Самострел: закон об ответственности за санкции лучше просто похоронить » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Самострел: закон об ответственности за санкции лучше просто похоронить

25 мая 2018 banki.ru
Законотворческая глупость в России достигла апогея. Наши законодатели хотят ввести санкции против своих компаний и граждан — как «патриотический» ответ на чужие санкции. Можно ли это как-то остановить?

Еще никогда крупный бизнес так солидарно не выступал против законопроекта, среди авторов которого значатся главы обеих палат парламента и лидеры всех думских фракций и который с большой долей вероятности инспирирован свыше. Законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций иностранных государств на территории России вызвал невиданный поток критики со стороны крупного бизнеса. И даже желание заранее нарушить этот пока не принятый окончательно закон.

Публичным нарушителем будущего закона стал не кто-нибудь, а глава ВТБ Андрей Костин. В интервью каналу CNBC он прямо сказал, что банк больше не будет сотрудничать с бизнесом миллиардера Олега Дерипаски из-за санкций: «Конечно, мы больше не будем предоставлять ему (Дерипаске. — Прим. Банки.ру) деньги, мы не ведем никаких операций с ним, с «Русалом» и другими [компаниями]», — сказал Костин. Более того, по словам главы ВТБ, банк ожидает решения Управления по контролю за иностранными активами США, которое ранее заявило о готовности снять санкции с компаний Дерипаски. Костин сказал, что теперь банк «так или иначе» должен вернуть средства, выданные компаниям миллиардера. Глава ВТБ отметил, что сотрудничество с компаниями Дерипаски будет прекращено, пока они находятся под американскими санкциями. То есть откровенно объяснил причину прекращения сотрудничества именно санкциями, а не, например, проблемами с платежеспособностью компаний Дерипаски.

О последствиях закона, вводящего штрафы для компаний и уголовную ответственность для их руководителей сроком до четырех лет за «исполнение антироссийских санкций» на территории России, открыто высказались ключевые фигуры российских бизнес-объединений, представители госбанков и даже чиновники. Но хотя про законопроект не было сказано ни одного доброго слова, никто из его критиков пока не решился сказать главного: его не надо дорабатывать и переделывать. Его не должно быть вовсе.

Почему не прозвучал этот самый очевидный вывод из тотальной критики законопроекта — тоже вполне понятно. Говорящие отдают себе отчет в том, что Россия по инерции отвечает на любые санкции, даже если у нее нет и не может быть адекватного ответа. Или если такой ответ идет прямо во вред самим «ответчикам». Опять же, пока у бизнеса нет уверенности, что этот законопроект — лишь плод воспаленного сознания не несущих никакой ответственности за экономическую ситуацию в стране и жизнь граждан депутатов Госдумы, а не инспирирован верховной исполнительной властью, бизнес на всякий случай не будет призывать отказаться от такого документа. Но и совсем промолчать не получается: потому что по новому закону в его нынешнем виде посадить можно всех — от руководителей крупнейших банков и госкомпаний (например, за отказ работать в Крыму или вот теперь кредитовать бизнес Дерипаски) до главврачей больниц, использующих американское медицинское оборудование, и продавцов магазинов, торгующих «санкционными» товарами.

Поэтому о катастрофических последствиях для России такого закона представители российского бизнеса говорить все-таки не боятся: даже несмотря на выработавшуюся годами привычку абсолютно покорно сносить любые властные «инициативы».

Глава Сбербанка Герман Греф предрек распродажу российских активов иностранными инвесторами в случае принятия закона о введении уголовной ответственности за соблюдение санкций. «Закон «Об уголовной ответственности...» очень сильно ударит по всем публичным компаниям, я уже не говорю про банковский сектор. Он станет проблемой для всех иностранных инвесторов. Боюсь, что в выборе попасть под американские санкции или списать российские инвестиции они выберут второе», — сказал Греф в интервью Reuters.

«России для развития нужны иностранные инвестиции, но иностранные инвесторы не придут, если будут полагать, что здесь их сотрудники могут быть подвергнуты уголовному преследованию за выполнение иностранных санкций. Мы не заставим их поставлять услуги, товары, комплектующие нашим предприятиям», — сказал Греф, добавив, что в случае принятия такой закон нанесет дополнительный ущерб российской экономике. Но полностью отказаться от губительной идеи этого закона все-таки не решился. Лишь выразил надежду, что проект будет доработан. А также сообщил, что Сбербанк подготовил анализ последствий такой меры и отправил его в правительство, администрацию президента, ЦБ и Госдуму.

Если Грефа по очень старой памяти еще можно отнести к «системным либералам», то главу Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергея Катырина точно нельзя назвать «оппозиционером» или либералом. При этом он от имени ТПП раскритиковал законопроект не менее резко, чем босс Сбербанка.

«Поддерживая концепцию законопроекта, хотел бы обратить внимание на следующее. В первую очередь введение такой «антисанкционной» уголовной ответственности отразится на международных компаниях, осуществляющих свою деятельность на территории России. Для этих компаний риски существенно возрастают. Они подпадают под санкции с двух сторон: и со стороны США, и со стороны России», — сказал Катырин.

Он также не исключил, что многие из этих компаний, опасаясь контрсанкций и уголовного преследования, вынуждены будут уйти с российского рынка. Найдите десять отличий от слов Грефа…

«Этот процесс, в свою очередь, затронет множество российских компаний, которые поставляют продукцию за рубеж, закупают и устанавливают импортное оборудование, запчасти к нему, составные части выпускаемой продукции… Кроме того, предложенная законопроектом формулировка — «совершение действий (бездействий) в целях исполнения решения иностранного государства…» — позволяет, по сути, привлечь любого, кто каким-либо образом «потворствует» западным санкциям», — отметил Катырин. По его мнению, подобный широкий круг криминализируемых действий может охватить даже покупку-продажу продуктов в обычном магазине. «Над проектом необходимо работать дальше», — заключил Катырин. Хотя и не объяснил зачем. Зачем тратить усилия, чтобы принимать закон, являющийся откровенной диверсией против российского бизнеса, который оказывается под двойными санкциями — не только иностранными, но и своими, отечественными.

Не осталось в стороне от критики законопроекта и главное объединение крупного бизнеса — Российский союз промышленников и предпринимателей. На заседании совета по законотворчеству при председателе Госдумы глава РСПП Александр Шохин озвучил альтернативный вариант законопроекта о введении ответственности за исполнение санкций. Согласно предложениям РСПП, уголовную ответственность за исполнение санкций предлагается убрать вовсе и заменить ее на административную. Более того, согласно проекту документа от РСПП, административная ответственность не должна наступать в случае, если неисполнение санкций ведет к ущербу России или лиц, их соблюдающих.

Шохин аргументировал такие предложения тем, что введение вторичных санкций против организаций, отказывающихся их соблюдать, может привести к потерям для еще большего количества граждан. Тем не менее на всякий случай РСПП предлагает ввести в Уголовный кодекс состав преступления «за пособничество введению санкций». Но это мера направлена не против бизнеса, а против российских политиков, которые будут публично поддерживать иностранные санкции или уговаривать ввести новые. На месте РСПП подсказывать государству очередную карательную статью УК с крайне размытой формулировкой — очень опрометчиво. Захотят — запросто используют эту статью против самих членов РСПП.

России уже давно пора остановиться. Имея ВВП почти в 17 раз меньше, чем США, не обладая никакими рычагами влияния на американскую экономику (даже если поверить, что Россия сильно влияет на американскую политику и помогла Трампу избраться в президенты — что пока не подтверждается даже пристрастным американским следствием), мы не должны усугублять положение своих граждан и компаний «ответными» мерами. Если мы публично называем санкционную политику тупиковой, противозаконной и пагубной, нет никакого резона самим усугублять влияние санкций на российскую экономику. Они и так крадут у нас ежегодно, по оценкам самих российских чиновников, от 0,2% до 0,5% ВВП. Если бы крупный российский бизнес солидарно выступил за отмену законопроекта, а не за попытки поправить непоправимое, государство, может быть, и прислушалось бы.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter