Деофшоризация экономики и налоговая амнистия капиталов не будут эффективны » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Деофшоризация экономики и налоговая амнистия капиталов не будут эффективны

31 декабря 2015 Состоятельный инвестор | Архив Семенов Дмитрий
Объявленные несколько месяцев назад планы Минфина по деофшоризации российской экономики приобретают все более конкретные очертания. Главным оружием чиновников станет дорабатываемый сейчас закон о контролируемых иностранных компаниях (CFC), обязывающий владельцев более чем 10% акций любого офшора платить в России налоги с полученной прибыли. Кроме того, российские власти работают над поправками в Налоговый кодекс, согласно которым срок давности и глубина проверки по налоговым преступлениям могут вырасти с нынешних трех до 10 лет. Также появилась информация, что аудиторские компания обяжут автоматически отвечать на все запросы налоговиков, а российским резидентам запретят передавать активы в «непрозрачные» трасты. Список потенциальных ограничений растет ежемесячно.

Впрочем, для тех, кто «готов сдаться добровольно», чиновники готовят и относительно приятный сюрприз. В правительстве обсуждается идея амнистии для капиталов, возвращенных на родину, в том числе в виде ценных бумаг. Чиновники пока спорят лишь о «масштабах прощения». По одному из вариантов налогоплательщик, вернувший капиталы, будет освобожден от пеней и штрафов, а также от уголовной ответственности, но должен уплатить сам налог. По другому проекту могут быть амнистированы полностью, то есть без уплаты налога, все доходы. Кроме тех, которые получены преступным путем.

Грядущая амнистия не первая и не последняя. Данную процедуру чиновники неоднократно объявляли практически во всех более-менее заметных странах мира. Последний раз в России ее провели совсем недавно - в 2005 году. Тогда амнистия была спонтанной, фактически неподготовленной, и бизнес не поверил властям. Вместо ожидаемых чиновниками 200 млрд. рублей, госказна за девять месяцев получила чуть более 3 млрд. И это неудивительно. Не секрет, что предприниматели и инвесторы люди осторожные. Пустыми угрозами об ужесточении ответственности за вывод капитала, равно как и голословными обещаниями, что на Родине созданы идеальные условия для зарабатывания денег, их не убедишь. Соответственно призыв чиновников оказывается услышанным только тогда, когда помимо непосредственно «пряника» они могут показать еще и «кнут».

О своих нынешних аппетитах чиновники, правда, открыто еще не объявляли. Тем не менее, согласно обзору Bank of America Merrill Lynch, реализация планов российского правительства по деофшоризации при максимально удачном стечении обстоятельств могла бы добавить бюджету $5-6 млрд, прежде всего за счет обложения уводимых сейчас от налогов процентов и дивидендов.

Понятно, что ресурс надзорных финансовых органов сейчас гораздо выше, чем в 2005 году. Можно уверенно прогнозировать, что возможная налоговая амнистия почти наверняка окажется успешнее, чем предыдущая. Но пока проекты Минфина по деофшоризации кажутся откровенно «сырыми». Потому весьма вероятно, что число желающих открыть свои доходы снова окажется в разы меньшим, чем надеются власти. Реально рассчитывать можно будет в лучшем случае лишь на треть или даже четверть суммы, которую насчитали специалисты из Merrill Lynch.

Пошли сдаваться

Очередной этап борьбы с офшорами в России стартовал после декабрьского послания Владимира Путина Федеральному собранию. Президент обратил внимание чиновников, депутатов и предпринимателей, что в 2012-ом через офшоры и полуофшоры прошла пятая часть российского экспорта - товары на $111 млрд.

Собственно после этого сотрудники Минфина засели за так называемый «антиофшорный пакет», различные законопроекты из которого уже полгода периодически просачиваются в СМИ и будоражат рынок. Идею деофшоризации горячо поддержали представители крупного бизнеса. Один за другим они начали заявлять о грядущем отказе (как минимум частичном) от использования офшорных схем.

“ «Поддерживаю деофшоризацию центров прибыли, потому что это правильная и нужная для российской экономики идея. Если бизнес находится в России, то он должен здесь платить налоги и здесь реализовывать всю социальную нагрузку — нельзя уводить деньги из страны, в которой их зарабатываешь» ”

Владимир Потанин
акционер компании «Норильский никель»

«Мы считаем идею деофшоризации абсолютно правильной. В отношении ОАО «КАМАЗ» акционеры приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию», — заявил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин.

Некоторые предприниматели уже даже перешли от слов к делу. Так, совладелец «Соллерс» (контролирует УАЗ) Вадим Швецов перевел принадлежащий ему пакет акций автопроизводителя (53,8%) из зарегистрированной на Кипре компании Newdeal Investments Ltd во владение московской компании «Эрфикс».

Можно не сомневаться, что таких примеров будет множество. Об использовании офшорных схем крупный российский бизнес знает не понаслышке. Упомянутый выше КАМАЗ на 28% принадлежит офшорным владельцам, Владимир Потанин через офшоры контролирует более 30% «Норильского никеля». Активно используют офшоры «Евраз», НЛМК, «Лукойл», госмонополия «Газпром» и многие другие.

Секрет внезапного прозрения крупных предпринимателей понятен. И дело не только в том, что отказывать президенту было бы как минимум «невежливо». Для тех, кто поучаствует в деофшоризации, власти пообещали достаточно много «пряников». Им будет открыт доступ к дешевым кредитам от госбанков, они получат приоритет при распределении госзаказов. Теряют представители крупного бизнеса при этом не так много – об уровне их доходов властям итак отлично известно.

Устрашающая теория

Для рядовых инвесторов ответ на вопрос, стоит ли активно участвовать в налоговой амнистии, не столь очевиден. Предельно ясно пока лишь то, что выполнять антиофшорые законы будет не просто. Причем даже тем, кто искренне решит полностью открыться перед властями.

Согласно законопроекту Минфина о контролируемых иностранных компаниях, юридические лица и граждане, владеющие иностранным бизнесом в офшорах (от 10% уставного капитала), обязаны будут сообщать об этом в налоговые органы. После этого надо будет уплатить налог на прибыль - 20% (для организаций) или подоходный налог – 13% (для граждан).

Более того, опасаясь, что собственники начнут дробить доли владения, Минфин сразу решил усложнить жизнь всем без исключения миноритариям. Они должны будут уведомлять налоговиков даже в случаях, когда им принадлежит всего 1% иностранной компании.

Такое уведомление (форма будет утверждена ФНС России) должно будет содержать, в частности, наименование и регистрационный номер иностранной организации (структуры), в отношении которой представлено уведомление, долю участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия и другие установленные законом сведения.

Миноритарии должны будут уведомлять налоговиков о доли в бизнесе даже в случаях, когда им принадлежит всего 1% иностранной компании


Для тех, кто данные не подаст, предусмотрены весьма жесткие санкции. Неуплата или неполная уплата сумм налога повлечет взыскание штрафа в размере 20% от прибыли контролируемой иностранной компании. Минимум 100 тыс. рублей.

В мировой практике обычно применяется куда более высокая «планка «отсечения» неплательщиков. Обычно «контролируемой» компания начинает считаться после того, как одно лицо собрало в ее уставном капитале напрямую или опосредованно долю порядка 30%, а то и вовсе 50%.

«Налоговую базу для исчисления налога предлагается считать по правилам российского налогообложения. Однако большинство иностранных компаний ведут учет так, как это установлено их местным законом», - указывает замдиректора департамента международного налогового планирования юридической фирмы «Клифф» Наталья Кордюкова. То есть, законопослушный миноритарий рискует просто не суметь задекларировать данные в соответствии с правилами.

Требование об информировании властей об обладании 1% акций офшорной компании и вовсе заведомо избыточно. «Это микроскопическая доля, количество отчетностей просто завалит налоговую», - признает партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Екатерина Лазорина. Более того, законодательство ряда офшорных стран в принципе не предусматривает обязательной подготовки и сдачи финансовой отчетности по требованию мелких акционеров. По крайней мере, в те сроки, что могут быть установлены отечественными чиновниками.

Торг пошел

Впрочем, российские инвесторы могут утешать себя той мыслью, что итоговая версия основного антиофшорного закона от Минфина окажется существенно мягче нынешней. Сверхжесткий документ, скорее просто написан для того, чтобы начать переговоры с бизнесом. Благо предприниматели, в том числе и представители госкорпораций, уже высказали массу вполне обоснованных претензий к документу.

«У нас есть компании, зарегистрированные, например, в Швейцарии. Они созданы для реализации крупных международных проектов, для транспортировки газа», — отмечает представитель «Газпрома» Наталья Готовцева.

Выполнять антиофшорые законы будет не просто даже тем, кто искренне решит полностью открыться перед властями


Внешэкономбанк (ВЭБ) в свою очередь высказал опасения, что принятие закона в редакции Минфина может сказаться на экспортных поставках высокотехнологической продукции. В госбанке уверены, что одна из причин использования офшоров — снижение кредитных рисков кредиторов, которые участвуют в финансировании поставок.

Понятно, что не все замечания бизнеса будут признаны обоснованными, но Минфин уже дал понять, что готов работать над документом, а поправки обсуждаемы. «Если компания максимально раскрывается, показывает структуру собственности и объемы бизнеса, платит налоги в России, то она может проводить операции через оффшоры, если это необходимо для развития бизнеса. Например, иногда таким образом легче структурировать сделки и привлекать иностранный капитал», - соглашается даже активный сторонник новых антиофшорных законов президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

Также высока вероятность, что Минфин и налоговики просто физически не смогут проверить достоверность информации, которую хотят собирать. Ловить налогоплательщиков, которые укрываются в офшорах, ФНС планирует через автоматический обмен информацией с налоговиками других стран. Минфин уже подготовил законопроект, ратифицирующий конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об оказании налоговой помощи. Данная конвенция прямо запрещает ее участникам отказывать в предоставлении информации на основании того, что она составляет банковскую, профессиональную или иную тайну. При этом среди подписантов данного документа значатся почти все крупные офшорные государства.

Вот только планы эти были реалистичны до «крымского конфликта», а сейчас утратили актуальность. В середине марта ОЭСР сообщила о приостановке процесса принятия России в свой состав. Параллельно организация объявила об интенсификации сотрудничества с Украиной «в соответствии с запросом от властей этой страны» для оказания помощи в решении «проблем государственной политики, с которыми ей пришлось столкнуться». Очевидно, что до нормализации отношений между властями России и Западных стран рассчитывать на возобновление данного сотрудничества не стоит.

Полагать, что присоединение к данной конвенции ОЭСР решило бы все проблемы налоговиков тоже не стоит. Многие страны подписывали этот документ с различными оговорками о неприменении конвенции к различным местным или косвенным налогам.

Естественно отечественные чиновники пытаются установить отношения с офшорами напрямую. В частности сейчас переговоры о заключении соглашения об обмене информацией с Россией ведут Британские Виргинские острова (БВО), острова Мэн, Джерси и Бермуды. Со многими странами, относящимися к «низконалоговым», например, с Кипром такие соглашения уже подписаны.

Вернись – я все прощу
Примеров налоговых амнистий, когда властям удалось бы полностью достичь поставленных целей, фактически не существует. Можно привести лишь примеры относительного успеха. В качестве такового часто называют итальянскую амнистию 2001 года. С легализованного капитала достаточно было уплатить в казну лишь 2,5%. Объем возвращенных денег составил около $55 млрд. Вот только местные власти рассчитывали на легализацию $500 млрд.

В Бельгии в 2004 году за счет налоговой амнистии чиновники надеялись на легализацию более чем $50 млрд, а в казну хотели получить $500 млн. Граждане были вправе подавать декларации по скрытым ранее доходам по акциям, банковским счетам, облигациям, которыми они располагали в Бельгии и за ее пределами. Доходы облагались по сниженным ставкам: 6% и 9%. Дополнительно каждому декларанту выдавалась расписка, что за укрытие от налогов уже легализованных сумм уголовное дело возбуждаться не будет. Но в итоге удалось собрать только 6 % от запланированной суммы.

В 2012 году прошла налоговая амнистия в Испании. Гражданам предложили легализоваться, заплатив государству штраф в размере 10% от суммы незадекларированных средств или имущества. Доходы от инвестиций за рубежом можно было «отбелить» чуть дешевле, заплатив налоговикам 8%. Испанцы властям тоже не поверили. Акция принесла в бюджет чуть более 50 млн евро, то есть лишь 2% от ожидавшихся поступлений в размере 2,5 млрд евро. И это неудивительно. Параллельно с амнистией Конституционный суд рассматривал иск о законности данной процедуры в принципе.

В США налоговые амнистии проводятся регулярно на уровне отдельных штатов. Например, только с 1982 по 1997 годы этой опцией воспользовались 35 штатов. Собрать в местные бюджеты удалось в общей сложности $2,1 млрд. Самые успешные амнистии увеличили поступления в местный бюджет на 1 - 3%.

По индийской амнистии 1997 года возвращенные доходы облагались сбором в размере в 30%. Льготой это можно считать лишь потому, что ранее за легализацию капитала приходилось платить до 97,5%.

Парадоксальным образом результат отказался относительно удачным. Бюджет получил около $2,5 млрд, а задекларировано было $8,2 млрд. При этом власти скромно рассчитывали лишь на $1 млрд.

Относительно эффективными считаются две налоговые амнистии в Казахстане. В 2001 году было легализовано $480 млн, в 2005-2007 годах граждане страны задекларировали имущество на $6,7 млрд.

А вот в Великобритании налоговая амнистия все еще продолжается. Несколько лет назад в стране объявили так называемую Лихтенштейнскую налоговую амнистию (LDF), которая формально действует до апреля 2015 года. Налоговые уклонисты попадают под нее при условии, что их оффшорные счета не были открыты через британский филиал или его учреждения. Для участия в LDF необходимо иметь счет в банке Лихтенштейна. В соответствии с правилами, с укрытой суммы необходимо уплатить сам налог, проценты и чаще всего 10% фиксированного штрафа. Согласившийся на эти условия уклонист будет защищен от уголовного преследования, в части мошенничества, связанного с уклонением от уплаты налогов. Впрочем, особой популярностью амнистия не пользуется. Окончательные итоги еще предстоит подвести, но уже ясно, что воспользовалось ей порядка 1 тысячи человек.


Вот только уверенности, что старые и новые участники таких соглашений будут предоставлять всю информацию, что захотят получить налоговики из России, тоже нет. Например, представители российских властей неоднократно жаловались на то, что Кипр далеко не всегда корректно и в полном объеме отвечал на их запросы.

Таким образом, вероятность, что многие из инициатив Минфина фактически окажутся «мертворожденными», весьма велика. Раз так, то расчет чиновников откровенно авантюристичен и базируется в большей степени на том, что испугавшись международных санкций против российского бизнеса, предприниматели и инвесторы предпочтут перевести хотя бы часть капиталов обратно на Родину. Даже не имея особых гарантий безопасности своего бизнеса и сбережений. Но такой сценарий представляется заведомо утопичным.

Если чиновники признают этот факт, то, возможно, педпочтут перенести налоговую амнистию как минимум на следующий год, а то и на несколько лет. То есть, к тому времени, когда можно будет оценить эффективность антиофшорного законодательства, которое разработает Минфин. Также можно будет успеть сгладить законодательные «перегибы», дестабилизирующие деловую активность в стране. Если угрозы властей окажутся голословными, то амнистию лучше будет не проводить вовсе. Нельзя прибегать к данной процедуре каждые полтора-два года. Если же предприниматели и инвесторы увидят, что налоговики и Минфин «не шутят», то и желающих поучаствовать в налоговой амнистии окажется в разы больше.

http://www.wealthinvestor.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter