«Новая реальность» Банка России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Новая реальность» Банка России

8 апреля 2016 Живой журнал | Архив Лежава Александр
Подавляющее большинство обычных граждан России можно поздравить. По мнению Центрального банка Российской Федерации, выраженному первым заместителем председателя данного заведения К.Юдаевой в интервью газете «Известия» 6 апреля 2016 года (http://izvestia.ru/news/608832, далее цитаты из этой статьи), «ситуация в экономике продолжает стабилизироваться. Поэтому я не концентрировалась бы на слове «кризис». Нашу ситуацию лучше всего описывает термин «новая реальность», то есть это не временные трудности, а новые координаты, в которых нашей экономике предстоит развиваться».

Действительно. Зачем упоминать всуе какой-то там «кризис», совершенно не заслуживающий внимания регулятора, когда ситуация в экономике становится все стабильнее и стабильнее, постепенно двигаясь в направлении самого стабильного места на планете – кладбища. Правда, на этом пути она, по словам Юдаевой, «ищет новые точки конкурентоспособности и новые возможности для роста». Это несомненно прекрасно, что ищет, вот только сможет ли их найти до того момента, как достигнет окончательной стабильности, первый зампред ЦБ скромно умалчивает.

Первая заметная попытка в виде быстрого кавалерийского наскока, предпринятая в этом направлении Юдаевой и ее руководителем в 2014 году, когда курс рубля в результате действий Банка России катастрофически рухнул, не вполне удалась. Экономика России, несмотря на этот шок, устояла, поэтому пришлось изменить тактику и перейти к менее заметному процессу ее постепенного удушения. Вероятно, именно это понимается под словосочетанием «новые координаты», а наглядным подтверждением этого служит целая серия недавних опросов общественного мнения ведущими российскими социологическими агентствами

http://www.rbc.ru/society/31/03/2016/56f​cec989a7947d733324d51
http://www.rbc.ru/business/06/04/2016/57​04e7959a7947d7f302bdff
http://www.rbc.ru/finances/08/04/2016/57​0767449a79472e8bfb6233

Достаточно бегло взглянуть на их результаты, чтобы понять, что в «новых координатах» граждане России быстро приближаются к своей окончательной стабильности. Если и до начала «новой реальности» у граждан России со сбережениями было не очень, 61% населения их не имел, то сейчас это число выросло до 73%, а еще 10% их проедает прямо сейчас (РОМИР). Если взять более узкую группу населения, так называемый средний класс, то если в конце 2015 года сбережений не было у 36% респондентов, то в начале 2016-го их число выросло до 41% (Sberbank CIB). Несколько более благостную картину изобразил ВЦИОМ, согласно отчетам которого в настоящее время у 38% населения вообще нет сбережений. Цифры, приведенные различными организациями, могут отличаться друг от друга, но гораздо важнее не они, а существующая тенденция. И она вполне определенна. Сбережения у подавляющего большинства населения страны быстро иссякают, а источники для их восполнения отсутствуют.

По словам Юдаевой, «задача многих государственных институтов, Центробанка в первую очередь, создать такие условия, чтобы население, во-первых, доверяло своей национальной валюте и именно в ней было готово вкладывать в различные институты и инструменты; во-вторых, чтобы эти финансовые институты и инструменты действительно были надежными. На это направлены и наша политика инфляционного таргетирования, и политика по выводу с рынка недобросовестных игроков, и политика по повышению устойчивости финрынка, и политика повышения доступности финансовых инструментов». Как это все работает на практике, прекрасно видно по тому, что происходит с объемами промышленного производства, безработицей, уровнем жизни населения и его сбережениями.

Однако, даже сейчас, по мнению Банка России, высказанному Юдаевой, «у населения есть достаточно существенные средства, оно достаточно много сберегает и сейчас начало сберегать еще большую долю своих доходов». Их изъятие в той или иной форме представляет на сегодня одну из приоритетных задач, стоящих перед Министерством финансов и Банком России: «Что касается технических вопросов создания условий для инвестирования населением средств в гособлигации — а это распространено во многих странах, — то тут важно, чтобы был предложен понятный механизм покупки госбумаг Минфином. Как я понимаю, Минфин этим занимается сейчас. В мире широко распространено также то, что население вкладывает сбережения в акции и облигации не напрямую, а через пенсионные и инвестиционные фонды. Развитием этих институтов мы сейчас также активно занимаемся.»

В общем, очень напоминает фильм «Афера» с Полом Ньюменом и Робертом Редфордом, когда они устраивали «телеграф»: «Прошло уже десять лет, все всё позабыли.» Разница с фильмом лишь в том, что в жизни прошло уже почти двадцать лет с провернутой правительством аферой с государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и ее крахом в 1998 году. Но как не попробовать повторить то, что уже однажды так успешно сработало.

Можно ошибаться, но когда на протяжении ряда лет руководство Банка России, в том числе и его первый зампред, проучившаяся несколько лет в американском высшем учебном заведении, стремятся безусловно следовать рекомендациям МВФ и проводить политику направленную на изъятие сбережений у широких масс трудящихся России и подрыв ее экономики, то у любого человека, обладающего элементарным здравым смыслом, возникает логичный вопрос: в чьих интересах они действуют? И практический опыт, а практика, как известно, критерий истины, показывает, что их деятельность направлена вопреки национальным интересам России и самых широких слоев ее граждан. Вот это и есть новая реальность.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter