Главный вопрос 2016 года: где взять деньги? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Главный вопрос 2016 года: где взять деньги?

22 января 2016 Институт "Центр развития" ВШЭ | Архив
Начало 2016 года показало, что ставка на постепенное приспособление экономики к плохим, но относительно стабильным внешним условиям, и возврат через это на траекторию пусть слабого, но роста, не сыграла. Актуальным оказался волатильный сценарий, выражающийся не только в новом падении цен на нефть, но и в предельной неопределенности относительно их будущей динамики. На нефтяном рынке сохраняется избыточное предложение; бюджет Саудовской Аравии приспосабливается к низким ценам (29-35 долл./барр.); непонятно, когда даст свой эффект снижение инвестиций в нефтедобычу в США; новости из Китая носят по преимуществу негативный характер. Исходя из нашего анализа ситуации на нефтяном рынке, возврат среднегодовой цены нефти к 40 долл./барр. все еще является достаточно вероятным, однако и более низких уровней исключать нельзя.

Сценарий, рассчитанный для цены на нефть 40 долл./барр., который с лета 2015 года рассматривался российским правительством в качестве "плана В", допускал достаточно плавную адаптацию бюджета к новой реальности через ограниченный секвестр и дальнейшее инфляционное обесценение остающихся расходов.

В 2015 году относительная устойчивость финансовой системы по большому счету обеспечивалась одним фактором – достаточным объемом резервов, которые позволили финансировать бюджетные обязательства в условиях дефицита. Никаких значимых изменений ни в доходной, ни в расходной политике не происходило, за исключением переноса секвестированных весной расходов с одних статей на другие.

Однако снижение цен на нефть до 27-28 долл./барр. создало ситуацию, которая качественно отличается от ожидавшейся в самом негативном из официальных сценариев.

Чем ниже цены на нефть, тем более чувствительными становятся нефтегазовые доходы федерального бюджета к их снижению. Доходы нефтяников, образующиеся при цене 15 долл./барр. не облагаются ни экспортными пошлинами, ни НДПИ, а доходы при цене между 15 и 25 долл./барр. облагаются по пониженным ставкам. По этой причине объем выпадающих доходов бюджета при достижении ценами на нефть пороговых уровней нарастает прогрессивно, и обусловленное падением цен на нефть ослабление рубля компенсирует эти потери лишь в малой степени.

Если при среднегодовой цене 40 долл./барр. и курсе 70,6 руб. за доллар объем выпадающих доходов составил бы около 1 трлн. рублей, то при цене 25 долл./барр. и курсе 83,4 рублей за доллар бюджет потеряет уже более 3,4 трлн рублей.

С учетом уже заложенного в первоначальный бюджет дефицита в размере 3% от ВВП покрыть такой объем выпадающих доходов за счет Резервного фонда, нового 10%-ного секвестра незащищенных расходов и заложенных внутрь расходной части бюджета "президентских" резервов нереально. Сохранение нынешней конъюнктуры даже в течение одного года требует принятия радикальных решений для балансировки бюджета в среднесрочной перспективе не позднее начала следующего года, а лучше – уже в этом году.

Судя по всему, в преддверии сентябрьских парламентских выборов правительство окажется не готово к сокращению расходов на силовой блок и форсирование пенсионной реформы, хотя это представляется наиболее разумным из возможных решений, наряду с сокращением программ субсидирования отраслей. Распродажа пакетов компаний с государственным участием выглядит привлекательной мерой, однако приватизация не может обеспечить стабильного потока доходов, способного оказать поддержку бюджетам следующих лет. Идея повышения налогов логически вытекает из нежелания сокращать расходы при большом дефиците. Подобное решение будет означать согласие на длительный характер рецессии, а также признание того, что у правительства отсутствуют реальные намерения и возможности оживить деловую активность в негосударственном секторе экономики.

Платёжный баланс: ниже – почти даром

В первой половине января 2016 г. стоимость барреля российской нефти марки Urals опустилась ниже 27 долларов, вернувшись на уровень февраля 2004 г. Традиционный вопрос: что будет дальше?

О причинах обвала нефтяных цен мы говорили не раз. В основном все сводится к избытку нефти на рынке из-за роста добычи на фоне снижения темпов роста спроса3. В феврале прошлого года мы оставили наш пессимистичный прогноз на 2015 г. (50 долл./барр.) без изменения, что оказалось близко к реальности: по итогам 2015 г. средняя цена Urals составила 51,3 долл./барр. В августе мы высказали предположение о высокой волатильности в краткосрочной перспективе (в диапазоне 35-70 долл./барр.) при сохранении понижательного тренда, причем основную надежду на стабилизацию цен или даже их рост мы связывали с сокращением добычи нефти в США или в Саудовской Аравии. Однако реальность оказалась намного более драматичной: на фоне негативных новостей из Китая и без всякого намёка на стабилизирующую роль со стороны США и Саудовской Аравии котировки Urals опустились ниже 27 долл./барр. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика котировок Urals

Главный вопрос 2016 года: где взять деньги?


Что же произошло за последние недели? В очередной раз возмутителем спокойствия стал Китай. Девальвация юаня и обвал фондового рынка в первые дни января вновь поставили под сомнение способность китайских властей обеспечить экономике мягкую посадку. Ожидания более быстрого сокращения темпов роста экономики Поднебесной и, соответственно, спроса на сырую нефть подтолкнули нефтяные котировки вниз.

Другая порция негативных для рынка новостей пришла из Саудовской Аравии. В декабре стали известны основные параметры бюджета этой страны на 2016 г. (табл. 1). Для сдерживания роста бюджетного дефицита власти пошли на сокращение расходов почти на 15%. По оценкам западных экспертов, бюджет свёрстан исходя из цены на нефть в диапазоне 29-35 долл./барр. В дополнение к этому в начале января Саудовская государственная нефтяная компания Aramco увеличила скидку на февральские поставки на 0,6 долл./барр. для северо-западной Европы и на 0,2 долл./барр. для средиземноморских клиентов. Возросшая конкуренция на европейском рынке привела к тому, что российская нефть в январе этого года стала торговаться с дисконтом 7% к нефти марки Brent, в то время как с 2009 г. среднемесячный спред составлял всего 2% (рис. 2). Ценовой демпинг, значительное сокращение бюджетных расходов и низкая цена на нефть, заложенная в бюджет, говорят о том, что Саудовская Аравия всерьёз намерена нарастить свою долю на мировом рынке нефти.

Таблица 1. Бюджет Саудовской Аравии на 2016 год, млрд долл.

Главный вопрос 2016 года: где взять деньги?


Рис. 2. Спред между котировками Brent и Urals

Главный вопрос 2016 года: где взять деньги?


Новости из Китая и Саудовской Аравии, на наш взгляд, стали основной причиной очередной волны снижения нефтяных цен. Данные по нефтяному рынку США, России, Ирака и Ирана (снятие санкций в минувшие выходные и последующий экспорт накопленных запасов нефти) вряд ли могли стать триггером снижения, поскольку рост добычи в этих странах уже учтены рынком.

В США продолжает сокращаться количество активных буровых установок по добыче нефти. Сейчас, согласно данным компании Baker Hughes, осталось 515 единиц, почти на 70% меньше рекордного значения, зафиксированного в октябре 2014 года (1609). Количество буровых установок соответствует уровню первой половины 2010 г. Но при этом добыча нефти в США с сентября прошлого года находится на уровне 9,0-9,2 млн барр. в сутки при максимуме 9,6 млн в конце июня 2015 г. и 5,5 млн в 2010 г. Иными словами, преждевременно говорить о динамике добычи нефти в США как о стабилизирующем факторе (хотя многие эксперты полагали, что добыча сланцевой нефти будет резко сокращаться по мере падания нефтяных цен, балансируя, тем самым, спрос и предложение).

Однако сокращение числа буровых установок – это в любом случае своего рода индикатор инвестиций в добычу нефти, а сокращение инвестиций (не только в новые нефтяные проекты, но и в поддержание на прежнем уровне добычи на действующих скважинах) рано или поздно станет фактором разворота негативной тенденции и возвращения роста цен. Вопрос лишь во времени: когда именно сокращающиеся на протяжении нескольких лет подряд мировые инвестиции в нефтяной сектор приведут к существенному сокращению добычи (в первую очередь, в США и России).

Напряжённость на Ближнем Востоке пока не сказалась на нефтяных котировках. В отличие от прошлых лет, сейчас на рынке сохраняется избыток нефти и нефтепродуктов, при этом практически полностью заполнены нефтехранилища. Тем не менее, в случае вовлечения в военный конфликт Ирана можно ожидать сокращения добычи и экспорта нефти из этого региона. К тому же исполнение бюджета Саудовской Аравии во многом будет зависеть от конфликта в Йемене и развития взаимоотношений с Ираном (расходы на силовой блок составляют четверть всех расходов бюджета, без роста нефтяных цен расходы на войну быстро опустошат казну). При этом в силу важности для всех стран сохранения мира между двумя центрами сил на Ближнем Востоке, вероятность крупномасштабного военного конфликта пока невелика.

В целом, по нашему мнению, сокращение инвестиций и сохраняющаяся напряжённость на Ближнем Востоке в условиях мягкой посадки в Китае уже в текущем году приведут к перелому негативной тенденции к падению нефтяных цен. Приведёт ли это к росту цен или только к их стагнации, пока сказать трудно. На наш взгляд, текущий уровень нефтяных котировок находится ниже фундаментально обоснованных уровней и определяется, скорее, спекулятивной игрой на рынке, т.е. краткосрочным фактором. В этой связи наиболее вероятным уровнем среднегодовых цен Urals в 2016 г. представляется примерно 40 долл./барр.

Секвестр как предчувствие

В новом 2016 году, как и в предыдущем, федеральный бюджет придется пересматривать. Казавшиеся осенью 2015 года консервативными макроэкономические условия исполнения бюджета (в особенности 50 долларов за баррель нефти) сейчас представляются малореальными. Посмотрим, что произойдет с доходами и расходами бюджета при ценах на нефть в 40 и 25 долларов за баррель.

Именно такие сценарии рассматриваются в настоящее время в Минэкономразвития. Несмотря на то, что на момент подготовки данного мониторинга цена на нефть марки Urals опустилась ниже 30 долларов за баррель, сценарий со среднегодовой ценой в 40 долларов остается возможным. В январском прогнозе Агентства энергетической информации США приведен именно такой средний уровень цен на Brent на 2016 год. Сценарий со среднегодовой ценой 25 долларов за баррель нефти также представляется весьма вероятным: в течение двух последних месяцев нефтяные цены быстро приближаются к этому уровню, и сейчас нельзя отрицать возможности их более глубокого падения. Как эти сценарии повлияют на нефтезависимую российскую экономику и федеральный бюджет?

При среднегодовой цене на нефть на уровне 40 долларов за баррель, по нашим оценкам, доходы федерального бюджета сокращаются более чем на 1 трлн рублей по сравнению с Законом о бюджете на 2016 год, рассчитанным исходя из 50 долл./барр. (табл. 2) Невольно возникает вопрос, что будет с расходами бюджета в такой ситуации? Если придерживаться указания Президента России сохранять трехпроцентный дефицит бюджета при сокращении доходов, расходы пришлось бы сократить примерно на 1,1 трлн руб. Как добиться такого результата – непонятно. Министерство финансов предложило министерствам самим определить направления экономии 10% средств, выделенных в федеральном бюджете (за исключением оборонных расходов и социальных выплат), что должно дать около 500 млрд руб. экономии, однако в успех даже этой инициативы верится с трудом. Также высказывались предположения, что сокращение расходов может быть осуществлено полностью или в основном за счет средств, выделенных на Федеральные целевые программы (ФЦП). На открытую часть ФЦП в бюджете на 2016 г. выделено 978 млрд руб. По нашему мнению, реальные возможности сократить расходы бюджета за счет федеральных целевых программ не очень велики, поскольку так можно остаться без дорожного строительства, космоса, развития фармацевтики, важных в социальном отношении программ в сфере жилищного строительства, да и вообще без большей части инвестиций, финансируемых за счет федерального бюджета.

Таблица 2. Доходы, расходы федерального бюджета на 2016 год при различных ценах на нефть и дефиците в объеме 3% ВВП, в млрд руб.

Главный вопрос 2016 года: где взять деньги?


Если оставаться в рамках предположения о трехпроцентном бюджетном дефиците, при цене на нефть в 25 долларов за баррель бюджетные расходы пришлось бы сократить на 3,4 трлн руб.4 Мы считаем, что правительство не будет ни само пытаться сократить все без исключения бюджетные расходы сразу на 20%, ни ставить такую задачу перед министерствами. Более вероятно, что будут подготовлены предложения по некоторому сокращению расходов при увеличении бюджетного дефицита (это соображение относится и к варианту с ценой нефти в 40 долларов за баррель).

Какие проблемы возникают, если вообще не пересматривать расходы при низких ценах на нефть? Тогда при цене на нефть в 40 долларов за баррель дефицит федерального бюджета составит 4,5% ВВП, при 25 долларах за баррель – 7,6% ВВП (табл. 3). При реализации сценария с ценой на нефть 40 долларов дефицит бюджета 2016 года может быть профинансирован за счет средств Резервного фонда, даже если объемы внутренних и внешних заимствований останутся на уровнях, предусмотренных Законом о бюджете на 2016 год. В этом случае 90% объема фонда к концу года будет потрачено, и на 2017 год придется готовить бюджет с существенно более низким уровнем расходов (на высокие цены на нефть уповать не следует).

Таблица 3. Бюджетный дефицит и возможные источники финансирования дефицита при утвержденном объеме расходов и различных ценах на нефть, в млрд руб.

Главный вопрос 2016 года: где взять деньги?


Если среднегодовая цена на нефть сформируется на уровне 25 долларов за баррель, при сохранении запланированного на 2016 год объема расходов, ресурсов Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита не хватит, даже с учетом его положительной переоценки за счет ослабления обменного курса рубля к доллару. Потребуется еще около 1,2 трлн руб. Проблема может быть решена за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенного Центральным банком в ликвидных иностранных активах. В принципе, при низких ценах на нефть средства ФНБ могут позволить финансировать высокие, на уровне 20% ВВП, расходы федерального бюджета ещё в течение 2017 года, потом и они закончатся. При этом исчезает возможность наращивания поддержки за счет ФНБ банковской системы и финансирования инвестиционных проектов. Поэтому, если мы собираемся жить дальше, за пределами 2017 года, придется уже в 2016 году снизить расходы, в том числе расходы на оборону, а в 2017 году начать реализовывать непопулярную пенсионную реформу.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter