О пяти фатальных шоках для рубля и России в 17-м году » Элитный трейдер
Элитный трейдер


О пяти фатальных шоках для рубля и России в 17-м году

23 января 2017 Живой журнал | USD|RUB Нальгин Андрей
Мрачные прогнозы вышли из моды – после трёх лет кризиса всем отчаянно хочется верить в лучшее. Рубль вырос к доллару, инфляция замедлилась, нефть подорожала, спад затормозился, а главный пачкун наших подъездов наконец-то потерял работу. Казалось бы, чего ещё надо для полного счастья!

Но жизненный опыт говорит, что расслабляться рано. А умудрённые им эксперты прогнозируют такие вещи, которые большинству совсем не хочется слышать. По их словам, экономика России совсем не вырастет в 2017-м, рубль обвалится к концу года, Резервный фонд будет проеден, инфляция ускорится, а внешний фон – вопреки всем нынешним надеждам на потепление – так и останется негативным.

Можно ли подобным прогнозам доверять?

На первый взгляд, у пессимистов есть логика в их мрачных прорицаниях. Отправная точка – рост учётной ставки в США, влекущий за собой удорожание доллара и удешевление нефти. Ещё одной гирей для её котировок может оказаться провал картельного соглашения ОПЕК-Россия по нефтедобыче, который станет очевиден самое позднее к середине года. После этого доверие к нефтедобывающим странам будет утеряно и цены чёрного золота полетят со свистом вниз.

Уже одно это способно стать шоком для рубля, но год 17-й – особенный. Предвыборный. Власти будут вынуждены раздать много денег не только группам влияния, но и всему населению, что заставит вычерпать Резервный фонд и даже черпануть из ФНБ. Это приведёт к разгону инфляции, потому что деловая активность останется низкой из-за слабого конечного спроса, дорогого заёмного финансирования и высокой политической неопределённости. На внешнем фронте тоже не станет лучше: санкции в основном сохранятся, а издержки на сирийском и украинском направлениях продолжат расти.

Перечисленные пять угроз могут оказаться для ослабленной российской экономики настоящими шоками, причём при наихудшем развитии событий – фатальными, способными породить новый виток серьёзного кризиса.

С другой стороны, мы знаем, что пессимисты не всегда бывают правы (как и оптимисты, впрочем). К примеру, год назад один крупный банкир ванговал, что курс 60 руб./долл. мы не увидим больше никогда. Но вот сейчас даже в обменниках горят цифры 59,90/59,40, а на межбанковском рынке за 1 доллар дают 59,58 руб.

И это заставляет задуматься о применимости экономических прогнозов к реальной жизни.

Тут есть своя печальная статистика. Например, по данным Международного валютного фонда, почти все официальные экономисты продемонстрировали неспособность прогнозировать экономические спады. Так, ни одна из 62 рецессий в 2008 и 2009 году во всём мире не была предсказана прогнозами, собранными Consensus Economics к сентябрю предшествующего года. И – классический случай – прогноз спада американской экономики появился уже после его начала.

Экономистов часто уподобляют синоптикам: и те, и другие неспособны предсказать даже то, что случится завтра. В качестве оправдания можно указать на сложность систем, с которыми они имеют дело. Неожиданные события как на небесном фронте, так и на экономическом могут произойти из-за сущих мелочей, которые не всегда удаётся отследить.

Причём синоптикам проще: в конце концов, погода подчиняется неизменным законам физики. С экономикой совсем другое дело. Главное отличие – метеорологические прогнозы не меняют предмет наблюдения, а экономические могут прямо на него повлиять. Например, если некий Центральный банк прогнозирует рост инфляции, либо видит риск рецессии, он может заблаговременно поднять или опустить учётную ставку. Тем самым иногда удаётся предотвратить негативное развитие событий. Известен также феномен самосбывающегося прогноза, когда слова какого-нибудь авторитетного эксперта вызывают бурную реакцию участников рынка и возможный сценарий становится реальным.

Но вернёмся к рублю и шокам.

Как негативные, так и позитивные сценарии реализуются в экономике и на рынках через действия людей. А те действуют под влиянием субъективных настроений и собственных оценок. То есть, важным, хотя и не единственным, фактором для курса, цен и роста ВВП выступают потребительские ожидания. В этой связи – вопрос на миллион:

Лично вы чего ожидаете для российской экономики от нынешнего года? В какой сценарий верите, какой курс (валютный) видите?

Аргументация в комментариях, как всегда, приветствуется!

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter