах. В прошлом месяце я ошибочно посчитал, что рост кредитования предприятий не мог сильно повлиять на эти процессы, однако вышедшая статистика говорит об обратном. В январе был достаточно сильный рост кредита, в том числе в национальной валюте. При этом, если общий объем «аномалии» в январском росте средств организаций я оцениваю примерно в 450-650 млрд. руб., фактор роста рублевого кредита может объяснить от 70 до 180 млрд. из этой величины. Т.е. влияние далеко не решающее.

В феврале прирост корпоративного кредита составил +1,2%, из которого +0,6 - +0,7% может объясняться курсовым фактором. С учетом колебаний курса темпы находятся в рамках исторической нормы. Таким образом, причины ускоренного (хотя и не такого сильного, как в январе) роста ликвидности нефинансовых организаций тоже пока не ясны.

В этот раз ВТБ сбавил обороты, но Сбербанк продолжил втягивать в себя средства предприятий. В феврале он увеличил эту группу пассивов на 360 млрд руб. За первые 2 месяца нового года прирост денежных средств организаций в Сбере составил фантастическую цифру - +22,2%!

Ну и наконец, стало понятно, кто же был покупателем валюты во время январских перипетий. Интриги было немного – средства обнаружились на счетах частных нефинансовых предприятий. За короткий январь объем валюты на их текущих счетах увеличился аж на 75%. Где-то 7% от этой цифры – следствие ослабления рубля, остальное приблизительно соответствует чистым покупкам. Их объем мог составить порядка 14 млрд. долл. При том, что валютные интервенции ЦБ за этот же период составили 8,6 млрд. долл. Нерезиденты? Нерезиденты на таком фоне не выглядят особо значимыми игроками. Условно можно считать, что вся потраченная ЦБ валюта осталась внутри страны. По крайней мере, по итогам января имелась сдержанная надежда на то, что фундаментально рубль был недооценен.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter