Россия после выборов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Россия после выборов

27 марта 2018 Росбанк Кошелев Евгений
В мартовском послании Федеральному Собранию В.Путин озвучил новые приоритеты развития экономики страны, обратив внимание на проблемы развития человеческого капитала и качество инфраструктуры. По нашим оценкам, суммарные затраты на реализацию предложенных инициатив могут достичь 20.5 трлн руб. в период 2018-2024гг., финансирование которых за счет прироста несырьевых доходов и масштабного бюджетного маневра в пользу национальной экономики будет недостаточно.

Абстрагируясь от политической повестки, мы хотим проанализировать наиболее вероятную программу экономических реформ, реализовать которые предстоит переизбранному президенту в 2018-2024 гг. В основе программы лежит послание В.Путина Федеральному Собранию, озвученное 1 марта. Хотя оно не содержит подробных деталей, сопутствующие комментарии чиновников в СМИ, а также близость программы экономических реформ А. Кудрина, позволяют очертить основные векторы запланированных преобразований.

Россия намерена совершить качественный рывок

Россия после выборов

Источники: Росстат, Росбанк

Новый цикл финансово-экономических реформ смещает приоритеты в пользу 1) развития человеческого капитала посредством стимулирования инвестиций в образование и здравоохранение; 2) улучшения качества транспортной и социальной инфраструктуры посредством наращивания капитальных расходов государства и мобилизации частных инвестиций; 3) реформирования судебной системы и таможенных процедур. Каждая из упомянутых инициатив не предполагает кардинальных бюджетных преобразований, однако, все вместе приобретают характер масштабного "бюджетного маневра" в пользу стимулирования внутренней экономики.

Россия вступила в фазу сокращения трудоспособного населения


Источники: Bloomberg, Росбанк

Развитие человеческого капитала

Одной из наиболее ярких и амбициозных целей для предстоящего политического цикла можно назвать стремление наращивать производительность труда не менее, чем на 5.0% ежегодно, при том, что средний прирост производительности в период с 2010 по 2017 гг. составил лишь 1.1% г/г. Такой темп роста производительности укладывается в привычную инвестиционную модель развитых стран, доля инвестиций в ВВП которых не превышает 25% от ВВП. Тем не менее, доля инвестиций в ВВП России на еще меньшем уровне (21.4%), и переход к 25% (и впоследствии к 27%) рассматривается в качестве достаточного условия стимулирования производительности. Однако, следующий вопрос остается открытым: станет ли экстенсивный рост инвестиций достаточным условием для перехода к более агрессивной азиатской инвестиционной модели? К примеру, высокий рост производительности в Китае, Индии и Индонезии коррелирует со значительно более высокой долей инвестиций в ВВП (от 30% и выше).

Переход в новое состояние потребует от России качественных изменений, которые будут осложнены старением населения и естественным сокращением численности населения в трудоспособном возрасте на 3.2 млн человек до конца 2020х гг., по прогнозам Росстата. Соответственно, необходимыми сателлитами политики, стимулирующей рост производительности, должны стать адресные программы в области здравоохранения и образования, призванные повысить качество и продолжительность жизни, а также квалификацию занятых работников. В довершение, социальный курс на улучшение качества жизни и демографический рост предложено дополнить расширенной стимулирования рождаемости. Более подробно см. детали инициатив в приведенной таблице.

Предложенные меры для стимулирования роста производительности труда




Расширенный пакет инфраструктурных проектов

В.Путин в своем послании уделил особое внимание расходам на транспортную инфраструктуру: в числе приоритетов оказались давно обсуждавшиеся проекты расширения железнодорожных магистралей БАМа и Транссиба, развитие Северного морского пути, реконструкция и расширение дорожной сети, присоединение к автомобильному коридору "Европа-АТР". Расходы только на автомобильные дороги в период с 2018-2024гг. предложено увеличить до 11 трлн руб. (предполагаем, что 8.4 трлн руб. будет привлечено из федерального бюджета и 2.6 трлн руб. - частных инвестиций).

Длительное недоинвестирование в социальную инфраструктуру потребовало от финансово- экономических властей новых механизмов привлечения частных инвестиций. Конструкция государственно-частного партнерства (чаще всего, в форме концессионных соглашений) может претерпеть заметные изменения в связи с одобрением новации Минэкономразвития – инфраструктурной ипотеки. В 2017г. объем реализованных концессионных соглашений (использованы данные Центра Развития Государственно-Частного Партнерства) в отношении объектов социального, транспортного, коммунального и промышленного назначения насчитывал 2.0 трлн инвестиций, из которых было привлечено 1.3 трлн руб. частных средств. Однако, в случае реализации полного пакета инициатив инфраструктурной ипотеки, объем инвестиций может вырасти до 3.0 трлн руб. (300 млрд госгарантий фонду инфраструктурной ипотеки, мультипликатор участия частного рынка 10:1) на горизонте 2018-2020 гг.

Внутренних источников недостаточно для финансирования инициатив

По нашим оценкам, финансирование представленных реформ потребует 20.5 трлн руб. из бюджета в 2018-2024гг (см. диаграмму). Мы полагаем, что при условии сохранения расходов консолидированного бюджета на уровне 34% от ВВП и потенциального роста несырьевых доходов в результате реализации экономических преобразований будет недостаточно для финансирования озвученных инициатив. Маневр, в широком понимании, может потребовать перераспределения расходных обязательств, а также задействовать либо ослабление бюджетного правила, либо увеличения налоговой нагрузки (что мы видим менее вероятным сценарием ввиду рисков увеличения "серого" сектора экономики).

Перераспределение бюджетных расходов, согласно предложенным мерам в 2018-2024гг.


Источники: Центр Стратегических Разработок, Росстат, Росбанк

Увеличение доходной базы. Мы предполагаем, что своевременная реализация экономических реформ позволит увеличить несырьевую налоговую базу в номинальном выражении на 2.5-3.0% ежегодно, что в период с 2018-2024 гг. увеличит бюджетный ресурс на 4.0 трлн руб., или сделает доступным ок. 0.7% ВВП ежегодно.
Финансирование за счет сокращения некоторых бюджетных статей. Деталей относительно перераспределения средств между бюджетными статьями В.Путин не озвучил, поэтому в качестве отправной точки мы использовали предложенные А.Кудрином меры: снижение расходов на национальную оборону и безопасность (с 7.4% до 6.5% от ВВП, экономия около 6.0 трлн руб. на горизонте 2018-2024 гг.), оптимизация социальных расходов путем увеличения пенсионного возраста, а также перехода к адресному распределению субсидий (с 12.6% до 11.7% ВВП, экономия около 7.8 трлн руб.).
Изменение бюджетного правила. Недостающую сумму (около 2.7 трлн руб., или 450 млрд руб. ежегодно) все же потребуется мобилизовать из альтернативных источников доходов. Таковым может стать изменение бюджетного правила: при определенном сочетании повышения пороговой цены на нефть и понижении прогнозного курса доллар/рубль недостающие средства могут быть высвобождены из сберегаемых нефтегазовых сверхдоходов.

В условиях развития благоприятного сценария на рынке нефти возрастают риски повышения пороговой цены барреля, используемой для реализации "бюджетного правила": в данный момент цена для барреля Urals установлена на уровне $40.8/барр., тогда как средняя с начала года цена достигла $65.3/барр. (см Минфинтервенции). Повышение пороговой цены, например, до $45/барр. при сохранении прогнозного курса доллар/рубль (64.7) позволит повысить расходы бюджета на 525 млрд руб. Однако, понижение прогнозного курса до 62.5 в рамках данного сценария уменьшит размер доступных для расходования средств до 334 млрд руб. Соответственно, более высокие значения пороговой цены барреля для бюджетного правила расширяют набор доступных сценариев (см. таблицу).

Сценарии изменения бюджетного правила


Источники: Bloomberg, Минфин, Росстат, Росбанк

Влияние на экономический рост

Вложение в развитие человеческого капитала не оказывает мгновенного влияния на развитие экономики. Профильные академические исследования на примере зарубежных стран оценивают появление первых эффектов от качественных улучшений рабочей силы на перспективе 5-10 лет. В свою очередь, "мгновенный" экономический эффект от инвестиций в инфраструктуру будет компенсирован сокращением других статей расходов, и лишь смягчение бюджетного правила окажет прямое воздействие на реальную экономику в пределах 0.2-0.3% ВВП с учетом умеренно низкого мультипликатора госрасходов.

http://www.rosbank.ru/ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter