15 февраля 2012 Financial Times
Когда Европа еще утопала в сугробах, в Вашингтоне уже появились первые подснежники. Да, настроение так резко переменилось, что никто не обратил внимания на предостережения, высказанные Беном Бернанке, председателем Федеральной резервной системы США. Бен «Панксатони» не присоединился ко всеобщему ликованию, более того, он посвятил почти все свое выступление в Конгрессе том, чтобы убедить сенаторов не накликать заморозки на едва начавшееся восстановление (в виде преждевременного фискального ужесточения). Не увидел он поводов для веселья. По мнению Бернанке, безработица в Америке на уровне 8.3% «подчеркивает плачевное состояние рынка труда». Долгосрочная безработица продолжает расти, что является наиболее тревожным знаком.
Некоторые аналитики восприняли слова Бернанке, как тактику стратегического пессимизма, реализуемую человеком, который прославился излишние оптимистичным взглядом в докризисные годы. Однако его выводы о состоянии американской экономики уходят к самым истокам проблемы. Никто не говорит, что восстановления в Америке не будет. Вопрос в другом: каким оно будет, это восстановление. Таким же, как в 1990-е, когда прилив поднял все лодки? Или повторением последнего цикла, когда количество рабочих мест на конец цикла не изменилось по сравнению с началом, а средний доход снизился? Есть три причины, по которым стоит прислушаться к Бену «Панксатони». Во-первых, структурные силы, движущие американским рынком труда, уже не так сильны, как прежде. Образовательный потенциал Америки по сравнению с другими развитыми странами держится на уровне ниже среднего, хотя большую часть 20 века Штаты были впереди планеты всей. Америка лишилась своей «исключительности» в контексте человеческого капитала, и вернуть ее скоро не удастся. В США меньше выпускников ВУЗов, чем в других богатых экономиках, хуже того, их число продолжает падать.
Своим ростом американская экономика будет обязана загранице: тут сыграют свою роль и экспортно-стимулирующая политика Барака Обамы, которая уже начала приносить плоды (хотя импорт все равно растет быстрее), и дальнейшая глобализация американских компаний, которая лишь обострит конкуренцию между американскими рабочими и их коллегами в других странах. В прошлом году экономика США выросла на 1.7%. Средние заработные платы сократились на 2.7%. Такая бифуркация никуда не денется. Во-вторых, Обаму выбрали президентом, чтобы он решил проблему «вечной рецессии» среднего класса Америки, а он вместо этого увяз в другой рецессии, глобального масштаба. Обама очень надеется на то, что его реформа системы здравоохранения 2010 года приведет к повышению социальной защищенности, если, конечно, Верховный суд в следующем месяце не забракует ее главный принцип. Но в любом случае, это лишь песчинка, на которой не выстроишь даже замок из песка, не говоря уже о более серьезной надежде на то, что в этот раз все будет по-другому.
Как верно подметил г-н Берштейн, бывший экономический советник Белого Дома, доля американских прибылей, заработанных заграницей, неуклонно растет - за счет роста доходов собственных работников. За последние три года общая рентабельность американских компаний выросла с 6% до 9% от валового внутреннего продукта - таких значений не было уже три поколения. При этом иностранная доля этих прибылей с 2000 года выросла в два раза. По словам Дэвида Роткопфа, в последнем поколении маятник резко отклонился от государственного сектора к корпоративному. Это изменило саму сущность американской экономики. Раньше прослеживалась тесная связь мжеду экономическим ростом, который вел к образованию новых рабочих мест и, как следствие, к повышению благосостояния. Но теперь эти две взаимосвязи больше не работают. Прибыли компаний растут уже два года, но экономика лишь сейчас начала создавать рабочие места в количестве, достаточном для того, чтобы сдвинуть ставку б/р с мертвой точки. Но такими темпами мы сможем восстановить потери, понесенные с 2007 года, не ранее 2020 года. Доходы уверенно растут лишь для группы избранных. Для остальных, кому посчастливилось найти работу, зарплата намного ниже стартовых уровней предыдущих восстановлений. Перестали быть редкостью «Двуликие» корпорации, такие как Caterpillar и Chrysler, нанимающие новых сотрудников на оклад, в два раза меньше, чем у уже работающих, и с меньшими премиями.
В-третьих, есть еще политический аспект. Если коротко, то между американской политикой и американской экономикой существует отрицательная обратная связь - их поляризация нарастает синхронно. В отличие от предыдущих эпизодов восстановления, сейчас отсутствует общественная поддержка повышения образовательных стандартов и квалификации. Удивительно, как быстро всходят семена популизма. В политике свято место пусто не бывает, его заполняют деньги. Из 180 млн. долларов, потраченных так называемыми супер-паками, - компаниями, которые могут тратить неограниченное количество средств при условии полной юридической независимости от кандидата, - более половины исходит всего от 200 людей. В таких обстоятельствах, каковы шансы, что долгосрочные безработные, о которых говорил Бен «Панксатони», получат стимул, необходимый для того, чтобы выжить в глобализованной экономике? Смогут ли они вновь «попасть в колею»? Американская экономика, вне всякого сомнения, начинает расти. Не ясно только какими темпами. Увы, для большинства американцев это восстановление будет холодным и серым. Будем надеяться, что такая «экономическая погода» не затянется до конца дней наших
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times /Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу