Владимир Твардовский: «Мы вынуждены предлагать клиентам то, что они ищут» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Владимир Твардовский: «Мы вынуждены предлагать клиентам то, что они ищут»

Председатель правления «Ай Ти Инвеста» объяснил «Ф.», почему в его торговом терминале не две кнопки, как у всех, а четыре, зачем брокеры заманивают клиентов в офшоры, а также какие подводные камни таит в себе новый рынок РТС
11 августа 2009
Председатель правления «Ай Ти Инвеста» объяснил «Ф.», почему в его торговом терминале не две кнопки, как у всех, а четыре, зачем брокеры заманивают клиентов в офшоры, а также какие подводные камни таит в себе новый рынок РТС.

- Владимир Витальевич, у «Ай Ти Инвеста» большой оборот на биржевом срочном рынке. Его обеспечивают клиенты?

- У нас проходят и собственные арбитражные операции в FORTS, но оборот по ним небольшой. Раз уж арбитраж приносит заработок, грешно этим не воспользоваться. Спекуляциями компания не занимается. Но 99% оборота – это клиентские операции.

- Брокеры жалуются, что срочный рынок – низкодоходный бизнес. Поспорите?

- Так и есть. Но мы вынуждены предлагать клиентам то, что они ищут, иначе они уйдут на обслуживание к конкуренту. Возможно, мы с радостью не развивали бы срочный рынок, только выбора нет. Вот, например, с апреля действует новый рынок RTS Standard. Даже если 95% инвесторов он пока не нужен, ведь остальные 5% пойдут к другому брокеру, если не получат нужную услугу. А у «Ай Ти Инвеста» 20% клиентов делают 80% оборота.

- Как вам, кстати, RTS Standard?

- Отношение, скажем так, смешанное. Потому что те проблемы, которые он в себе несет, гораздо больше приобретаемых выгод. Для нас это, кроме того, это дополнительная статья затрат. С апреля мы занимались тем, что пытались корректно отразить RTS Standard в системе своего внутреннего и бухгалтерского учета, но наибольшие трудности нас ожидали при постановке риск-менеджмента.

Ведь что говорит нам РТС? Ребята, ни о чем не беспокойтесь, по каждой сделке резервируется гарантийное обеспечение (ГО), поэтому в принципе вы можете давать клиентам торговлю с плечом 1 к 5 или даже 1 к 10. Пусть клиент сколько угодно покупает и продает, лишь бы у него не образовалась излишняя позиция на день расчетов. Гарантийное обеспечение, дескать, покрывает риски. Замечательно. Ну а если он все-таки набрал такую позицию за счет плеча? За те четыре с лишним дня, которые пройдут с момента совершения сделки до расчетов, рынок может существенно упасть. Пусть ГО составляет 10% или даже 20% от позиции клиента. Может бумага за пять дней подешеветь более чем на 20%? Запросто. И на 50% может. Когда это происходит, даже по ликвидным акциям спрэды раздвигаются, а маркет-мейкеры машут ручкой. И что делать брокеру? Бумага еще не поставлена, поэтому продать ее, перегнав на ликвидный рынок, скажем ММВБ, я не могу. Получится так, что я должен буду закрывать клиента по тем ценам, которые предложит маркет-мейкер, если я вообще его уговорю на мой объем. Естественно, никакое ГО эти возникшие убытки не покроет. Биржа сняла с себя риски за счет страхового фонда брокеров, гарантийного обеспечения других их клиентов. Если инвестор понесет убытки, брокер должен будет за него платить.

- Выход есть?

- Поэтому помимо ГО мы внутри компании накладываем другую систему риск-менеджмента, чтобы адекватно оценивать возможность таких ситуаций. А это уже сложно, если учитывать, что самое большое преимущество RTS Standard – возможность торговли на одном счете и срочными инструментами, и акциями. Такая опция важна для арбитражеров. Я как брокер должен на одном счете вести учет и ГО по срочному рынку, и правильный риск-менеджмент по акциям с поставкой Т+4.

- А инвесторы как воспринимают RTS Standard?

- Общение с мелким клиентом показывает, что он не понимает этот рынок. То ли я купил акцию, то ли не купил, гарантийное обеспечение в данном случае – это мой доход или что? А чем ГО отличается от гарантийных переводов (ГП)? Задают эти и другие вопросы. Довольно утомительно объяснять все каждому клиенту в отдельности. Правда, преимущества RTS Standard сразу оценили арбитражеры. Надеюсь, оценят и шортисты.

- Скажите, каково быть ритейловым брокером без региональной сети?

- Идея по ее созданию возникает с периодичностью раз в год. Каждый раз, когда собирается «совет мудрецов», он обсуждает это предложение, и приходит к выводу, что нам как интернет-брокеру региональная сеть категорически не нужна. Затраты на ее содержание будут реальными, а бенефиции – виртуальными. Заработает реально филиал или нет – еще вопрос. Все зависит от того, какой человек его возглавит.

- Выгоднее набирать агентов.

- Стараемся и их число сильно не увеличивать. Лучше, чтобы инвесторы открывали счета в «Ай Ти Инвесте» напрямую и все комиссионные оставались у нас.

- В основном у вас московские клиенты?

- Их где-то процентов 30, остальные региональные. Раньше москвичей было 40-45%. Много клиентов из южных регионов, нефтяных городов Зауралья, из Пскова.

- Владимир Витальевич, вы торговали на фондовом рынке на личные деньги?

- Раньше я всегда торговал лишь по счетам компании или доверителей. Но в прошлом году не удержался, открыл собственный счет и летом завел деньги. Такие события, которые произошли на нашем рынке в 2008-м, к сожалению, случаются очень редко. Вот я и совершил только несколько сделок. Результатами очень доволен. Вошел в акции в октябре на следующей торговой сессии после минимума по индексу, а вышел спустя день. Это был не фундаментальный или технический анализ, это была просто перманентно нарастающая паника. Я с лета сознательно готовился сформировать долгосрочный портфель, но котировки так падали, что покупка не складывалась. А в октябре цены уже казались столь низкими, что с прицелом на несколько лет можно было смело покупать бумаги, не слишком опасаясь дальнейшего снижения. Но получилось, что уже через два дня котировки подскочили на 20%. Пакет я тут же продал. В следующий раз позицию открыл в декабре, когда рынок более-менее успокоился, и стало понятно, что инфляция должна привести к дальнейшему росту активов. То есть на этот раз принимал решение по фундаментальным соображениям в отличие от той первой «панической» сделки. Но удовольствие, конечно, от нее я получил.

- И запас адреналина?

- Адреналина – нет. Я же с плечом не торговал и в короткую не ходил. Покатился бы рынок дальше вниз, просто-напросто забыл бы о сделанной покупке на несколько месяцев или лет.

- Когда вы почувствовали приближение кризиса?

- Пожалуй, в августе 2008-го. Но первые звоночки прозвенели даже раньше, в июле, когда у ряда крупных брокеров в тот или иной момент стало недоставать средств на клиринговом счете фирмы в FORTS – такие сообщения торговая система то и дело выдавала их клиентам. Первый страх прошел после того, как на рынке были экспирированы сентябрьские опционы на очень большой объем. Но тогда же началась новая песня – неисполнение сделок репо. Тут, нам, очевидно, повезло: контрагенты рассчитались по всем нашим сделкам, по которым мы давали деньги в репо. В середине сентября мы эти операции свернули, а затем, в ноябре-декабре начали понемножку возвращаться на этот рынок.

- Для чего вам нужны сделки репо?

- В первую очередь, чтобы размещать избыточную денежную ликвидность. Также мы берем на себя бумаги, которые предоставляем клиентам для открытия коротких позиций. В отличие от других брокеров наша схема открытия «шортов» такова, что мы не позволяем одним клиентам продавать в короткую пакеты других клиентов. Вместо этого занимаем акции на рынке репо. Такой подход помог пережить минувшую осень, поскольку мы не строили никаких пирамид с клиентскими пакетами, но он же мешает активно развиваться на ММВБ. Потому что всегда есть ограничение по объему коротких позиций, в данный момент доступным клиентам для открытия. У нас в торговом терминале не две кнопки, как у всех брокеров – «Купить» и «Продать», а четыре: «Купить», «Продать», «Продать в короткую» и «Откупить короткую»

Допустим, клиент какого-то брокера хочет продать 2 тыс. акций «Лукойла», а на счету у него только 1 тыс. Он нажимает кнопку, и тем самым дополнительно к своим акциям продает недостающую 1 тыс. из чьего-то пакета. Потом брокер поставляет ему задним числом эти бумаги либо через режим переговорных сделок (РПС), либо внебиржевой сделкой репо с каким-нибудь другим своим клиентом. У нас же предусмотрен специальный приказ в торговой системе: Sell short ‑ продать в короткую. То есть либо ты продаешь уже имеющиеся у тебя акции, просто закрывая позицию, либо открываешь короткую позицию. В этом случае программа будет продавать бумаги самого брокера со специального раздела депозитарного счета. Если этих бумаг там нет – то все, значит, брокер в моменте исчерпал лимит коротких продаж.

- Часто такое случается?

- Когда такие ситуации учащаются, мы понимаем, что клиенты хотят активно «шортить», и пополняем запас ликвидных бумаг. Но для нас это одновременно является и сигналом, что рынок с большей вероятностью может пойти наверх.

- ФСФР проверяла «Ай Ти Инвест» на соблюдение запрета коротких продаж?

- Нет. Видимо, регулятор начал с крупнейших компаний. Надо сказать, что во время запрета пару раз у нас прошли короткие продажи мелких пакетов из-за технического сбоя в системе. Сбой был тут же обнаружен, составлен соответствующий протокол, а ФСФР была проинформирована о совершенных нарушениях.

- Расскажите о продаже 50% акций «Ай Ти Инвеста» группе «Проспект».

- С 2005 года мы искали для нашей небольшой компании стороннего инвестора, поскольку собственных средств стало не хватать, чтобы удовлетворять аппетиты клиентов на маржинальные займы и «шорты». Вели переговоры с несколькими потенциальными партнерами и остановили выбор на «Проспекте» - универсальном голосовом брокере, в котором интернет-торговля была не очень сильно развита, хотя и присутствовала как компонента. В нашем лице «Проспект» получил компанию, которая занимается дискаунт-брокериджем, а мы в лице «Проспекта» ‑ партнера со своими ресурсами, который обслуживает крупных клиентов в первую очередь на внебиржевом рынке. Я доволен прошедшей в 2007 году сделкой и дальнейшей нашей совместной работой.

- Вы называетете «Ай Ти Инвест» нишевым брокером. А чем вообще-то можно выделиться в интернет-трейдинге?

- С одной стороны, вы правы: доступ на биржи – стандартный универсальный продукт. Но ведь можно считать нишевым брокера, который специализируется, например, на опционах или низколиквидных акциях, или, скажем, на обслуживании активных торговцев. В этом смысле мы нишевый брокер. Тарифы у нас достаточно высоки для мелкого клиента: порядка 0,1% с небольшой по объему сделки. Активным клиентам выгодно переходить на планы с фиксированной абонентской платой. Тем самым мы фокусируемся на торговцах, у которых на счетах находится не 20 тыс. рублей, а существенно большие суммы. Средний размер счета у нас составляет около 700 тыс. рублей. Хотя есть клиенты и со 100 млн рублей, есть и с 200 тыс. В целом мы ориентируемся на инвесторов минимум с 300-500 тыс. рублей.

- «Ай Ти Инвест» давно начал давать доступ на западные биржи?

- в 2007 году. Валютное законодательство и регулирование рынка ценных бумаг уже позволяли выводить туда инвесторов достаточно просто, без серых схем. Юристам, правда, месяца четыре пришлось поработать с документами. Поэтому когда я слышу, что какой-нибудь российский брокер, ссылаясь на законодательные трудности, оказывает такие услуги через офшор, то не понимаю, о каких трудностях идет речь. Брокеру, разумеется, выгодно все деньги держать в офшорной структуре. Но ведь риски офшора для клиентов намного выше, чем у того же западного брокера, где любой инвестор может сам открыть счет.

- А как учитываются права на зарубежные ценные бумаги ваших клиентов?

- Например, на NYSE мы работаем через компанию Hold Brothers Online Investor Services. Это self-clearing брокер – он выступает и в качестве брокера, и в качестве клирингового дома, на счета которого зачисляются купленные бумаги. При этом он открывает на бирже счет на каждого конечного клиента «Ай Ти Инвеста» – Петрова, Сидорова и т.д.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter