Одноразовые многоразовые или куда полетит «Фалькон» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Одноразовые многоразовые или куда полетит «Фалькон»

16 января 2018 AfterShock

В «Википедии» уже написали, что «SpaceX now routinely recovers and reuses their first stages.» («SpaceX сейчас постоянно приземляет и повторно использует свои первые ступени.») В этом заявлении содержится одновременно правда и враньё. Что «постоянно приземляет» – так это да. Что «постоянно повторно использует» – пока нет.

Приведём данные в таблице:

Одноразовые многоразовые или куда полетит «Фалькон»


* Испытательные запуски с капсулой «Дракон» без полезной нагрузки, на втором ещё два студенческих спутника и головка сыра «Бруирие» (кроме шуток).

** CRS-l удачно, Orbcomm-OG2 не вышел на заданную орбиту и был уничтожен.

*** Маск считает запуск удачным (спутник взлетел куда надо). Пентагон заявил, что квалификационных испытаний «Фалькон» не выдержал.

**** Технически приводнение – посадка в океан с раскрытыми опорами для имитации приземления.

***** Удачный запуск, но проблема в самом спутнике Zuma (изготовитель Нортроп-Грумман).

На начало 2018 года у молодой динамичной компании есть в активе всего 4 первые ступени, слетавшие по два раза. Ещё одна ступень слетала два раза и утонула в океане на втором запуске (Илон заявляет, что так было задумано). Коэффициент повторного использования первой ступени в 2016-2017 годах составил (18+9)/(18+9-5) = 1.19. Если же считать по всей программе с 2010 года, повторное использование составит (48)/(48-5) = 1.11

С капсулой «Дракон» ситуация ещё печальнее. Не будем считать сгоревший в атмосфере макет «Дракона» из первого полёта — макет на то и макет.



* На втором запуске капсула затоплена морской водой

** В декабре использован корпус капсулы, вернувшейся в июле 2017 из полёта SRS-11.

Пока коэффициент повторного использования капсулы «Дракон» составляет (14)/(14-1) = 1.08, причём одна капсула погибла на взлёте. Компания заверяет, что теперь в её распоряжении четыре рабочие капсулы, и все четыре будут летать повторно.

На 2018 год запланировано (включая систему «Фалькон-тяжёлый») ещё 30 запусков. Это очень много – так примерно летали во времена «космической гонки». Если всё пойдёт полностью по плану, ускорители первой ступени слетают в космос 33 раза, в том числе, 3 раза дуэтом в составе «Фалькон-тяжёлый». Из этих, для повторного использования собираются посадить только 9 или 10 «счастливчиков». Остальные выводят тяжёлые грузы и/или на высокие орбиты, оттого полетят в «безвозвратной» конфигурации. После полностью успешного 2018 года, коэффициент повторного использования первой ступени «Фалькона» составит за 2016-2018 годы (33+18+9)/(33+18+9-9-5) = 1.30. Система пока не дотягивает даже до «полутороразовой», и ни о каком «многоразовом» использовании и речи нет.

С капсулой «Дракон» на 2018 год запланировано всего три полёта на МКС (и пока столько же на 2019). Даже если всё по плану, у Маска в конце 2019 будет три капсулы, слетавшие трижды, и одна – дважды. Конечно, если дать это талантливому журналисту, можно сделать их «многоразовыми».

Объяснение простое – приземление на реактивной струе стоит горючего, а раз лишний расход горючего – меньше выводимая на орбиту масса (все числа для последней модификации FT):



Для сравнения, «Прогресс-МС» вывозит к МКС 2'500 кг полезного груза, европейский АТV с «Ариан-5» – 7'670 кг, японский HTV – 6'200, а американский конкурент Маска «Сигнус» – 3'500 кг. Правда, это всё одноразовые, а «АТV» – eщё и «бывший»: у разъединённой объединённой Европы на космос денег нет с 2014 года.

О возвращении и повторном использовании вторых ступеней «SpaceX » — пока» молчок. Официально все разработки отложены до 2020 года, а пока штучки с ценником за 20 млн баксов просто падают в океан.

Теперь сравним достижения Маска с настоящей программой многоразовых кораблей «Космический челнок». Вот табличка:





* Инженерный макет с сенсорами, для космических полётов не предназначался

** Погиб при посадке

*** Погиб при запуске

Конечно, и «челнок» полностью «многоразовым» не был. Навесной топливный бак после запуска выбрасывали в металлолом, непрерывно меняли маршевые двигатели (там летели лопатки турбин), после полёта переклеивали до 20% теплозащиты. Однако, штучка летала. Твердотопливные ускорители (SRB) – всего изготовили 30 штук – спускались на парашютах в океан. Потеряли 4 ускорителя – два из них вместе с «Челленджером». Той паре, что вывела в космос «Колумбию» в 1981 году, в 2011 доверили везти на орбиту «Эндевор». За тридцать лет, ветеранистые ускорители выполнили 59 успешных полётов! В среднем, правда, ускорители использовались 135*2/30=9,0 раз, но сюда включается и число экспериментальных, намеренно уничтоженных на стендах и вообще не летавших ни разу.

Окончательная стоимость одного космического полёта «челнока», включая весь НИОКР и не летавший «Энтерпрайз», оказалась 250 млн (в долларах 2015 года). За эти небольшие деньги, система вывезла на орбиту МКС около 2200 тонн полезных прибамбасов, по цене за килограмм порядка 16 тыс долларов. Туда же слетало 804 человека, при цене билетика в оба конца порядка 36 млн. 797 благополучно вернулось.

По результатам коммерческой деятельности Маска, с Земли в космос подняли пока 185 «коротких тонн» (около 165 метрических) полезного груза. Точного ценника мы не знаем, и не узнаем никогда. Маск уверяет, что один запуск обходится ему в 70 миллионов. Если так, то 47 запусков с 2010 по 2017 год включительно обошлись в 3.3 млрд долларов, или по 20 тыс долларов за кило полезного груза. Стоимость билетов сравнить не можем, так как люди пока не летали. Есть сильное подозрение, что доставка одной тушки туриста на МКС будет обходиться значительно дороже, чем на «Союзе». В 2010 году себестоимость запуска 3 космонавтов составляла 528 млн рублей, или грубо в тогдашних деньгах по 7 млн долларов с носа (туристов возили по билетику от 20 до 40 миллионов, оценим нормы прибыли; правда учтите кислород и еду на МКС на 10 дней). А пока вы там норму прибыли, я тупо сравню с «челноком», где «посадочное место» стоило примерно 36 лямов. Рынок, однако.

Кстати, рынок космического туризма (пока, по крайней мере) – чего-то не комильфо. Последний турист слетал в сентябре 2009 – и как отрезало. К чему бы это?

Тут могут возразить, мол на «Драконе-2» можно, вроде, усадить 7 человек, значит, один билет будет дешевле. Можно-то можно. Только вот суммарный объём капсулы – менее 10 кубометров (для сравнения, на «Союзе» 8.5 на двоих-троих, на «Челноке» в передней кабине 74 кубометра на семерых, а для автономных полётов мог ставиться ещё и жилой модуль размером как салон автобуса-«гармошки»). «Челноки» и «Союзы» могли выполнять на орбите полезную работу в самостоятельном режиме, а «Дракон» – просто консервная банка с человеческими тушками, без помощи манипулятора МКС даже причалить не сумеет. Если без станции, то "Фалькон-2" годится лишь на то, чтобы поднять 7 туристов в космос на два витка по низкой орбите - и на землю (вероятно) опустить. Приключение, согласимся, отменное, память на всю жизнь, но с 10-дневным полётом на МКС как-то не сравнить.

Я не хочу быть пессимистом и уж тем более не хочу как-то оскорбить инженеров «SpaceX». В создавшихся условиях парни делают что могут. Получается пока гиперлупа, но физику не обманешь.

Вообще, 2018 год будет для Маска критическим не только по продажам «Теслы». Планируется выполнить 4 полёта капсулы «Дракон-2», в том числе один демонстрационный без людей, один суборбитальный (вроде тоже беспилотный) для проверки системы спасения, один с астронавтами НАСА на МКС и один с подопытными туристами вокруг Луны. 25 января намечается первый взлёт «Фалькон-тяжёлый». На борту будет один автомобиль «Тесла» (всё равно не покупают), с MP3 плеером, исполняющим рок-н-ролл Дэйвида Боуи (не, кроме шуток).

При любом исходе будет срач. Запасаемся попкорном.

http://aftershock.su/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter