Платина не в тренде. Так дешево она еще никогда не стоила » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Платина не в тренде. Так дешево она еще никогда не стоила

17 июля 2018 БКС Экспресс | Platinum Галактионов Игорь
Платина торгуется на исторических минимумах к золоту, показывая худшую динамику среди благородных металлов. Разбираемся, почему драгоценный металл так стремительно теряет свою ценность?

Описание металла

Платина – драгоценный металл серебристо-белого цвета, впервые открытый испанскими конкистадорами в середине XVI века. В России платиновые россыпи были обнаружены в 1819 г. на Урале, которые были настолько велики, что страна очень быстро стала лидером по добыче этого металла. Первоначально в России металл называли «белое золото».

Сегодня лидирующее положение по производству платины имеет ЮАР, которая добывает около половины всей годовой добычи металла и на чьей территории сосредоточено около 80% всех экономически целесообразных платиновых месторождений мира. Другими крупнейшими странами-производителями являются Зимбабве, США, Россия, и Китай.

Изначально свою популярность драгоценный металл получил в ювелирной отрасли, но физические и каталитические свойства металла стали базой для его широкого применения в промышленности. Металл используется в автомобилестроении, химической промышленности, электронике, нефтегазовой отрасли, ювелирном деле и других сегментах экономики. Производство ювелирных изделий создает всего 30% от общего спроса на металл.

Еще несколько лет назад, платина была самой дорогой на рынке драгметаллов, но в последние годы ситуация кардинально изменилась. Фьючерсы на металл сегодня торгуются на многолетних минимумах, демонстрируя устойчивую негативную динамику с 2011 г.

С начала 2015 г. платина устойчиво закрепилась на более низких позициях по сравнению с золотом. Если тенденция сохранится, такими темпами платину вскоре можно будет исключить из списка драгметаллов.

Платина не в тренде. Так дешево она еще никогда не стоила


Что происходит

Снижение в период с 2011 по 2014 г. было связано с падением рынка в целом, когда спад цен на золото потянул за собой котировки всех остальных драгоценных металлов. Но с 2015 г. в истории рынка платины появился самостоятельный негативный кейс.

Благодаря своим каталитическим свойствам платина, наряду с другим драгоценным металлом палладием, применяется для производства катализаторов на автомобилях. Практически 40% всего спроса на металл формируется со стороны автопроизводителей.



В фокусе внимания автомобильной промышленности в 2015 г. оказался скандал с компанией Volkswagen. Независимое исследование, проведенное специалистами из Международного совета по чистому транспорту (ICCT) и призванное доказать экологичность дизельного автотранспорта, выявило прямо противоположные результаты. Количество вредных веществ в выхлопах тестируемых автомобилей в десятки раз превышало допустимые нормы.

Результаты были шокирующими, так как ранее, аналогичные модели прошли все необходимые лабораторные тесты. Спустя еще несколько тестов руководство Volkswagen было вынуждено признать – компания устанавливала на свои автомобили специальное программное обеспечение, которое меняло режим работы двигателя в лабораторных условиях, чтобы скрыть реальное содержание вредных веществ.

Скандал привел к изменению позиции политиков Европы, которая является вторым по значимости рынком сбыта платины. Приоритет автопромышленности сместился на бензиновые автомобили, и появились серьезные опасения относительно существенного снижения доли дизельного транспорта в ближайшие годы. По данным общества автопроизводителей и трейдеров, продажи дизельных автомобилей в 2017 г. упали на 17% и составили 42% рынка, против 47,7% годом ранее.

В чем же взаимосвязь между дизельным транспортом и ценами на платину?

Платина и палладий используются как на дизельных, так и на бензиновых авто при производстве катализаторов – специальных устройств, которые уменьшают количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Но соотношение металлов в каталитических элементах разное.

На автомобилях с дизельным с двигателем 70-80% приходится на платину, 18-28% на палладий, остальное – родий. На бензиновом же транспорте объем металлов в каталитических элементах примерно в два раза меньше, а соотношение платины, палладия и родия составляет 1:8:2, соответственно.

Скандал вокруг дизелей оказал существенное давление на котировки платины и задал позитивный тренд по ценам на палладий на следующие годы. Спред между металлами с начала 2016 г. стремительно сужался. Соотношение Платина/Палладий, которое в начале 2016 г. было около 1,8х, на сегодняшний день составляет 0,9х.

С IV квартала 2017 г. палладий устойчиво торгуется с премией к платине – самому редкому металлу на земле и ранее ценившемуся дороже золота.



Другим фактором, оказывающим давление на котировки платины с 2014 г., стало снижение спроса на металл со стороны ювелирной отрасли. По данным Reuters уровень спроса в 2017 г. по сравнению с 2013 г., стал на 20% ниже. Аналогичный тренд характерен и для других металлов. Главным образом падение спроса наблюдалось со стороны Китая.

Перспективы рынка

В начале 2018 г. цены на металл находились под давлением вместе с остальными сырьевыми товарами из-за рисков торговых войн, в результате чего котировки платины вновь вернулись к минимумам после отскока конца 2017 г. Тем не менее, если обратить внимание на цифры, представляющие соотношение спроса и предложения на реальном физическом рынке платины, то существующий дисконт к золоту выглядит чрезмерным.

По данным Reuters, на рынке платины уже третий год подряд наблюдается дефицит. В 2017 г. он составил 50 млн унций. Аналитики агентства прогнозируют сохранение соизмеримого дефицита по итогам 2018 г. вследствие умеренного сокращения производства в ЮАР и роста промышленного спроса.



Для производителей платины ситуация стрессовая. Текущие ценовые уровни находятся очень близко к себестоимости добычи металла. По данным аналитиков Metal Focus, средняя себестоимость добычи в ЮАР составила в 2017 г. $834 за унцию, так что при сохранении текущего уровня цен неминуемо последует компенсирующая реакция со стороны предложения.

При этом ЮАР не единственная страна, где прогнозируется снижение производства. Существенное падение ожидается в Канаде (на 8%) и России (на 3%). В других регионах ожидается более скромное снижение.

Впрочем, снижение добычи будет частично компенсироваться увеличением производства платины из лома автокатализаторов, рост которого ожидается в ближайшие годы. Тем не менее, общий тренд негативный.



В Северной Америке и Европе аналитики прогнозируют рост спроса в ювелирной промышленности, но падение в Китае и Японии скомпенсирует весь эффект. В целом ожидается умеренное снижение, темпы которого будут несколько ниже, чем в 2017 г.

Рост спроса со стороны автомобильной промышленности ожидается во всех регионах за исключением Европы и Японии. Что примечательно, несмотря на скандал с дизельными автомобилями, на протяжении 2015-2017 гг. спрос автопромышленности также показывал положительную динамику прибавляя в среднем 1,8%.

Это может говорить о том, что негативный эффект для котировок с этой стороны имел скорее психологическую природу и связан больше с ожиданиями, чем с действительной динамикой спроса в этом сегменте.

Кроме того, на фоне дисконта платины к палладию ряд автопроизводителей могут задуматься о расширении использования платины из-за ее низкой стоимости, что окажет дополнительную поддержку спросу.

Остальной промышленный спрос уже в 2017 г. показал хороший рост на 7%. В этом году ожидается, что он прибавит еще 9% за счет существенного вклада стекольного производства.

Все эти факторы указывают на то, что дисконт платины к золоту будет снижаться на протяжении ближайших 12 месяцев. Аналитики придерживаются мнения, что это будет постепенный процесс, так как риски со стороны торговых войн сейчас достаточно сильны и на их фоне участники рынков будут достаточно осторожны в принятии решений. Кроме того, умеренное давление на рынок металлов оказывает укрепление доллара США на фоне ожидания повышения ставок ФРС.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter