division_by_zero smart-lab.ru | Обзор рынка | Главное | NVIDIA | Tesla Motors, Inc. | Bitcoin (BTC|USD)

Футуристические заметки

17 июня 2017  Источник / http://smart-lab.ru/profile/Division_by_zero/
1. Как понимать биткойн

Всем привет
я тут новенький, хотя инвестициями интересуюсь много лет.
если не будет возражений, буду здесь периодически писать мои мысли о различных инвестиционных инструментах и просто интересных вещах.
Хочется немного поднять уровень дискуссии на этом сайте от обсуждения конспирологических теорий порабощения мира Америкой и многозначительной разметки графиков волнами элиотта.
Для начала хочу разразиться постом о биткойне, который здесь несколько хаотично и неумело пытается продвигать уважаемый matbi
Я, в отличии от matbi, не имею никакого коммерческого интереса, и даже биткойнами не владею, но пытался разобраться в теме, даже посетил эпичную выставку в Торонто прошлым летом, которая называлась Bitcoin Expo
В своих изысканиях я пытался для себя ответить на ряд вопросов, поэтому пост будет в формате вопрос — ответ
Вопрос 1. Что такое биткойн
Биткойн — это две вещи в одном, а именно сочетание совершенно гениальной и революционной платежной системы, и платежного инструмента, который используется этой системой. Каждый из этих двух компонентов может и должен рассматриваться независимо от другого. Например, платежную систему биткойна можно использовать для многих других целей, например smart contracts и smart property, а сам биткойн как платежный инструмент вполне можно покупать и продавать, не пользуясь платежной системой, например просто передав кому то бумажку с номером кошелька и личным ключом.
Когда люди говорят, что биткойн — это пирамида, пузырь и т д, они, как правило, имеют в виду именно платежный инструмент, а точнее его стоимость в долларах. Давайте пока этот небольшой аспект отодвинем в сторону и посмотрим на остальные 99% истории биткойна.

Вопрос 2. Чем биткойн отличается от других платежных систем.
Все до сих пор существующие платежные системы предполагают наличие доверенного третьего лица для физического осуществления перевода и решения проблемы двойной траты денег ( double spending). Если я плачу деньги через банк, то банк сначала должен проверить что у меня деньги есть и «заблокировать» их на время, которое требуется для проводки, чтобы я их не смог потратить, заплатив двум контрагентам одну и ту же сумму. Банк же отвечает за ведение баланса моего счета. То есть, я ему доверяю роль посредника в транзакции и «хранителя книги учета»
В биткойне как системе платежей это доверие к третьей стороне не предусмотрено дизайном. Поэтому биткойн часто называют trust-less платежной системой. Не в том смысле, что ей нельзя доверять, а в том смысле, что система функционирует без доверенного третьего лица. Тут я вас прошу остановиться и осознать революционность этой идеи. Если не осознали, то вот вам упражнение: представьте в добиткойновской реальности сценарий, когда вам надо перевести кому-то деньги, и подумайте, как бы вы смогли это сделать без третьего лица.

Вопрос 3. Почему биткойн так популярен в электронной коммерции
Биткойн как платежная система ставит с ног на голову традиционную модель доверия в коммерции. При покупке кредиткой через интернет по умолчанию считается, что продавец-жулик, а покупатель- честный человек. Купив что то в интернете через кредитную карту, я могу позвонить в Визу или Американ Экспресс и просто отменить транзакцию, заявив, что я ничего не получил. Потом продавец, который уже заплатил Визе нехилый процент за процессинг, получает charge back fee, и будет долго доказывать, что он не верблюд.
В биткойне все наоборот — считается, что продавец по умолчанию — 100% добросовестный участник транзакции, а покупатель- не всегда. Это происходит потому, что все денежные переводы через биткойн — окончательные и отменены не могут. Именно поэтому биткойн наиболее выгоден продавцам в электронной коммерции ( и добросовестным покупателям конечно ). Другая причина: Посмотрите на экономику платежей через кредитку. Визы, Мастеркарды берут с продавца 2-3 процента за транзакцию. Это значит, что вам нет смысла через них продавать товар, если ваша маржа ниже 3 %. Биткойн решает эту проблему. Также, как правило, стандартные карточные компании берут еще и фиксированную сумму за транзакцию- 30 центов например. То есть вам нет смысла платить небольшие суммы. Биткойн решает и эту проблему, то есть через него можно делать так называемые Микро — платежи

Вопрос 4 Что такое mining и можно ли с его помощью заработать
На эту тему можно целый трактат написать, поэтому буду очень краток. Mining — это прежде всего процесс приведения сети компьютеров, которые участвуют в обмене биткойнами, в консенсус по поводу текущего состояния книги транзакций. Этот консенсус выражается в добавлении к цепочке транзакций (blockchain) нового блока, который содержит все транзакции, сделанные со времени последнего обновления. Mining — это основная причина, по которой никто не владеет сетью биткойн и она является коллективной собственностью всех ее участников. Конспирологи, утверждающие что биткойн создан ЦРУ для порабощения России, понижения цены на нефть, обвала рубля (нужное подчеркнуть), могут идти лесом — весь код системы открыт. Заработанные при майнинге биткойны — это основной мотив для владельцев компьютеров, участвующих в сети, и на этом держится вся система. Это платеж за вычислительную мощность. Что, кстати, дает простой способ подсчитать стоимость биткойна, при котором копание перестанет иметь смысл — это затраты электроэнергии на один биткойн. Или непростой способ, так как электроэнергия стоит по разному в разных странах. На майнинге заработать уже нельзя, хотя никто не запрещает пробовать. Если у вас есть квантовый компьютер и бесплатная электроэнергия, то есть шанс. Когда лимит биткойнов будет «откопан», те же компьютеры будут работать за долю малую, получая небольшой процент от каждой транзакции в новом блоке. Поэтому продолжайте паять ваш квантовый компьютер, пригодится.

Вопрос 5 Как хранить биткойны и можно ли их потерять.
Давайте я начну с очевидного. Скандалы в потерями биткойна на Mt Gox — это все херня. Были украдены личные ключи тех участников вебсайта, которые их там хранили. Это все равно что я отдам свои деньги приятелю поносить, а его ограбят по дороге домой.
Если вы не будете никому говорить свой шифровальный ключ, а распечатаете его на бумажке, то украсть у вас биткойн — математически невозможно

Вопрос 6. Есть ли у биткойна перспективы стать валютой
Такой перспективы, на мой взгляд, нет. Биткойн никогда не станет валютой и не будет признан таковой ни одной страной. По множеству причин, основной из которых является то, что правительства любят контролировать деньги, печатать их при желании, девальвировать и т д. А контролировать и печатать биткойн невозможно. Кроме того, валюта выпускается правительством какой то страны. Биткойн же не выпускается никем, и по достижении установленного предела количество биткойнов будет оставаться неизменным.
Вообще, понятия «биткойн» и «валюта» лежат в непересекающихся плоскостях и даже сама постановка вопроса о биткойне как валюте является немного некорректной, так как биткойн в принципе не обладает многими характеристикам фиат-валюты.
Теперь, когда Вы прочитали этот параграф, я хочу огорчить всех скептиков биткойна. Биткойну не надо становиться официально признанной валютой для того, чтобы завоевать мир. В свободных странах, к которым относятся США, например, никто не может вас заставить продавать плоды своего труда за доллары. Вы можете обменивать ваш труд или продукты на пуговицы, цветные ракушки, или… правильно, биткойны! Поэтому продавать что угодно за биткойны — это так же легально, как и любой другой бартер. Это право свободного человека. Единственная транзакция, при которой вы обязаны использовать официальную валюту данной страны — это уплата налогов. Интересная мысль, да? Ни в одной другой транзакции кроме уплаты налогов фиат-валюты в принципе не требуются, и могут быть успешно заменены биткойном.

Вопрос 7. Если код биткойна полностью открыт, то что мешает появлению других валют и что такого в биткойне особенного, что не дает появиться конкурентам?
Если вы немного подумаете о экосистеме криптовалют, то этот вопрос встает сам собой — если любой человек может создать новую криптовалюту (и создает!!), почему биткойн так много стоит, и не сдохнет ли биткойн при появлении нового, более популярного конкурента ?
Я на этот вопрос для себя ответил так, что в экосистеме криптовалют существует очень высокий порог вхождения, и новые криптовалюты не приживутся. Скорее всего, выживут только bitcoin, litecoin и dougecoin. Очень хорошее объяснение механизма порога вхождения привел в своем выступлении Charlse Lee, основатель Litecoin, который был на конференции Bitcoin Expo в Торонто. Если у кого то есть желание, я могу об этом написать попозже, но не хочу сейчас, иначе здесь получится простыня на несколько страниц.

И наконец, главный вопрос
Вопрос 8. Как заработать на биткойне.
На этот вопрос я ответить не могу. Такой вот облом. Извините, если огорчил. Могу сказать одно -есть очень серьезные ребята в силиконовой долине и в израиле ( два главных центра инноваций и венчурных инвестиций), которые думают об этом день и ночь. И эти ребята умнее нас с вами на порядок и денег у них тоже больше. И зарабатывать они будут конечно не на том, чтобы купить биткойнов, надуть пузырь и продать, обув нас как лохов, а на рынке электронной коммерции и электронных платежей. Это огромный рынок, с огромными прибылями и оборотами, созревший для революции.
Поэтому не надо списывать биткойн со счетов. Надо читать умные книги и журналы, думать головой, и потом формировать мнение.
Тем, кто хочет пойти по этому пути, предлагаю следующий список литературы.
1. Блог и сайт Ника Сзабо, которого многие считают отцом биткойна, то есть Сатоши Накамото. Сам он в этом не признается. Я бы тоже не признался, если бы у меня было биткойнов на несколько миллиардов долларов. Открытие в браузере сайта или блога Ника Сцабо повышает IQ сидящего перед компьютером индивида на несколько пунктов, а уж если вы прочитаете его труды, тогда точно наступит просветление и нирвана. Я, признаться, прочитал не все, только понял что очень умный мужик
szabo.best.vwh.net
unenumerated.blogspot.com
2 Эпичный подкаст про биткойн на не менее эпичной передаче Frakonomics с участием Марка Андрисена (если вы не знаете, кто это, то wikipedia вам в помощь)
freakonomics.com/2014/03/27/why-everybody-who-doesnt-hate-bitcoin-loves-it-a-new-freakonomics-radio-podcast/
3. Другой подкаст, где подельник Андрисена по VC Хоровиц заключил пари о том, протянет ли биткойн до 2019 года
www.npr.org/blogs/money/2014/02/05/272077743/a-venture-capitalist-is-betting-a-pair-of-socks-and-50-million-on-bitcoins-futur
4. Наконец, сам трактат Сатоши Накамото, написано простым языком кстати
bitcoin.org/bitcoin.pdf

2. Как понимать Теслу

Во всех дискуссиях про Теслу, меня поражает неспособность многих комментаторов видеть дальше своего носа.
Давайте зададим вопрос – какой “end game” (конечная цель) у Теслы, Uber-а, и всей этой волны транспортных стартапов ?

Многие ошибочно думают, что Uber конкурирует с рынком такси. И что Tesla конкурирует с другими автопроизводителями. Это не так.
И Uber, и Tesla работают на совершенно другом уровне.
Их «end game» – это кардинально поменять концепцию транспорта в Северной Америке, и в мире.
Они сделают это за счет оптимизации одного из самых неиспользуемых и дорогих активов в нашей жизни – личного автомобиля.

Посмотрите на свое авто. Для большинства людей – это самый дорогой актив после недвижимости. Автомобиль, по большому счету, и активом-то назвать нельзя, – это скорее пассив – быстро теряет стоимость и требует офигительных затрат на поддержание в рабочем состоянии.
Тем не менее, этот актив имеет потрясающе низкий коэффициент использования (utilization rate) – вы ездите на нем на работу пару часов, все остальное время он стоит и ничего не делает. Если вы ездите 2 часа из 24, utilization rate будет 8.3%

Продолжаем считать. Среднестатистическая американская семья имеет пару автомобилей. Допустим, они покупают эти авто за 35 тысяч каждый, и используют их по 5 лет, после чего продают за 15 тысяч и покупают новое авто. Получается, амортизация каждого авто в месяц составляет 333 доллара. Я думаю, что эта сумма недалека от реальности. При лизе автомобиля – эта сумма будет приблизительно такой же.

Продолжаем суммировать цифры.
2 авто на семью за 333 доллара в месяц = $ 666 только затрат на владение
Плюс страховка на каждое авто допустим $150 в месяц = $300
Плюс, приняв за отправную точку, что каждый автомобиль проезжает в год допустим 15000 км, затраты на бензин будут около 125 на авто = 250 за две машины

Что имеем в сумме ?
Средняя американская семья тратит на транспорт 666+300+250 = 1,216 долларов в месяц.
Накинем 86 долларов в месяц на ремонт, обслуживание, замену масла, резины и т д.
Получаем 1,300 В МЕСЯЦ.

Конечно, мои расчеты основывались только на здравом смысле и личном опыте, но я думаю, что результат не сильно отличается от реальности.

Вот за этим пирогом, 1300 долларов в месяц на домохозяйство, и охотятся транспортные стартапы из калифорнии.
Какой здесь value proposition? Очень просто !
Вместо того, чтобы покупать 2 личных автомобиля на семью, и тратить 1,300 в месяц, вы будете тратить, допустим, половину этой суммы, $600 долларов, на подписку сервиса по вызову авто. В приложении типа uber вы будете вызывать автомобиль, который будет приезжать за пару минут и отвозить вас куда надо. Излишне говорить, что автомобиль будет автоматически управляемым (беспилотным), и работать на электричестве.

Какой размер этого рынка? Давайте посчитаем. В одних штатах 124.6 миллионов домохозяйств. Допустим, половина из них перейдет на эту схему, перестанет покупать личные авто и будет платить 600 долл в месяц за подписку на сервис, описанный выше. Это будет вот такая сумма в год:
448,560,000,000

Четырсто сорок восемь миллиардов с хвостиком в год. Только в Штатах

Вот это, например, текущие продажи GM в год (во всем мире):

171,200,000,000 - Это примерно 38% от приведенного выше потенциального объема рынка США

Какие выводы из этого сделает вдумчивый наблюдатель ?
Всю автоиндустрию ожидает колоссальная резня бензопилами. Объемы продаж “старых” автопроизводителей упадут в пол. Причем, произойдет это на самом выгодном из них рынке – США, в котором модель “transportation as a service” будет внедрена прежде всего. Как показано выше, сейчас автопроизводители продают актив с utilization rate в 8.3 %. При переходе на модель “transportation as service” у активов будет utilization rate в 100 %. Миру просто не будет нужно такого количества авто. Конечно, при 100% использовании авто будут быстрее изнашиваться и требовать более частой замены, то есть тут не совсем линейная математика. Но, с другой стороны, электромобиль гораздо более надежен из-за отсутствия адской машинки под названием ДВС
Ты, да, ты, Анонимус, ездишь на своем последнем ЛИЧНОМ автомобиле. Скорее всего, через пять-семь лет на человека, который покупает авто, будут смотреть как на экцентричного чудака. Лично я доезживаю последние пять лет на своем авто, и уверен на 99%, что это будет последний купленный мной автомобиль.
Тесле в принципе НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО продавать свои автомобили. Все непроданные авто они будут прямо с конвеера гнать на “вольные хлеба”, то есть отправлять развозить людей в автоматическом режиме. При отсутствии проблемы продажи, в интересах Теслы сейчас как можно скорее наращивать производство до неба, чтобы задавить других автопроизводителей, пока они чухаются и жуют сопли.
Из верхнего пункта следует, что следующим стратегическим шагом Теслы будут продавливание разрешения на использование автоматических авто на обычных дорогах и создание собственного сервиса наподобие Юбера. Возможно, Тесла купит Юбер. Хотя вряд ли. Дороговато, и зачем – в модели юбера нет никаких конкурентных преимуществ, кроме эффекта платформы. Такой апп каждый автопроизводитель может создавать сам.

Значит ли это, что надо покупать акции Теслы? Не уверен… Все технологические революции сопровождались жесточайшей конкуренцией… Кто из компаний выживет в этой резне – непонятно. То, что выиграем все мы, конечные потребители – это бесспорно.

3. Куда денутся все безработные

Я подумал, что пора начать новый сериал — «Футурологические заметки». Я еще давным-давно писал на тему, как понимать Биткойн, и вместе с последним постом о том, как понимать Теслу, это будут первые два поста в новом сериале.

Тут в комментах к моему предыдущему посту возник вопрос — куда денутся безработные водилы, которые освободятся в результате автоматизации автотранспорта, и безработные сотрудники автопредприятий? Постараюсь изложить мое мнение на эту тему в этом опусе.
Давайте посмотрим на отправные факты
В конце 20-го и начале 21-го века Капитал одержал окончательную победу над Рабочей Силой. Мне больше нравится английский вариант этой фразы: Capital has beaten the crap out of Labor.
Под Labor здесь понимается огранизованное рабочее движение. Если раньше профсоюзы могли что то сделать, выторговывая лучшие условия у владельцев предприятий, то сейчас их возможности сильно уменьшились, и labor отступает по всем фронтам.

В принципе, нет практически никаких операций в производстве, которые не могли бы быть автоматизированы.
Я этим летом был на экскурсии на производстве мерседеса в Sindelfingen, под Штуттгартом, и это, я вам скажу, зрелище, открывающее глаза на наше будушее.
Роботы KUKA собирают авто практически с начала до конца, люди только подвозят детали и заряжают их в обоймы, из которых их потом достают роботы.
Вот видео, не мое правда (там было запрещено снимать), но в точности как я там все видел.
(Кстати, фирму KUKA недавно купили китайцы, что очень показательно).
Людей на самом конвеере я увидел только ближе к концу, они устанавливают какие-то мелкие детали внутренней отделки, вешают колеса и заливают жидкости. Думаю, что и эти операции мерседес бы тоже с удовольствием автоматизировал, если бы не некий общественный договор, по которому надо хотя бы немного людей оставить на конвеере. Может, это все, что смог выторговать профсоюз.
Вдобавок к пункту, приведенному выше — искуственный интеллект через несколько коротких лет сможет заменить очень многие сервисы в сфере обслуживания. Уже существуют роботы, в разговоре по телефону с которыми вы не сможете отличить их от человека. На эту тему была прекрасная статья вот здесь еще три года назад:
“Саманта – робот-телемаркетер, которая говорит, что она человек”
Кроме автоматизации производства, происходит автоматизация сервисов. Недавно, макдональдс в нашем районе переоборудовали, оставив там только одну кассу и установив вместо остальных касс большой прилавок для выдачи заказов. Что случилось с остальными 5-ю кассирами, которые принимали заказы? Их заменили терминалы с тачскринами.
Теперь процесс заказа в макдональдсе выглядит так.
Куда делись люди, которые раньше принимали заказы? Часть из них перевели на выдачу заказов, остальных сократили.
Стоит ли паниковать ?
На мой взгляд — стоит, и вот почему:
В принципе, ничего нового в замене людского труда технологиями нет. Эти процессы происходили всегда. Механизация и укрупнение ферм привело к высвобождению людей из деревень, которые мигрировали в города. Автоматизация производства сукна привела к движению луддитов и т д. Общество как-то адаптировалось в конце концов, с непрерывным улучшением уровня жизни населения.
Отличием происходящей сегодня технологической революции является ее скорость, и неспособность огромных слоев общества адаптироваться к изменениям. Скорость изменений увеличилась колоссально, наша способность к ним адаптироваться — нет. Плюс, масштабность изменений, которая присходит просто по всем фронтам — и производство, и сервисы.
Я думаю, что политики, социологи и экономисты понятия не имеют, что делать с этими тенденциями, и как помочь обществу к ним адаптироваться. Я, по крайней мере, не читал ничего внятного на эту тему. Если кто нибудь сможет порекомендовать литературу, буду очень признателен.
Любые такие масштабные изменения структуры экономики и общества всегда сопровождяются пертурбациями в обществе — социальными беспорядками, революциями, войнами и т д. Надеюсь, что каких то насильственных действий и событий избежать таки удасться.
Что будет происходить в результате всех этих тенденций
Появление класса «сердитых белых мужчин» (angry white men), которые и являются основными избирателями Трампа. Это люди, чьи родители могли обеспечить своей семье безбедную жизнь среднего класса, крутя гайки на заводе. Теперь дети этих родителей, в большинстве своем с образованием не выше школьного+американский аналог техникума (хотя есть и с высшим тоже !), не могут найти работу, которая позволила бы им обзавестись семьей.
Класс «Сердитых белых мужчин» формирует социальный заказ на политиков типа Трампа и Берни Сандерса. И это, увы, будет продолжаться. Поиск виноватых — капиталисты, wall street, мексиканцы-нелегалы, иммигранты, глобализация и т д. Возможно, возвращение протекционизма, откат свободы торговли и глобализации (что и явилось одной из причин великой депрессии, по мнению многих экономистов)
Занятость в производстве будет продолжать сокращаться. В теории, люди, потерявшие работу на производстве, должны были бы переместиться в сервисный сектор, но технологии будут сокращать потребности в рабочей силе и в сервисном секторе тоже

Чем будут заниматься эти люди, не нашедшие себя в современном обществе? Я думаю, они будут курить анашку и наслаждаться жизнью, в пределах доступного им бюджета. В интересах абсолютно всех, чтобы они не бухтели и не пытались устроить революцию. Это, по-моему, объясняет тот факт, что во многих местах уже декриминализировали, или даже легализовали курение марихуаны.
Откуда неустроенные люди будут брать деньги на пиво и анашку ? Лично я уверен, что рано или поздно все постиндустриальные общества на западе перейдут к идее Гарантированного Минимального Дохода (ГМД).
То есть, всем гражданам будут платить N долларов в месяц, вне зависимости от их материального положения и наличия работы.
Вся прелесть ГМД заключается в том, что идею поддержат и левые, и правые.
Левые — потому, что она совпадает с их идеей социальной справедливости (понятия не имею, что это такое, ну да ладно).
Правые — потому, что введение этой программы позволит отменить все многочисленные программы социальной поддержки, которые содержат сонм сотрудников для проверки условий получения пособий, администрирования, сбора бумажек и т д. Введение ГМД будет сопровождаться полной отменой всяких велферов, пособий по безработице, пособий на детей, пособий на инвалидность и тд, что позволит съэкономить фигову тучу денег налогоплательщиков.
То есть, после того, как все устаканится, будем иметь процентов 70 населения, которые сидят на ГМД, но зато не мешают остальным 30% работать, создавать новые продукты и сервисы и вообще двигать общество вперед. Как вы догадываетесь, эти 30% будут содержать оставшиеся 70%. В принципе, сейчас общество так уже и работает. 70% делают видимость работы на всяких должностях, созданных для создания видимости занятости.

Теперь, хочу поблагодарить всех, кто дочитал до конца этого опуса, и перехожу к главному:
Что делать ?

Вот именно, что делать нам, бедным, чтобы не оказаться под завалами после этого землетрясения ?
Пересмотреть подход к получению образования.
Смотреть, какие специальности будут пользоваться спросом, и учить этому себя и детей. Все, что связано с технологиями, дает гораздо больше шансов на выживание в это новом мире. Программирование роботов и станков, искусственный интеллект и т д
Делать свой бизнес.
С увеличением рисков и неопределенностей в сфере труда и негарантированности полной занятости — навыки ведения бизнеса становятся еще более важными. Раньше баланс рисков между работой на дядю и своим бизнесом был такой: вот здесь есть вроде зарплата и гарантированное рабочее место, а со своим бизнесом непонятно, получится ли, и т д.
Сейчас и зарплата не гарантирована и рабочее место, а интернет уравнял поле игры и дает даже небольшим бизнесам доступ к огромным рынкам.
Во что инвестировать? Я думаю, что надо покупать (1) физическую инфраструктуру (всегда нужна) (2) потребительские брэнды, которым в значительной мере нестрашны потрясения. Ну, там колгейт, пепси, проктор и гембл и т д. и (3) военку всякую, типа Lockheed Martin – нестабильность в мире, увы, будет продолжать расти, а с ней и военные бюджеты

3. Про умножение матриц

Будущее, как всегда, надвигается на нас гораздо быстрее, чем мы этого ожидаем. Сингулярность, ничего не поделаешь
До недавних пор я думал что самая потрясающая на данный момент инвестиция — это акции амазона.
Недавно я нашел компанию, которая представляет еще более интересные перспективы.

Скажите, сколько в вашем доме есть геймерских компьютеров с крутыми графическими картами, приблизительно за 500 — 1000 баксов ?
У большинства читателей этого блога (как и у меня), ответ будет — ноль
Теперь еще один вопрос — сколько таких компьютеров будет в вашем доме через пять лет ?
Ответ, я боюсь, опять: ноль.

Это, казалось бы, говорит все о перспективах героя моего сегодняшнего очерка, компании Nvidia. Но не все так просто.
Для понимания их перспектив надо задать третий вопрос — сколько в вашем домохозяйстве будет автомобилей через 5 лет? Ответ, скорее всего, будет не нулевым. Как я уже писал ранее, лично я считаю, что лет через пять у каждой семьи будет, эээ, скажем, где то 1.2 автомобиля.
Фишка в том, что во всех этих автомбилях будет стоять электроника от Nvidia.
NVidia колоссально повезло. Они делают графические карты, используемые в видеоиграх.
Многие алгоритмы расчета изображений в видеограх построены на принципах линейной алгебры, на операциях с матрицами.
Может, кто то помнит это из институтских курсов.

По счастливому совпадению, алгоритмы машинного обучения, особенно — нейронные сети, так сейчас популярный deep learning, тоже реализованы на матричных операциях, и работают на порядки быстрее на графических картах, чем на столь привычных нам процессорах Intel и AMD.
Nvidia смогла вовремя сделать удобные API и интегрировать свои карты со многими популярными библиотеками софта для машинного обучения.
NVidea монополизировала рынок расчетов для искуственного интеллекта, и оторвалась от своих конкурентов — Intel и AMD — на годы.
Абсолютно все облачные сервисы, которые предоставляют услуги расчета алгоритмов на основе GPU, работают на NVidia.

Все самодвижующиеся коляски, которые сейчас активно клепают тесла и их подельники, должны будут иметь процессоры от Nvidia на борту — облачные сервисы в таких делах, как автономные авто, не покатят. Там нужны моментальные и гарантированные вычисления.
И вообще, все автономные роботы будут использовать процы от NVidea.
А они тоже будет у каждого.
Видели процессор в голове у терминатора из одноименного фильма ?
Так вот — его сделает Nvidia.
Короче, рынок колоссальный.
При теперяшнем фундаментале NVidia — продается на рынке вообще задаром.

Маркет кап всего 63 миллиарда. Компания реально может вырасти до размеров 200-300 миллиардов как минимум.
P/E всего 41, что для их темпов роста просто задаром.
Более того, вы будете смеяться, но они даже платят дивиденды.

NVidia — это не туфта типа Apple. Эта ракета, на которой только поджигают фитиль.
И большинство хомячков об этом не подозревают, продолжая покупать Эппл и прочий отстой.
Короче, я решил добавить Nvidia в свой модельный портфель в понедельник.
Как только это сделаю, добавлю в эту запись стоимость и текущее состояние портфеля.

5. Когда наступит пора вкладываться в блокчейн — банки

Заранее извиняюсь, это будет относительно длинный пост, ибо объяснить предмет по другому не получится.
Если Вы что то из его почерпнете, или узнаете что то новое, то лайкайте профиль аффтара и сам пост. Моя цель — обойти Тимофея по рейтингу :-)

Итак, пара тезисов, для затравки
Биткойн, Риппл, Эфир — это всего навсего криптовалюты. Реальная революция — это технология блокчейна
Если вы хотите хоть чуть чуть быть в теме — отложите в сторону все эти говновалюты, и разберитесь в том, как работает блокчейн
Если вы считаете криптовалюты и блокчейн пузырем, мифом и т д — рекомендую поменять мнение и хотя бы почитать про это. Криптовалюты — таки могут быть пузырями, но блокчейн — изменит окружающий мир скорее, чем вы ожидаете

Итак, как в идеале может работать блокчейн — банк ?
Допустим, вы хотите купить дом или кватиру за 200,000 долларов.
вы сначала объявляете аукцион в блокчейне, по которому много людей (например 10000) дают вам в долг деньги на покупку дома
При этом, в зависимости от характера аукциона, эти люди могут все давать вам разные суммы, под разные проценты и т д
Какой то чувак из Штатов даст 10,000 под 3%, а другой из Африки даст 10 долларов под 2%. Всё эти кредиторы могут не знать друг друга и условий, на которых они дали вам деньги. Как договоритесь.
Потом title (права собственности) дома делится на множество мелких кусочков, и каждому из тех, кто Вам дал в долг под покупку дома, записывается его часть Title.
На вас записывается та часть дома, под которую вы заплатили Downpayment
Вся эта инфа хранится в системе Smart Title
Код контракта хранится в блокчейне, и не может быть изменен или отменен без консенсуса тех, кто дал вам в долг (механизм такого консенсуса тоже хранится в коде контракта)
При этом, ваша кредитная история тоже может храниться в блокчейне (почему бы и нет ?) и будет доступна вашим кредиторам при принятии ими решений.
Контракт ожидает от вас, что вы будете ему перечислять какую то сумму каждый месяц как платеж по кредиту. Контракт эти деньги будет распределять среди тех, кто вам дал в долг (как проценты), и одновременно переназначать кусочки собственности от них вам (как часть выплаты equity)

По мере полной выплаты весь equity будет перезаписан на вас. Если вы перестанете платить за дом, то код контракта зафиксирует дефаулт, продаст дом через ту же систему smart title, и распределит полученные деньги между вашими кредиторами и вами
И т д
Вся прелесть (и ужос) описанного механизма (а так можно сделать любую финансовую транзакцию, например, страховку) — то, что она работает сама по себе, без участия посредника, который обеспечивает выполнение контракта.

Соответственно, не надо платить посреднику, уменьшаются frictions, как сказали бы экономисты. За выполнение контракта отвечает код в блокчейне, который невозможно ни поменять ни подделать, из за особенностей блокчейна

Собственно, сам факт возможности таких транзакций без участия банков и страховых компаний — это то, что заставляет их писать в штанишки и играться с блокчейном.

Теперь, почему эта схема (пока) не будет работать.
Под любой кредит нужно обеспечение (collateral). Это обеспечение — то, что позволяет вам дать в долг заемщику, и иметь хоть какую то уверенность, что если он не станет выплачитать кредит, вы сможете получить его обеспечение в свою собственность, продать и вернуть свои деньги. В случае кредита под дом, это обеспечение — сам дом, конечно. Можно еще выдавать кредиты без обеспечения, конечно, через блокчейн, эта модель тоже будет работать, если (см ниже)

Итак, для финансовых услуг в блокчейне нужно, чтобы заработали как минимум две вещи:
Smart title — правительства должны начать признавать права собственности, хранящиеся в блокчейне.
Smart Contracts — правительства должны начать признавать контракты, хранящиеся в блокчейне, наравне с подписанными на бумаге, и, что немаловажно, начать их энфорсить. То есть, применять суды, полицию и весь инструментарий насилия для того, чтобы, например, отобрать собственность, предложенную в обеспечение контракта, и передать ее кредиторам, если произошел дефаулт заемщика. Или, если кредит был без обеспечения (потребительский кредит), то принять решение о взыскании задолженности, и реально начать это делать. Напоминаю, что одной из основных функций государства является Contract Enforcement — обеспечение контрактов. Некоторые радикалы вообще считают, что это — единственная функция, наряду с обеспечением прав собственности.

Короче, как только вы увидите в ленте новость, что в европарламенте или в конгрессе Штатов рассматривается закон о признании контрактов, хранящихся в блокчейне, и прав собственности, записанных в блокчейне — вот тут то надо бежать и покупать доли во всяких интернет-банках.
И, кстати, я довольно оптимистично настроен — это таки рано или поздно может произойти.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=346142. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.