Жданов Александр QB Finance | Обзор рынка | Главное

Электромобили, электрические батареи и металлы

13 ноября 2017  Источник http://www.qbfin.ru/
2016 год сложно назвать переломным для индустрии электромобилеи? (EV). Несмотря на рост количества проданных автомобилеи? на 38% г/г до 750 тыс. ед., в относительном выражении на 1 тыс. реализованных за год автомобилеи? с двигателем внутреннего сгорания пришлось всего 11 купленных электромобилеи?. По итогам года совокупныи? автопарк EV достиг 2 млн. ед., увеличившись на 60% г/г. Среди электромобилеи? существует 2 основные категории – электромобили, использующие только энергию установленных батареи? (BEV), а также гибридные электромобили с двигателями внутреннего сгорания и электрическими батареями малои? е?мкости, энергии которых хватает на непродолжительную поездку (PHEV). Ровно 60% реализованных в 2016 году EV относились к категории BEV.

Причин весьма низкого спроса на электромобили сразу несколько: существующие ограничения по максимальному пробегу без подзарядки (порядка 200-300 км для автомобилеи? в «среднем» ценовом сегменте), достаточно долгая процедура зарядки (более 20 минут), ограниченная доступность зарядных станции? и, наконец, большая цена по сравнению со стандартными автомобилями. Тем не менее, многие автомобильные компании в своих программах развития делают ставку именно на электромобили. Во-первых, КПД двигателеи? внутреннего сгорания составляет 20- 30%, тогда как КПД электродвигателеи? колеблется в интервале 80-90%. Кроме того, согласно прогнозам BNEF (Bloomberg New Energy Finance), паритет в стоимости двух категории? автомобилеи? за полныи? жизненныи? цикл может быть достигнут уже в 2025 году.

Автомобильные компании и их планы по разработке электромобилеи? Источник: данные компании?

Электромобили, электрические батареи и металлы


Главнои? причинои? снижения цен электромобилеи? должно стать сокращение стоимости используемых батареи? – на текущии? момент стоимость батареи достигает 50% от цены электромобиля, однако к 2030 году прогнозируется сокращение показателя до18-23%. Если в 2010 году средняя стоимость литиево-ионных батареи? для EV составляла около $1 тыс. за КВт/ч, то по итогам 2016 года показатель сократился до среднего значения в $280 за КВт/ч. Усовершенствование условии? протекания химических реакции?, а также эффект масштаба, по прогнозам, приведут к падению индикатора до $120 за КВт/ч к 2030 году. В результате, уже в 2021 году число проданных за год EV способно достичь отметки в 3 млн. ед., а к 2040 году эксперты ожидают увеличения доли электромобилеи? в структуре продаж автомобильного сектора до 35% с текущих 1,1%. Данные структурные изменения способны оказать значительное влияние, если не сказать «вызывать революцию», на рынке сырья, используемого в производстве электродвигателеи? и зарядных станции?.

Электрические аккумуляторы

На текущии? момент стоимость электрических батареи? на 25% складывается из стоимости сырья, в то время как остальные 75% затрат приходятся на другие технические комплектующие. Процесс автоматизации производства последних, а также увеличение масштабов производства, должны снизить долю данных затрат до 50% и довести долю сырьевых затрат до 50%. Стоит отметить, что текущие модификации электродвигателеи? во многом основаны на одном и том же сырье. Наиболее популярные технологии – технология NCA (основана на использовании лития- никеля-кобальта-алюминия), NMC (литии?-никель-марганец-кобальт), LMO (литии?-марганец-смесь оксидов магния и алюминия), LTO (литии?-оксид титана), LFP (литии? – фосфат железа) и технология LCO (литии? – оксид кобальта). Наиболее востребованными элементами в производстве электрических батареи? являются литии?, никель, кобальт, марганец, а также используемые практически везде медь и графит. По мнению производственных экспертов, до 2020 года каждыи? из данных элементов будет играть весомую роль в разработке электродвигателеи?, тогда как ждать появления новых глобальных концепции? не стоит. Например, конкуренцию литию на текущии? момент может составить свинец, однако он менее безопасен и его использование снижает производительность батареи?.

Литии?

По итогам 2016 года совокупныи? мировои? объем добычи лития достиг 190 млн. тонн, из которых 41% пришлось на транспортныи? сектор, сектор потребительскои? электроники и сектор хранения энергии. Для производства электрических батареи? используется около 20% всеи? добычи лития: каждыи? двигатель EV требует от 2 до 13 кг чистого лития, в то время как общие затраты лития при производстве электромобиля могут достигать 40-100 кг. Например, производство электромобиля Tesla Model S требует 63 кг лития, что в 10 тыс. раз превышает затраты лития при производстве смартфона (включая батарею). На фоне расширения спроса на электромобили стоимость лития существенно выросла – с начала 2016 года по ноябрь 2017 года индекс Global X Lithium ETF продемонстрировал рост на 94%.

Динамика стоимости акции? инвестиционного фонда Global X Lithium ETF, $ Источник: Bloomberg



Согласно оценкам экспертов, развитие автомобильнои? отрасли способно привести к росту спроса на литии? до 500 млн. тонн уже в 2021 году и до 779 млн. тонн к 2025 году, что естественным образом должно сказаться на его стоимости. На текущии? момент существует около 350 проектов по добыче лития, из которых 70% сосредоточены на солончаках Южнои? Америки – в Аргентине, Боливии и Чили. Стоит отметить, что большую роль при добыче лития играет наличие примесеи? – так Боливия обладает самыми большими запасами лития, однако высокая концентрация примесеи? делает литии?, добываемыи? в стране, недостаточно конкурентным. Альтернативои? здесь могут служить австралии?ские добытчики.

Например, в конце сентября 2017 года китаи?ская автомобильная компания Great Wall Motor Co Ltd приобрела 3,47% акции? австралии?ского добытчика лития Pilbara Minerals Ltd за $22 млн. В I половине 2018 года Pilbara Minerals запустит новыи? проект по добыче лития и тантала, а начиная с 2020 года компания будет ежегодно поставлять 75 тыс. тонн силиката лития и алюминия автомобильному концерну. Кроме этого соглашение компании? предполагает возможное увеличение данного показателя еще на 75 тыс. тонн ежегодно в случае, если Great Wall Motor частично профинансирует расширение производства на проекте (на сумму $50 млн.) Данныи? шаг отражает желание корпорации обеспечить себя долгосрочными контрактами на поставку лития из стран, политические и экономические риски в которых минимальны.

Никель

С начала 2016 года по ноябрь 2017 года стоимость никеля увеличилась на 38%, однако данное увеличение во многом вызвано факторами, не связанными с расширением спроса на никель при производстве электродвигателеи?. Главнои? причинои? подобнои? динамики является сохранение высоких темпов роста экономики Китая в 2016-2017 гг. Именно опасения сокращения темпов расширения экономики Поднебеснои? привели к спаду стоимости металла в июне 2014 года – декабре 2015 года. Стоит отметить, что одним из рисков для рынка являются деи?ствия правительства Индонезии – одного из крупнеи?ших добытчиков металла.

В январе 2014 года правительство Индонезии ввело запрет на экспорт необработанных руд металлов из страны (в том числе никель, медь, железо, цинк, свинец, марганец), что привело к скачку стоимости металла на 50% в период с конца 2013 года по середину мая 2014 года. Возможная отмена данного ограничения способна существенно повлиять на динамику стоимости металла, несмотря на прогнозируемыи? рост спроса никеля. Отметим, что ключевым производителем никеля являются Филиппины с долеи? добычи в 14,9% от общемирового уровня в 2015 году.

Стоимость никеля, $ за тонну Источник: LME (London Metal Exchange)



Медь

Если в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания используется в среднем 23 кг меди, то в HEV данныи? показатель достигает 40 кг, в BEV 83 кг, в то время как крупные автобусы на электрических батареях используют от 224 кг до 369 кг чистои? меди. Кроме процесса производства самих двигателеи?, медь находит широкое применение и в производстве зарядных станции? – каждая зарядная станция требует от 0,7 кг меди, в то время как для функционирования станции? быстрои? зарядки (пользующихся наибольшим спросом) необходимо от 8 кг промышленного металла. Прогнозируемое развитие отрасли электромобилеи? вместе с параллельным расширением сети зарядных станции? способно привести к почти 10-кратному увеличению потребности в меди к 2027 году: со 185 тыс. тонн в 2017 году до 1,74 млн. тонн в 2027 году. С начала 2016 года стоимость меди выросла на LME на 46%.

Стоимость меди, $ за тонну Источник: LME (London Metal Exchange)



Графит

Одним из наиболее востребованных материалов при производстве электродвигателеи? остае?тся графит, которыи? обладает повышенным сопротивлением по отношению к высоким температурам. Именно графит, по данным Tesla Motors, станет основным сырьем для производства батареи? на Tesla Gigafactory. В 2015 году для производства электрических батареи? понадобилось 80 тыс. тонн графита. Например, в каждои? модели Tesla Model S используется 54 кг графита. К 2020 году прогнозируется увеличение спроса на графит до 250 тыс. тонн. Ограничить рост его стоимости может внедрение новых теплостои?ких материалов, способных лучше сохранять выработанную энергию. Лидером в производстве графита на текущии? момент является Китаи?, доля которого на рынке достигает 60% (включая производство синтетического графита), в то время как корпоративным лидером можно назвать швеи?царскии? сырьевои? гигант Glencore PLC.

Кобальт

Кобальт является «побочным» продуктом при добыче меди и никеля. Несмотря на это, данныи? металл нельзя заменить ни никелем, ни медью. Именно ограниченность предложения является однои? из причин быстрого роста стоимости металла в последние годы – в США кобальт не добывают уже 40 лет, а стоимость кобальта с начала 2016 года подскочила на 150% и достигла $60 тыс. за тонну. На текущии? момент 40% всего металла направляется на производство батареи?, а к 2019 году прогнозируется увеличение показателя до 55%. В среднем при производстве электродвигателя необходимо около 15 кг кобальта. Развитие сектора электромобилеи?, по мнению экспертов Macquire Group, способно привести к 2-кратному увеличению потребности в металле к 2020 году.

Стоимость кобальта, $ за тонну Источник: LME (London Metal Exchange)



По итогам 2014 года более 50% кобальта добывалось в Демократическои? Республике Конго, а уже в 2017 году страна намерена произвести 70,1 тыс. тонн металла (при общем уровне мировои? добычи в 122 тыс. тонн в 2016 году) и увеличить данныи? показатель до 82 тыс. тонн к 2021 году. Среди других крупнеи?ших производителеи? – Китаи? (6,3% производства в 2016 году), Канада, Россия, Австралия и Замбия. Среди представителеи? корпоративного сектора выделим сырьевого гиганта Glencore PLC, владеющего почти третью проектов по добыче кобальта.

Прогнозируемое увеличение потребности в металлах Источник: Lithium Market Dynamics, Goldman Sachs, International Copper Association , BMI Research, Bloomberg New Energy Finance, * объем графита, направляемого для производства электрических батареи?



До 2030 года даже при самых оптимистичных прогнозах развития сектора электрических автомобилеи? производство батареи? для электромобилеи? и зарядных станции? потребует всего 1% изведанных мировых запасов лития, никеля и меди, а также 4% запасов кобальта. Несмотря на это, на текущии? момент количество крупных проектов по добыче данных металлов весьма ограничено, что, по нашему мнению, способно привести к существенному росту финансовых показателеи? крупных игроков в отрасли. Одним из дополнительных факторов, способных вызвать рост результатов добывающих компании?, могут стать долгосрочные контракты с крупнеи?шими автопроизводителями.
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=368014. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.