На выход без вещей » Элитный трейдер
Элитный трейдер


На выход без вещей

Иногда можно «кинуть» инвесторов. Иногда – кредиторов. А иногда –целые страны. Особенно цинично – те страны, которые и изобрели понятие «демократии» со всякими ее причиндалами типа финансовых рынков
29 сентября 2011 Пf (pf.ru) | Архив Аверкиев Олег
Иногда можно «кинуть» инвесторов. Иногда – кредиторов. А иногда –целые страны. Особенно цинично – те страны, которые и изобрели понятие «демократии» со всякими ее причиндалами типа финансовых рынков.

Греческий потомственный премьер Георгиос Папандреу-младший во вторник прибыл в Германию выпрашивать деньги и изо всех сил старался выглядеть солидно. В том смысле, что он не нищий какой-нибудь, а премьер-министр страны, которая подарила демократию всему миру и Германии в том числе, а это чего-то стоит. Неужто немцам жалко каких-то 8 миллиардов евро, без которых Греция уже к середине октября будет не в состоянии обслуживать свой долг?

На выход без вещей


Вообще-то денег жалко всем. Особенно учитывая, что по причине далеко не блестящих дел в Евросоюзе почетную обязанность спасения Греции навесили даже на те страны, которые от родоначальницы всех демократических свобод в принципе мало чем отличаются. К примеру, пожертвовать грекам должна Италия, и не так уж и мало – 14,7 миллиардов евро. Испания должна выложить 9,8 миллиардов. 2,1 и 1,3 миллиардов обязаны где-то отыскать Португалия и Ирландия.

Картина получается сюрреалистическая – банкроты спасают банкрота. Возникает вопрос – а кто завтра спасет сегодняшних спасателей?

Бремя финансовой повинности ради благой цели торжественно навязали буквально всем членам еврозоны. Даже тем, кто плотно сидит на дотациях ЕС и вынужден занимать для того, чтобы одолжить спасаемым.

Не успела Эстония вступить в Евросоюз 1 января 2011 года, как ей сообщили, что она уже должна. Причем это только на первый взгляд доля Эстонии в спасении банкротов невелика – каких-то 300 млн. евро. На самом деле эта сумма – около 6% ВВП страны, бюджет которой и так на 17% состоит из помощи ЕС. Есть ли будущее у Союза, в котором царят такие вот финансовые порядки?

Пока не очень понятно, был ли греческий премьер убедителен настолько, чтобы выбить деньги для своей страны, но вот уже несколько дней идут разговоры, что неплохо бы увеличить европейский Фонд спасения, в котором сейчас наличествуют 440 млрд. евро. Причем триллионов до двух! На всякий случай. Чтобы было, на что спасать тех, кто сейчас спасает Грецию. И об этом мечтают люди, которым жалко 8 млрд евро для Греции как таковой.

А греки, между тем, стараются. Приняли закон о налоге на недвижимость, который должен добавить 1% к ВВП. Народ, правда, отнесся к этому без восторга и ответил беспорядками на улицах, а полиция, которой тоже срезали зарплату, изготовила большой транспарант с весьма красноречивым текстом – «День зарплаты – день скорби», и особого рвения в наведении порядка не проявляла, что, вообще-то, должно власть тревожить. Но очень уж нужны деньги…

В связи с этим всеобщим хаосом, порожденным Грецией и грозящим перекинуться на другие страны, возникает вопрос: а как Греция вообще попала в Евросоюз? Да неужели никто не знал об особенностях греческого бытия и экономики, и не предполагал, чем это может закончиться?

Греция, между прочим, вступила в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) – предтечу Евросоюза, раньше Испании и Португалии на целых пять лет – 1 января 1981 года. Не в последнюю очередь из-за сложных отношений с Турцией. В зоне евро Греция с 1 января 2001 года и никто страну оттуда изгонять никогда не собирался, хотя греки всегда удивляли Европу своим легким отношением к жизни, и, в том числе, к ее экономической стороне.

Еще в 80-х годах прошлого века европейские руководители чуть ли не еженедельно занимались разбирательствами с греками, которые очень уж по-своему трактовали и применяли нормы и наставления ЕЭС. Подобные казусы происходили более ста раз, и никого это не смущало ни капельки. Как и кумовство, плавно переходящее в коррупцию, что в Греции всегда было чуть ли не нормой. К примеру, премьер Андреас Папандреу, папа нынешнего премьера Георгиоса (дед, кстати, тоже был премьером), получая субсидии от Сообщества, распределял их в соответствии с собственными представлениями о справедливости, которые не имели ничего общего с европейскими. Другими словами, раздавал друзьям и родственникам. И ничего. Европа спокойно с этим мирилась.

Точно также Европа ничуть не беспокоилась, когда греки предоставляли ей экономическую отчетность, имеющую исчезающе малое отношение к реальности, что не заметить было совершенно невозможно. Но – принимали с понимающей улыбкой и не морщились.

Проглотили даже аферу с Goldman Sachs в 2002 году, когда с помощью валютных свопов Греция фиксировала кредиты, как простой обмен валют и скрывала реальный дефицит бюджета. Тишина стояла, пока не начался кризис. Не будь кризиса, Европа преспокойно молчала бы и дальше.

Да, собственно, Греция никогда не соответствовала требованиям Европейского сообщества ни по каким критериям, но в ЕС зачем-то ее приняли. Кто ж теперь виноват?

Другой вопрос, зачем приняли? А вот зачем.

Раньше, до вступления в ЕС, Греция экспортировала сельхозпродукцию. Теперь она ее импортирует. В 1980 году греки продали продукции на 6,9 млрд. драхм, а в следующем, 1981 году – году вступления в ЕС (тогда еще ЕЭС), они уже закупили сельхозпродуктов на 10 млрд. драхм. Вот так вот – сразу! Еще через год сумма закупок составила уже 20 млрд. драхм. Страна-экспортер моментально превратилась в импортера, сдав свой рынок без всякой войны.

А уж когда на евро перешли! Вступление страны в Европейское сообщество мигом угробило текстильную, кожевенную, швейную и другие отрасли, породив массовую безработицу. Надо ли говорить, чьи производители получили выгоду?

Долг Греции в 1987 году составлял $20 млрд. Теперь, как мы знаем, греки должны 350 млрд. евро. То есть ЕС давал Греции взаймы миллиарды евро для того, чтобы население страны покупало на них товары иностранного – европейского и, в частности, немецкого производства.

Понятно, что до кризиса никто и не думал, что когда-нибудь придется вести речь о возврате тела кредита, а процентик-то капал. И капал бы и дальше, если бы теория вечного роста и бескризисного развития оказалась верна. И западные производители катались бы, как сыр в масле, сбывая свою продукцию на греческий рынок. И немецкие рабочие получали бы свой кусок хлеба с маслом и колбасой.

Так кто же виноват, что теперь у ЕС нет денег, а есть масса проблем? Греки, которые, в общем-то, всего лишь жили, как привыкли, или мудрецы определенного сорта, чьи теории не стоят и ломаного гроша, и только благодаря этому они и нарвались на неприятности?

Если разобраться, то компании ЕС здорово поживились за счет греков, и кто же виноват, что всю прибыль они куда-то дели и теперь предвидят совсем невеселое будущее?

Естественно, они-то в жизни не признаются, что руководствовались исключительно собственной выгодой, принимая Грецию в свой круг в качестве потребителя их товаров. То есть ребята, играя по собственным правилам, обанкротились самым позорным образом, показав свою несостоятельность, и теперь за это кто-то должен заплатить! А именно – Греция должна покинуть ЕС, да еще и распродав собственное имущество в пользу незадачливых профессионалов рыночной экономики.

Разве это справедливо?

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter