Покупатели уходят из гипермаркетов
В последние годы выраженным трендом в продуктовом ритейле стал рост популярности форматов «у дома» и отток покупателей из гипермаркетов.
Раньше формат активно рос, но сейчас предпочтения потребителей меняются. Меньшее число людей готовы ездить в гипермаркеты — часто там нет более привлекательных цен, а ассортимент в магазинах «у дома» покрывает базовые потребности при большей доступности.
Снижение привлекательности гипермаркетов заметно в динамике LFL-трафика — показатель отражает количество чеков в зрелых точках, то есть не учитывает эффект от новых открытий. Чаще всего динамика сопоставимого количества чеков в гипермаркетах хуже, чем в меньших форматах. В 2022 г. LFL-трафик во всех гипермаркетах крупнейших ритейлеров был отрицательным.




Крупнейшие ритейлеры отреагировали на тренд и начали постепенно снижать долю торговой площади, приходящейся на гипермаркеты, в пользу других форматов. Особенно далеко здесь зашла X5 Group. Если на I квартал 2014 г. на долю формата приходилось 13,5% торговой площади, то к концу 2022 г. показатель опустился до 0,5%. Магнит за последние годы также снизил долю гипермаркетов, но не так сильно, как X5 — 10,1% на конец I полугодия 2022 г. против 18,6% на конец 2014 г.
На российском публичном рынке в секторе сильный упор на гипермаркеты делают Лента и O’КЕЙ — их доля в торговой площади на конец 2022 г. составляет 79,2% и 80,1% соответственно. Однако и здесь фокус постепенно смещается на другие форматы — у Ленты это магазины «у дома» и супермаркеты, у O’КЕЙ — дискаунтеры.

Новый тренд — дискаунтеры
Пока популярность гипермаркетов падает, стремительно развивается формат дискаунтеров. Особенность дискаунтеров в том, что они быстрее окупаются. Открытие магазина дешевле, в нем работает меньше сотрудников — ниже издержки на персонал. При этом рентабельность формата, как правило, ниже, чем у магазинов «у дома» из-за ценовой политики. Привлекательность дискаунтеров растет в последние годы на фоне слабой динамики реальных располагаемых доходов населения.
На текущий момент дискаунтеры развивают:
• X5 Group (под брендом «Чижик»)
• Магнит («Моя цена»)
• O’КЕЙ («ДА!»).
На конец 2022 г. X5 открыла 517 дискаунтеров (рост в 7,2 раза г/г), O’КЕЙ — 194 (+28% г/г). Магнит на конец I полугодия 2022 г. открыл 375 дискаунтеров.
При этом, если для X5 Group и Магнита формат дискаунтеров новый, то O’КЕЙ работает здесь довольно давно. Успешность формата их магазинов «ДА!» можно оценить в динамике LFL-показателей — они значительно опережают средние уровни магазинов «у дома» у конкурентов и тем более гипермаркетов. По сути, сейчас сегмент дискаунтеров является основным драйвером роста O’КЕЙ.

Краткие выводы
• Тренд на уход покупателей из гипермаркетов сохраняется.
• Слабые показатели гипермаркетов напрямую влияют на финансовые результаты компаний. Снижение трафика приводит к падению выручки, чистой прибыли.
• Самая высокая доля гипермаркетов в торговой площади у Ленты и O’КЕЙ. Слабость формата обуславливает более дешевую оценку этих акций относительно конкурентов.
• Самая низкая доля гипермаркетов у X5 Group — компания последовательно избавлялась от формата в последние годы.
• Новый перспективный формат — дискаунтеры. Здесь наиболее активно развивается X5 Group, но пока в масштабах группы доля формата в выручке лишь 2,2%.
Какие акции выбрать
С точки зрения привлекательности акций наиболее интересные бумаги в секторе продуктового ритейла:
• X5 Group (Держать. Цель на год 2100 руб. / +36%)
• Магнит (Покупать. Цель на год 6900 руб. / +46%)
X5 Group показывает сильные операционные результаты в 2022 г. Есть проблемы с иностранной регистрацией, из-за этого дивидендов в ближайшей перспективе не ожидается. Тем не менее компания продолжает развиваться, заработанные средства можно пустить на гашение долговой нагрузки. Средне- и долгосрочный драйвер — развитие сети дискаунтеров. Доля «проблемных» гипермаркетов минимальная.
Магнит также должен показывать сильные результаты в 2022 г. Ключевые проблемы — компания перестала публиковать отчеты, а также отказалась от выплаты дивидендов. Если появятся новости о возможных выплатах, бумаги могут значительно переоцениться.
• По Ленте ожидания на 2023 г. сдержанные. Компания сильно снизила количество открытий новых магазинов в 2022 г. на фоне роста макроэкономической неопределенности. Ключевые форматы показывают слабую динамику сопоставимых продаж, онлайн-сегмент замедляется.
• Преимущественно нейтральные ожидания по O’КЕЙ. Дешевизна бумаг относительно конкурентов компенсируется слабыми показателями гипермаркетов. Формат дискаунтеров показывает отличные результаты, но в масштабах группы эффект не столь значительный.
http://bcs-express.ru/ (C)
При копировании ссылка | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией обязательна
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter
В последние годы выраженным трендом в продуктовом ритейле стал рост популярности форматов «у дома» и отток покупателей из гипермаркетов.
Раньше формат активно рос, но сейчас предпочтения потребителей меняются. Меньшее число людей готовы ездить в гипермаркеты — часто там нет более привлекательных цен, а ассортимент в магазинах «у дома» покрывает базовые потребности при большей доступности.
Снижение привлекательности гипермаркетов заметно в динамике LFL-трафика — показатель отражает количество чеков в зрелых точках, то есть не учитывает эффект от новых открытий. Чаще всего динамика сопоставимого количества чеков в гипермаркетах хуже, чем в меньших форматах. В 2022 г. LFL-трафик во всех гипермаркетах крупнейших ритейлеров был отрицательным.
Крупнейшие ритейлеры отреагировали на тренд и начали постепенно снижать долю торговой площади, приходящейся на гипермаркеты, в пользу других форматов. Особенно далеко здесь зашла X5 Group. Если на I квартал 2014 г. на долю формата приходилось 13,5% торговой площади, то к концу 2022 г. показатель опустился до 0,5%. Магнит за последние годы также снизил долю гипермаркетов, но не так сильно, как X5 — 10,1% на конец I полугодия 2022 г. против 18,6% на конец 2014 г.
На российском публичном рынке в секторе сильный упор на гипермаркеты делают Лента и O’КЕЙ — их доля в торговой площади на конец 2022 г. составляет 79,2% и 80,1% соответственно. Однако и здесь фокус постепенно смещается на другие форматы — у Ленты это магазины «у дома» и супермаркеты, у O’КЕЙ — дискаунтеры.
Новый тренд — дискаунтеры
Пока популярность гипермаркетов падает, стремительно развивается формат дискаунтеров. Особенность дискаунтеров в том, что они быстрее окупаются. Открытие магазина дешевле, в нем работает меньше сотрудников — ниже издержки на персонал. При этом рентабельность формата, как правило, ниже, чем у магазинов «у дома» из-за ценовой политики. Привлекательность дискаунтеров растет в последние годы на фоне слабой динамики реальных располагаемых доходов населения.
На текущий момент дискаунтеры развивают:
• X5 Group (под брендом «Чижик»)
• Магнит («Моя цена»)
• O’КЕЙ («ДА!»).
На конец 2022 г. X5 открыла 517 дискаунтеров (рост в 7,2 раза г/г), O’КЕЙ — 194 (+28% г/г). Магнит на конец I полугодия 2022 г. открыл 375 дискаунтеров.
При этом, если для X5 Group и Магнита формат дискаунтеров новый, то O’КЕЙ работает здесь довольно давно. Успешность формата их магазинов «ДА!» можно оценить в динамике LFL-показателей — они значительно опережают средние уровни магазинов «у дома» у конкурентов и тем более гипермаркетов. По сути, сейчас сегмент дискаунтеров является основным драйвером роста O’КЕЙ.
Краткие выводы
• Тренд на уход покупателей из гипермаркетов сохраняется.
• Слабые показатели гипермаркетов напрямую влияют на финансовые результаты компаний. Снижение трафика приводит к падению выручки, чистой прибыли.
• Самая высокая доля гипермаркетов в торговой площади у Ленты и O’КЕЙ. Слабость формата обуславливает более дешевую оценку этих акций относительно конкурентов.
• Самая низкая доля гипермаркетов у X5 Group — компания последовательно избавлялась от формата в последние годы.
• Новый перспективный формат — дискаунтеры. Здесь наиболее активно развивается X5 Group, но пока в масштабах группы доля формата в выручке лишь 2,2%.
Какие акции выбрать
С точки зрения привлекательности акций наиболее интересные бумаги в секторе продуктового ритейла:
• X5 Group (Держать. Цель на год 2100 руб. / +36%)
• Магнит (Покупать. Цель на год 6900 руб. / +46%)
X5 Group показывает сильные операционные результаты в 2022 г. Есть проблемы с иностранной регистрацией, из-за этого дивидендов в ближайшей перспективе не ожидается. Тем не менее компания продолжает развиваться, заработанные средства можно пустить на гашение долговой нагрузки. Средне- и долгосрочный драйвер — развитие сети дискаунтеров. Доля «проблемных» гипермаркетов минимальная.
Магнит также должен показывать сильные результаты в 2022 г. Ключевые проблемы — компания перестала публиковать отчеты, а также отказалась от выплаты дивидендов. Если появятся новости о возможных выплатах, бумаги могут значительно переоцениться.
• По Ленте ожидания на 2023 г. сдержанные. Компания сильно снизила количество открытий новых магазинов в 2022 г. на фоне роста макроэкономической неопределенности. Ключевые форматы показывают слабую динамику сопоставимых продаж, онлайн-сегмент замедляется.
• Преимущественно нейтральные ожидания по O’КЕЙ. Дешевизна бумаг относительно конкурентов компенсируется слабыми показателями гипермаркетов. Формат дискаунтеров показывает отличные результаты, но в масштабах группы эффект не столь значительный.
http://bcs-express.ru/ (C)
При копировании ссылка | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией обязательна
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter