Платина и палладий. Будущее металлов PGM в автомобильной отрасли » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Платина и палладий. Будущее металлов PGM в автомобильной отрасли

19 февраля 2018 Precious metals Нечаев Андрей
На прошедшей неделе #платина и #палладий показали неплохие результаты. Спот цена платины закрылась на уровне $ 1005, а палладия – на $ 1032. Это при том, что данные COT от CFTC на вторник 13 февраля были довольно медвежьими: в платине коммерсанты и все крупные спекулянты закрывали и лонги, и шорты. Открытый интерес упал на -7123 контракта. В палладии была примерно та же картина. Открытый интерес упал на -3699 контрактов. Правда, как я сообщал в пятницу, CME Group вновь снизила маржинальные требования (гарантийное обеспечение, ГО) к фьючерсам на палладий (PA) и платину (PL, PLT).

С начала этого года я опубликовал несколько статей об объёмах предложения, спроса и о прогнозах на рынках этих драгоценных металлов. Здесь хочу немного их дополнить, но главное – подробнее остановиться на перспективах использования PGMs на автомобильном рынке в ближайшее десятилетие. Но сначала немного о предложении. В примечании к докладу U.S. Geological Survey (USGS) я отмечал, что компания Anglo American Platinum продала свои шахты в провинции Rustenburg компании Sibanye-Stillwater. Также компания Sibanye приобрела шахты у Aquarius Platinum. Посмотрим на объёмы добычи основных стран-поставщиков PGM по данным USGS.

Платина и палладий. Будущее металлов PGM в автомобильной отрасли




Impala Platinum купила 15-процентную долю в проекте компании Platinum Group Metals Waterberg, расположенном в Южной Африке. В декабре Platinum Group Metals заявила, что ведётся работа над окончательным технико-экономическим обоснованием проекта. Вероятные запасы в Уотерберге составляют 12,3 млн унций, из которых 61% приходится на палладий и 30% - на платину. Кроме того, Sibanye-Stillwater согласилась купить у Lonmin доли в проектах на сумму около $ 382 млн, чтобы стать вторым по величине производителем платины в мире. Эта сделка стала спасительной для Lonmin. Lonmin является третьим по величине производителем платины в мире и изо всех сил пытается финансировать свои шахты, уходящие в убыток из-за падения цен на платину.

Палата шахт Зимбабве приветствовала решение правительства сократить ставки налогов на роялти для платиновых горнодобывающих компаний с 10% до 2,5%, заявив, что этот шаг повысит жизнеспособность компаний в то время, когда цены пребывают в депрессии. Правительство также отложило введение 15-процентного налога на экспорт сырой платины и палладия до 1 января 2019 года, поскольку горнодобывающие компании всё ещё заняты созданием собственных плавильных и аффинажных заводов в стране.

Таким образом, африканские шахтёры добывают всё больше палладия. Соотношение добычи Pt/Pd в Африке сдвинулось с 2,0:1 до 1,7:1 за 10 лет из-за перехода от западных рудных тел к восточным и северным в ЮАР (см. «Платина: обзор рынков, спрос, предложение, прогнозы») в сочетании с более высокими объёмами добычи в Зимбабве. Норникель шутит: «Nornickel теперь не является ни медным, ни никелевым производителем, а главным по PGMs. Доля добычи Pd в ЮАР равна доле добычи Ni в Nornickel».



Далее Норникель демонстрирует предполагаемый будущий рост спроса на палладий в автомобильном секторе, особенно в связи с введением новых стандартов выбросов Tier 3 в США:



И одновременно показывает, что предложение вторичного рециклированного палладия вырастет незначительно:



Ну и вывод Норникеля: к 2021 году дефицит палладия на рынке вырастет до 1,4 млн унций, а вот профицит платины вырастет до 280 тыс. унций:



Честно говоря, не хочу эти цифры оценивать. Понимаю, что Норникель больше всего заинтересован в росте спроса на палладий, поэтому в этом плане «слегка» ангажирован им против платины, хотя и сам говорил о росте добычи палладия в Африке. Бог с ним. Давайте посмотрим на более интересные вещи. А они действительно интересные в плане прогнозов. Я оставлю без комментариев различные прогнозы ничего в этом рынке не понимающих аналитиков относительно лёгкой замены палладия платиной в каталитических конвертерах. Просто обратите внимание на то, что крупнейший их производитель Johnson Matthey в своём докладе об этом даже не упомянула, а USGS отметила: «В некоторых промышленных изделиях и применениях один металл PGM можно заменить на другой, но с потерями в эффективности использования».

Для начала посмотрим на день сегодняшний. Как всегда, обращаю ваше внимание на статистику январских продаж авто в Великобритании от SMMT. Я уже говорил о том, что эта статистика наиболее интересна в том плане, что UK – самая консервативная страна в Старом Свете.



Ещё она интересна тем, что даётся разбивка по продажам дизельных, бензиновых и гибридов с электрокарами. Продажи дизелей опять упали. Небольшая ремарка. Ничего в этом рынке не понимающие аналитики часто пишут, что PGM скоро настанет капут, т.к. на арену выходят электрокары. Давайте посмотрим, что они из себя представляют. Небольшой ликбез для тех, кто не в теме:

MHEV (Mild Hybrid Electric Vehicle) - «умеренный» гибридный электромобиль. В таких автомобилях электрический привод используется исключительно на этапах начала движения и ускорения автомобиля. Для повышения топливной экономичности используются возможности рекуперации энергии при замедлении и торможении автомобиля. В системе электропривода в автомобилях MHEV обычно используется рабочее напряжение от 100 В до 200 В. В последнее время становятся популярны модели MHEV 48V. Они подразумевают использование ДВС, стартера-генератора с ременным приводом и 48-вольтовой литий-ионной батареи. Стартер-генератор помогает при ускорении и восстанавливает энергию торможения, накапливая ее в аккумуляторе.

FHEV (Full Hybrid Electric Vehicle) - полноценный гибридный автомобиль с последовательной, параллельной или последовательно-параллельной схемой привода. В таких системах для повышения эффективности используемый уровень рабочего напряжения обычно более 200 В. Экономия топлива в автомобилях FHEV может достигать 40% по сравнению с аналогичным автомобилем с ДВС.

PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle) - «подключаемые» гибридные автомобили, которые сочетают преимущества чисто электромобиля с преимуществами автомобиля с ДВС. Отличие автомобилей PHEV от полноценного гибридного автомобиля (FHEV) состоит в том, что в этих гибридных автомобилях имеется возможность зарядки аккумуляторных батарей от внешней электрической сети. Автомобиль PHEV имеет возможность движения исключительно на электрической тяге, а в случае истощения энергии от аккумуляторной системы к работе подключается ДВС.

BEV (Battery Electric Vehicle) - транспортное средство на аккумуляторных источниках питания. Транспортное средство, которое для осуществления передвижения использует электрическую силовую установку(электродвигатель), источником питания которой является сугубо аккумуляторная батарея.

EREV (Extended Range Electric Vehicle) - электромобиль с возможностью увеличения запаса хода. Только электродвигатель подключен к трансмиссии, бензиновый двигатель используется для питания электродвигателя, или подзарядки аккумуляторных батарей.

FCEV (Fuel Cell Electric Vehicle) - транспортное средство на водородных топливных элементах. Транспортное средство, которое для осуществления передвижения использует электрическую силовую установку (электродвигатель) источником питания которой являются водородные элементы питания. Электроэнергия вырабатывается путем взаимодействия гидрогена из водородных элементов и оксигена из окружающей среды.

PFCEV (Plug-in Fuel Cell Electric Vehicle) - «подключаемый» электромобиль с использованием водородных топливных элементов. Имеется возможность зарядки аккумуляторных батарей от внешней электрической сети.

А теперь обратимся к одному из крупнейших аналитиков автомобильного рынка – компании LMC Automotive. LMC является одним из ведущих поставщиков аналитической информации, тенденций и прогнозов по рынкам автомобильной промышленности. Совместно с JATO Dynamics, ведущим мировым поставщиком автомобильной информации, для всех легковых и лёгких коммерческих автомобилей (до 6 тонн) составляется прогноз JATO-LMC с семилетним горизонтом «Automotive Global Light Vehicle Sales Forecast», плюс ежемесячные прогнозы, каждый месяц обновляемые по производителем, маркам, моделям и проч., охватывающие 94% мировых продаж авто. Ладно, смотрим:



У-у-упс! Продажи дизелей в Европе сойдут на нет уже к 2028 году, а бензиновых авто – к 2036 году. Шок! Кранты PGM?! Однако будем разбираться. Как я уже писал, в каталитических конвертерах дизельных авто содержится от 5 до 10 грамм PGM в зависимости от типа автомобиля. 70-80% приходится на платину, 18-28% на палладий, остальное - родий. В каталитических конвертерах бензиновых авто содержится от 2 до 5 грамм PGM в зависимости от типа автомобиля. Металлы распределяются в пропорции 1:8:2 - платина, палладий и родий, соответственно. В дизельных и бензиновых гибридах MHEV и MHEV 48V содержание PGM примерно то же. В полноценных дизельных гибридах HEV размер (объём) ДВС меньше, поэтому меньше и содержание PGM. В бензиновых гибридах HEV размер ДВС меньше, однако катализатор работает при более низких температурах, поэтому содержание PGM выше относительно размера двигателя.

Как видите, для PGM ещё не всё потеряно. Более того, если мы посмотрим на прогноз LMC по всему миру на предстоящее десятилетие, то увидим, что гибриды к 2027 году будут доминировать на рынке, даже относительно «чистых» электрокаров.



LMC отмечает:

BEV - аккумуляторные EV – станут реальной альтернативой традиционным ДВС и гибридам только к середине 20-х годов. Главной проблемой их внедрения станет инфраструктура зарядки, которая не развивается так, как ожидалось, - доминирует домашняя зарядка, но и для неё необходима мощная общественная сеть.

MHEV 48V - гибриды нового поколения с низким потреблением бензина - будут «размножаться», однако есть ещё некоторые вопросы по их стоимости, на которые нужно ответить, но поиск решений уже ведётся.

PHEV - снижение стоимости относительно BEV, хотя PHEV проигрывают истинным решениям BEV в плане выбросов. Однако стимулы поддерживают PHEV в большей степени, чем ожидалось, и стоимость PHEV падает быстрее, чем ожидалось.

FCEV - стоимость возобновляемой энергии продолжает значительно снижаться, что позволяет снизить стоимость получение водорода и в конечном итоге стоимость FCEV. Однако политики пока не поддерживают эти «зелёные» технологии и льготные тарифы для поддержки этой переходной фазы отменены.


А вот здесь всё не так однозначно. Водородные топливные элементы сейчас пытаются внедрить многие компании. Вот, например, схема работы подобного авто от Toyota:



Ван Ю из Общества автомобильных инженеров Китая совместно с Международной ассоциацией водородных топливных элементов (IHFCA) представил доклад, в котором показана заинтересованность Китая в развитии технологий FCEV (на это выделяется нехилое финансирование правительством) и планы на будущее:



Самое интересное в этой таблице – рост спроса на платину, которая используется в качестве катализатора в водородных топливных элементах. Так что, и для платины в автомобильном секторе ещё не всё потеряно. Кстати, палладий используется в качестве катализатора для получения чистого водорода.



Johnson Matthey отмечает, что использование платины в электрических транспортных средствах на топливных элементах (FCEV) в прошлом году выросло более чем на 300%. Продажи автомобилей на топливных элементах (в основном в Калифорнии и Японии) более чем удвоились в 2017 году, а несколько сотен автобусов на топливных элементах были развёрнуты в Китае. Значительная часть роста потребления платины в электромобилях FCEV в этом году будет наблюдаться в Китае, главным образом из-за развёртывания программ использования автобусов на топливных элементах в ряде городов. Это создало заказы на значительное количество стеков топливных элементов, которые должны быть поставлены в течение периода 2018-2021 годов.

Перспективы использования топливных элементов в Китае становятся всё более позитивными: за прошедший год события в политике правительства, названной Новой энергетической отраслью, создали благоприятную среду для развития массового рынка для FCEV. Использование топливных элементов должно быть выгодным из-за необходимости соблюдения строгих критериев, таких как минимальный пробег без подзарядки и быстрая зарядка, чтобы претендовать на самые щедрые субсидии и льготы. Напротив, JM ожидает, что финансовая поддержка электрических и подключаемых гибридных автомобилей на батареях будет уменьшена и в конечном итоге прекращена. Цель китайского правительства - увеличить количество FCEVs на китайских дорогах до 50 тыс. единиц к 2025 году и одного миллиона к 2030 году.

https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter