Генри Форд Биография инженера, которому удалось превратить машины из атрибута роскошной жизни в доступный и надёжный транспорт

Сын ирландских эмигрантов, не окончивший ни одного технического образовательного учреждения, сумел построить автомобильную империю, стать лидером американского производства и сделать машины доступными для простого народа.

Детство, амбиции и побег из семьи

Генри Форд родился 30 июня 1863 г. в деревне Дирборн штата Мичиган. Его родители были фермерами, перебравшимися в Америку из Ирландии.

С детства у Форда не сложились отношения с отцом — Генри не нравилось фермерство, а родитель желал, чтобы сын продолжил его дело. Тем не менее, несмотря на стойкое отвращение к сельскому хозяйству, Генри, как старший наследник в многодетной деревенской семье, был вынужден трудиться наравне со взрослыми.

Выполняя домашние дела, Форд не понимал, зачем прикладывать столько усилий, чтобы получить средний результат. Он постоянно раздумывал, как можно сделать тяжёлый фермерский труд более лёгким и продуктивным — например, Генри неоднократно предлагал отцу отказаться от таскания вёдер и просто провести желоба для подачи воды, но Форд-старший оставался глух к идеям сына.

Единственным светлым воспоминанием об отце для Генри стали часы, подаренные родителем. Будучи весьма любознательным, он тут же разобрал их, чтобы выяснить, как работает механизм. Форд проводил с часами всё свободное время, поэтому быстро стал настоящим мастером и начал зарабатывать, занимаясь починкой часовых механизмов на заказ.

Генри Форд Биография инженера, которому удалось превратить машины из атрибута роскошной жизни в доступный и надёжный транспорт

Рис. 1. Генри Форд. Источник: www.ru.wikipedia.org

В 13 лет Генри было суждено пережить два события, которые навсегда изменили его — смерть матери и встречу с локомобилем. Потеря единственного по-настоящему близкого человека потрясла юного Форда. Знакомство же с доселе невиданным чудом техники напрочь перевернуло мировоззрение Генри — глядя на локомобиль (паровой автомобиль), он твёрдо решил, что в будущем обязан создать нечто не менее грандиозное.

Вдохновлённый увиденным, Форд с ещё большим усердием принялся за конструирование, окончательно забросив все дела на ферме. В 15 лет он мог ремонтировать сложные часовые механизмы без высокоточных инструментов. На тот момент в придомовой мастерской Генри, которую просто ненавидел его отец, уже стоял первый паровой двигатель, собранный Фордом.

Осознав, что семья никогда не сможет смириться с тем, что он не желает быть фермером, Генри оставил родной дом и отправился в Детройт.

Локомобили и самостоятельная жизнь

Современники Форда отмечали, что у него практически не было начального образования, однако на самом деле всё несколько иначе. Успеваемость Генри действительно оставляла желать лучшего, но это не было связано с нехваткой интеллектуальных способностей — будущему изобретателю было просто неинтересно учиться в церковной школе.

Учёба в мастерской механика Дрейдока, куда Генри устроился после переезда в Детройт, нравилась ему куда больше — днём Форд с удовольствием получал новые знания в области инженерии, а по ночам подрабатывал в ювелирной лавке, занимаясь починкой часов. Порой у талантливого часовщика возникало желание посвятить жизнь ремонту особо сложных механизмов, но Форд гнал от себя эту мысль — он верил, что ему под силу более интересные и полезные для общества задачи, а часы — вовсе не предмет первой необходимости.

Воспоминания о локомобиле не испарились из памяти повзрослевшего Форда — он постоянно искал способ, который позволил бы облегчить и удешевить оригинальную конструкцию.


Рис. 2. Генри Форд. Источник: www.interesnyefakty.org

В 1879 г. у Генри появился шанс усовершенствовать локомобили — Форду удалось устроиться механиком в компанию Westinghouse, которая занималась их производством. Генри был уверен, что более лёгкая и дешёвая конструкция станет востребованной, так как люди смогут использовать её в качестве компактного и мощного трактора. Одновременно Форд вынашивал идею о создании самодвижущегося экипажа, который мог бы повсеместно применяться как средство передвижения. Генри считал, что появление подобного транспорта избавило бы общество от необходимости содержать лошадей. Выбирая между экипажем и трактором, Форд отдал предпочтение революционному решению — тележке с мотором, которая могла бы двигаться самостоятельно, без помощи животных.

Первый прототип повозки нового поколения Форд оснастил паровым двигателем. Устройство было достаточно лёгким, мощным и простым — Генри с юности считал, что сложности только препятствуют производству.

Разработка имела полное право называться инновационной и эффективной, однако у первой машины был существенный недостаток — без постоянного поддержания высокого давления мощность тележки падала, что делало конструкцию довольно ненадёжной. Разумеется, Форд мог просто увеличить вес машины, но тогда она лишилась бы мощности и лёгкости — своих основных преимуществ. Амбициозный Форд не привык к компромиссам и полумерам, поэтому после двух лет экспериментов решил вообще отказаться от идеи использования парового двигателя.

В 1885 г. Генри вернулся к работе над локомобилями — ремонтируя двигатель Отто, изобретатель понял, что именно этот механизм может заменить паровую систему. В 1887 г. Форду удалось воплотить свои замыслы в реальность.

Обман, свадьба и возвращение в отцовский дом

В это же время в жизни талантливого механика произошло ещё одно важное событие — он познакомился с девушкой по имени Клара и влюбился в неё. При первой же встрече Форд подарил избраннице собственноручно собранные часы, выделившись на фоне других парней. Плюс ко всему, Генри не пил алкоголь и был сторонником здорового образа жизни, что также отличало его от большинства представителей сельской молодёжи. Форд всерьёз решил жениться на возлюбленной, но понимал, что шансов получить руку и сердце Клары у него крайне мало — родители девушки были верующими и консервативными людьми, а значит, ни за что бы не отдали свою дочь парню, у которого за душой нет ни гроша.

Тем не менее Генри не собирался отступать, и судьба предоставила ему шанс — неожиданно в жизни Форда появился его отец с предложением, которое гордый Генри ещё месяц назад отверг бы незамедлительно.

Оказалось, что Форд-старший не терял надежду превратить непутёвого наследника, у которого в голове одни машины, в образцового фермера. Он предложил сыну сорок акров леса, взамен потребовав поклясться, что тот немедленно бросит занятия механикой. Смекнув, что у него появилась неплохая возможность стать выгодной партией для Клары в глазах её родителей, Форд принял отцовское предложение.

Конечно же, Генри обманул отца — зато свадьба состоялась, а заработок от торговли лесом стал значительным финансовым подспорьем для молодой семьи. Форд был безумно счастлив — он любил свою жену, а она разделяла его взгляды и увлечения. Даже на склоне лет на вопрос о том, хотел бы он прожить свои дни заново, Форд ответил: «Да, но только если я смогу снова жениться на Кларе».


Рис. 3. Чета Форд. Источник: www.status-media.com

Роль главы семьи обязывала Генри больше времени уделять торговле, обеспечивая себя и жену. Но даже из-за увеличения нагрузки Форд не отказался от любимого дела — супруга изобретателя всячески поддерживала, не давая опустить руки и прекратить работу над очередными версиями «тележек без лошадей». Клара часами слушала идеи мужа и верила в него даже больше, чем он сам.

Сотрудничество с Эдисоном

Работая над упрощением сельского труда, Форд создал бензиновую молотилку для зерна — опробовав это изобретение, он продал права на устройство Томасу Эдисону. Знаменитый учёный пригласил Форда в свою компанию — Генри отчаянно нуждался в новой информации и порядком устал от фермерских будней, поэтому с радостью покинул дом и вернулся в Детройт.

Карьеру в Edison Electric Illuminating Company Форд начал в должности инженера — ночные смены мешали ему работать над собственными исследованиями, но со временем Генри смог добиться изменения графика.

В 1882 г. Форд создал свой первый автомобиль. Внешне машина, оборудованная двухцилиндровым двигателем, напоминала тележку с переключателем скоростей.

Свой первый выезд «бензиновая тележка» Форда совершила в 1883 г. после небольшой доработки — изобретатель остался доволен, а вот горожане были изрядно напуганы шумом и видом единственного автомобиля в Детройте.

Правда, вскоре они привыкли к машине настолько, что даже пробовали забраться на водительское сиденье. Будни полицейских тоже существенно изменились с появлением на улицах чуда техники — на тот момент ПДД попросту не существовало, но офицеры всё равно пытались как-то регламентировать перемещения Форда. В результате Генри стал первым в истории США обладателем водительских прав.

Форд быстро продвигался по карьерной лестнице — он получил должность главного инженера, однако его отношения с начальством оставляли желать лучшего. Эдисон упорно отрицал значимость бензиновых механизмов, утверждая, что прогресс за электрическими устройствами. Томас пообещал Форду, что тот войдёт в руководящий состав компании, если откажется от идеи использования бензина и сосредоточится на целях предприятия, а не на личных разработках. Форд не был бы самим собой, если бы согласился — в 1899 г. он покинул Edison Electric Illuminating Company.

Детройтская автокомпания и Ford Motor Company

В 1900 г. была зарегистрирована «Детройтская автокомпания», нацеленная на выпуск машин по проекту Форда. Должность главного инженера и здесь не принесла Генри счастья — он был вынужден покинуть компанию из-за конфликта с акционерами. Форд обвинил соучредителей в том, что они думают только о продажах и заработке, а технологическое развитие кажется им чем-то излишним. Сам Генри утверждал, что без постоянного совершенствования машин бизнес обречён на провал, и не мог смириться с тем, что акционеры упорно отказывались финансировать новые разработки.

Завершив создание девятнадцатого автомобиля, Форд покинул «Детройтскую автокомпанию», поклявшись себе, что больше никогда не будет находиться в подчинении у кого-либо.

Арендовав мастерскую на собственные скромные сбережения, Форд посвятил следующий год разработке новой машины. Он настолько верил в своё изобретение, что отважился бросить вызов Александру Уинтону, лучшему гонщику Америки. Уинтон выступал на собственноручно сконструированной машине и был опытным водителем, но Форду удалось его обойти.

В 1903 г. Генри нашёл инвесторов и зарегистрировал Ford Motor Company. Единоличным владельцем бизнеса Форд не стал, но производство находилось полностью под его контролем. История компании началась с выпуска лёгкой Model A с двадцатилитровым баком и восьмью лошадиными силами под капотом.


Рис. 4. Model A. Источник: www.vc.ru

Суды с самозванцем и смена курса

Форд успел продать 1700 машин до начала своего эпохального судебного сражения с юристом Джорджем Селденом. Ещё в 1879 г. предприимчивый законник оформил заявку на патент на самодвижущийся бензиновый механизм. Изобретателем Селден не был, зато знал способ, который позволил ему затянуть регистрацию патента до момента, пока автомобиль фактически не будет изобретён. В 1895 г. юрист получил патент, тем самым заставив автопроизводителей платить ему за изобретение, к которому он, по сути, не имел ни малейшего отношения.

Форд отказался платить самозванцу — в дальнейшем Селден неоднократно угрожал судебными разбирательствами не только Форду, но и тем, кто купит его автомобили. Лучшей рекламы для компании Генри и быть не могло — горожане буквально расхватывали машины.

Суды длились до 1909 г. и завершились поражением Форда, успевшего продать свыше 18 тыс. автомобилей. Не желая выплачивать Селдену компенсацию в размере 350 тыс. долл., Форд подал апелляционную жалобу и смог доказать, что патент юриста распространялся на двигатели, работавшие по принципу Брайтона, а не по системе Отто. Выиграв суд, Генри одним ударом сокрушил противника и открыл лазейку для остальных автопроизводителей.

В 1904 г. Форд запустил производство туристической Model B, а через два года стартовал выпуск Model K, которая не разделила успех предшественниц, так как была значительно дороже.

Неудача заставила Генри взять курс на простоту и доступность — он задумал превратить машину из предмета роскоши в повседневное средство передвижения.

Расчёт оказался верным — более дешёвая Model N стала лидером продаж. Вскоре Форд запустил в разработку Model R и Model S. В 1906 г. Генри завершил строительство первого завода, что позволило ему обрести частичную независимость от поставщиков деталей. Пока Форд налаживал работу предприятия, продажи машин поползли вниз — чтобы удержаться на плаву, изобретателю пришлось снять с производства дорогие модели.


Рис. 5. Model N. Источник: www.vc.ru

Снижение цены до 600 долл. за машину позитивно сказалось на бизнесе — в 1908 г. компания поставила рекорд, продав 300 авто в течение недели.

Расширять клиентскую базу Форд предпочитал через дистрибьюторов — его представители обязывались лично общаться с теми, кто мог быть заинтересован в покупке машины. Стать торговым агентом Генри позволял далеко не всем — он выдвигал жёсткие требования к дистрибьюторам и придирался к любой мелочи. Особенно важными критериями отбора были наличие большого и чистого торгового зала, современной мастерской, команды профессиональных механиков и всех необходимых комплектующих для предоставления сервисного обслуживания. В любой момент Форд мог запросить бухгалтерскую отчётность, чтобы оценить ход продаж. Несмотря на обилие требований, количество желающих стать представителями Генри не уменьшалось.

Model T и конвейерное производство

В 1906 г. Форд присутствовал на автогонках — в тот день французская машина сошла с дистанции и несколько раз перевернулась. Поражённый тем, что кузов автомобиля не разбился полностью и сохранил свою форму, Форд незаметно подобрал кусочек металла, отскочивший от машины во время аварии. С помощью приглашённого из Англии эксперта Генри выяснил, что удивившее его авто было сделано из ванадиевой стали.

В 1907 г. Форд изготовил из нового металла Model N, а через несколько месяцев машина, ставшая хитом продаж, превратилась в более лёгкую, дешёвую и надёжную Model T. На фоне конкурентов она выделялась не только техническими характеристиками, но и стоимостью — если средняя цена авто на тот момент составляла 1300 долл., то Model T можно было купить за 825 долл.


Рис. 6. Model T. Источник: www.vc.ru

Машина пришлась по нраву не только американцам, но и жителям Шотландии. Британию автомобили Форда покорили не сразу, однако с запуском первого Лондонского такси дешёвые и мощные машины Генри стали востребованы среди британской аудитории. В 1911 г. Форд отправил в Англию 12 тыс. автомобилей, а после открыл завод в Манчестере, чтобы не тратиться на экспорт. Вскоре филиалы компании Форда начали работать на территории Франции, Германии, Австралии и стран Южной Африки.

Популярность машин Генри Форда росла в геометрической прогрессии — сотрудники предприятий не справлялись с объёмами работы. В 1913 г. в целях оптимизации производства Форд ввёл систему конвейерной сборки.

Время, необходимое для сборки магнето, сократилось с 20 до 13 минут после того, как Форд разделил этот процесс на двадцать девять операций. В 1914 г. Генри решил расположить конвейер чуть выше, чем ранее. Идея оказалась удачной — время сборки магнето теперь составляло не более пяти минут.


Рис. 7. Конвейерное производство Model T. Источник: www.vc.ru

Теперь все детали производились на конвейере — благодаря инженерному мышлению Форда и ловкости его сотрудников процесс сборки двигателя занимал всего шесть часов вместо обычных девяти. Критики сразу же обрушились на Генри с обвинениями, что он превратил своих сотрудников в бездумные части механизма и заставил выполнять монотонную работу, от которой можно запросто получить нервный срыв. Форд не обращал внимания на возражения — возле его завода постоянно маячила толпа желающих попасть к нему на работу. Будучи не в силах повлиять на предпринимателя, критики назвали его тип организации производства «фордизмом» и продолжили всячески сочувствовать сотрудникам компании.

Восемь рабочих часов и штрафы за пьянство

На самом деле работники Форда отнюдь не нуждались в жалости или защите — Генри умел ценить сотрудников, хотя его считали довольно строгим руководителем. Размер минимальной оплаты труда на заводах Форда составлял 5 долл., считавшихся на тот момент солидной суммой. Правда, рассчитывать на высокую зарплату могли только те, кто проработал без нареканий больше шести месяцев — таким способом Форд боролся с текучкой кадров.

Генри оценивал не только профессиональные качества, но и моральный облик сотрудников — мог оштрафовать за супружескую измену, увольнял за пьянство, не терпел картёжников и прогульщиков.

Форд был первым предпринимателем, кардинально реформировавшим систему труда — именно он ввёл восьмичасовой рабочий день и привычную нам пятидневку. Генри было проще наладить работу в три смены, чем заставлять своих сотрудников перетруждаться, работая по двенадцать часов — Форд понимал, что уставший и нервный сотрудник не принесёт доход, а успех компании всегда стоял для него на первом месте.

Управленческая система Форда значительно отличалась от принятых у конкурентов — Генри не проводил собраний, был противником профсоюзов, не пытался сплотить коллектив. Предприниматель неоднократно заявлял, что сотрудникам одного отдела совершенно не нужно знать ничего о том, чем занимаются работники другого этапа производства.

Генри Форд также утверждал, что обилие административных единиц только портит бизнес — он избавился от административного и юридического отделов, считая, что ни к чему плодить промежуточных начальников, которые только мешают рабочим выполнять их обязанности.

Отделами производства заведовали, как правило, всего два человека — они не могли похвастаться бонусами и громкими должностями, но получали достойную зарплату. Юридические дела завода вёл один специалист, которому всецело доверял сам Форд. Отказ от огромного штата администрации позволил Генри ещё больше удешевить производство, поэтому уровень продаж его машин оставался стабильно высоким.

Пацифистские идеи, долги и борьба с кризисом

В 1914 г. Форд примкнул к рядам пацифистов — именно ему принадлежала идея поехать с делегацией в Европу и попытаться отговорить стороны конфликта от открытого противостояния. Но представители стран, находившихся на пороге войны, высмеяли пацифистов под предводительством Форда — разозлённый, он вернулся в США.


Рис. 8. Генри Форд. Источник: www.cars.ru

Первая Мировая война принесла Генри немало контрактов — мощности его заводов были задействованы для производства танков, двигателей для самолётов, штабных, медицинских и военных машин.

В 1919 г. Форд оставил свой пост, передав бразды правления своему сыну Эдселю. Покидать бизнес Генри не собирался — изобретатель лишь делегировал наследнику административные задачи, чтобы освободить время для работы над техникой. Совместными усилиями отец и сын запустили сталелитейный завод, сделав свою компанию ещё более независимой от поставщиков сырья.

В 1921 г. для компании Форда наступили кризисные времена — сумма долгов превысила 38 млн долл. Банки моментально предложили предпринимателю кредит в обмен на передачу контроля над деятельностью компании финансовым организациям, но Генри отказался. Банкиры считали, что загнанный в угол Форд вскоре сам попросит о помощи, но Генри был не из тех, кто делает то, чего от него ждут.

Пока конкуренты праздновали его разорение, Форд продал за наличность все собранные автомобили. Выручив 25 млн долл., Генри не помчался раздавать долги, а вложил все деньги в покупку железнодорожного предприятия Detroit, Toledo & Ironton Railroad. Компания находилась в плачевном состоянии, но Форда интересовали вовсе не текущие финансовые показатели, а географическое расположение предприятия, которое позволило бы Генри быстро и дёшево доставлять детали.

Оставшиеся после заключения сделки деньги Форд потратил на восстановление Detroit, Toledo & Ironton Railroad — он уволил всех сотрудников администрации и юридического отдела, а также сократил рабочий персонал, в результате чего штат компании уменьшился на тысячу человек. Также Форд отремонтировал железнодорожное полотно, модернизировал линию и наладил скоростную доставку комплектующих. Генри ввёл жёсткий режим работы — штрафовал даже за малейшее опоздание. Дело вовсе не в жестокости и властности Форда — предприниматель понимал, что промедления и ошибки могут стоить ему компании.

Расчёт Генри оказался верным — уже к концу 1921 г. бюджет завода превышал 80 млн долл., что позволило Форду не только рассчитаться с долгами, неприятно удивив банкиров и конкурентов, но и приобрести компанию Lincoln Motor.

Известно, что Форд успевал как бороться с кризисом, так и отдыхать — вместе с тремя друзьями, не менее талантливыми и знаменитыми личностями, он путешествовал по Америке, ночуя в палатках и наслаждаясь простотой обычной жизни, в которой нет огромных производств, миллионных сделок и непрекращающейся конкурентной борьбы.

Президентская гонка и партнёрство с СССР

В 1922 г. Генри Форд имел все шансы стать новым президентом США. Хотя его не поддерживали ни демократы, ни республиканцы, предприниматель смог завоевать уважение и доверие простых избирателей. Генри собирался выкупить ГЭС и запустить завод по производству азотной кислоты для массового выпуска удобрений, что могло значительно облегчить жизнь фермеров. Также Форд заявлял о намерении ускорить электрификацию США и построить возле ГЭС особый населённый пункт, который совмещал бы в себе лучшие стороны городов и деревень.

Несмотря на все усилия, поддержку электората и новаторские идеи, Генри не смог стать главой страны — в 1923 г. его обошёл Д. Кулидж, уговоривший правительство не продавать ГЭС Форду.

Передав управление своей компанией сыну, Форд смог сосредоточиться на производстве тракторов Fordson F, которое он запустил в 1916 г. Удешевив сельскохозяйственные машины до 400 долл., Генри стал лидером тракторного автомобилестроения.

В 1925 г. Форд продал Советскому Союзу 12 тыс. тракторов. Вторая поставка сорвалась — Союз был не готов платить полную стоимость машин. Правительство СССР сократило объём закупок, что не устроило Форда. В 1928 г. поставки тракторов в Союз были прекращены, но до этого момента Форд согласился продать советским производителям лицензию на выпуск Fordson F. Именно благодаря этой сделке появился трактор «Фордзон-Путиловец», запущенный в серийное производство.


Рис. 9. Трактор «Фордзон-Путиловец». Источник: www.vc.ru

Известно, что Форд активно участвовал в развитии Горьковского автозавода — он не только продал советским автомобилестроителям свой легендарный конвейер, но и направлял специалистов для обмена опытом, обучал стажёров из СССР, делился тонкостями производственного процесса и даже предоставлял внутреннюю документацию.

В 1925 г. Форд сумел покорить сферу авиастроения — расширив свою империю за счёт поглощения Staut Metal Airplane Company, предприниматель выпустил на рынок 300 самолётов Ford Trimotor, оснащённых тремя двигателями.

Пока Генри был сосредоточен на модернизации Metal Airplane Company, конкуренты из сферы автомобилестроения усиленно наращивали производство машин. Чтобы не упустить лидерство в отрасли, Форд разработал несколько модификаций Model A. Цена модели в самой доступной комплектации составляла 385 долл. — за пять лет Форду удалось продать свыше четырёх миллионов машин, однако время, потраченное на переоборудование завода и разработку модели, стоило Генри лидерства. Компания General Motors обошла Ford Motor Company в технологической гонке.

Сам Форд не считал утрату лидерских позиций своим поражением, ведь именно популярность Model A помогла его компании пережить Великую депрессию, поставившую крест на деятельности многих конкурентов.

Окончание войны с профсоюзами и выпуск военной техники

В 1933 г. лидером США стал Франклин Рузвельт, ярый сторонник профсоюзных организаций. До 1941 г. Форд активно противился деятельности профсоюзов — чтобы сохранить доверие рабочих, он поднял сотрудникам зарплату и пересмотрел систему штрафов. Но в 1941 г. Генри неожиданно для своих сторонников заключил контракт с профсоюзом — друзья предпринимателя были уверены, что к подписанию договора Форда склонила его обожаемая жена. Несмотря на то, что Клара всячески поддерживала мужа, она не была его безмолвной тенью — супруга автомобильного короля умела подавать и отстаивать своё мнение так, что могла повлиять даже на решения такого строгого и упрямого человека, как Форд.

В 1940 г. Генри Форд пытался воздействовать на американское правительство, стараясь не допустить участия США во Второй Мировой — он заставил сына отказался от двух выгодных сделок с военными. Вскоре обстоятельства стали сильнее предпринимателя — в 1941 г. Форд согласился на запуск производства тяжёлых военных самолётов В-24 на заводе Willow Run.


Рис. 10. Производственная линия Willow Run. Источник: www.vc.ru

Эдсель Форд унаследовал организаторские способности отца — он смог модернизировать процесс сборки бомбардировщиков настолько эффективно, что завод стал выпускать по самолёту в час. Компания работала круглосуточно — уже через год Форд вышел в лидеры в сфере американского производства военной техники.


Рис. 11. Генри и Клара Форд. Источник: www.kolobok.ua

Цитаты Генри Форда

Идеалист — это человек, который помогает другим людям процветать.

Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую — ту, которая ведёт через труд.

Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.

Большой город — несчастное беспомощное животное. Всё, что оно потребляет, должно быть к нему доставлено.

Есть одно правило для промышленника, и оно в том, чтобы производить товар наилучшего качества по насколько возможно низкой цене, платя как можно более высокую зарплату.

Главное — сохранить мозг молодым.

https://journal.open-broker.ru/ (C)

Нашли ошибку: выделите и [Ctrl+Enter]
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией Условия использования
При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=607348 обязательна