26 сентября 2014 Ренессанс Капитал Кузьмин Михаил
Центробанк хотел бы, чтобы правительство обсуждало с ним налоговые изменения, иначе это провоцирует регулятора сдерживать инфляцию мерами, вредными для общего роста экономики, заявила зампред ЦБ Ксения Юдаева в начале сентября на банковском форуме в Сочи. И призвала правительство "не провоцировать ЦБ на политику, которая может быть вредна с точки зрения экономического роста". Это чуть ли не первое публичное заявление ЦБ о том, что правительство иной раз мешает политике Банка России по таргетированию инфляции, сделанное в столь явной форме. В данном случае Юдаева имела в виду введение с 2015г. налога с продаж, что может добавить к инфляции по крайней мере 1 п.п. Это довольно существенно, если вспомнить, что целью ЦБ является рост цен не более 4,5% на конец следующего года.
До этого правительство тоже не оглядывалось на ЦБ, когда вводило ответные продуктовые санкции против ЕС и США, которые уже вызвали рост цен. В августе этого года Росстат зафиксировал рост цен на мясо и птицу на 2,5% (0,2% в августе 2013г.), на рыбу и морепродукты - на 1,4% (0,7% в августе 2013г.). Таким образом, складывается ситуация, в которой Центробанк и правительство пытаются бороться с последствиями произошедших в их сферах потрясений, не особо оглядываясь друг на друга.
В борьбе с инфляционными рисками в 2014г. ЦБ уже повысил ставки в общей сложности на 2,5 п.п., и сейчас ключевая ставка составляет 8% годовых против 5,5% в феврале. Стратегия повышения ставок позволила предотвратить значительное ухудшение инфляционных ожиданий и создать условия для низких уровней инфляции в недалеком будущем. Это должно улучшить бизнес-климат и увеличить инвестиционную активность. Хотя пока высокие ставки и станут одной из причин того, что стагнация инвестиций имеет все шансы продлиться до конца следующего года, растянувшись в общей сложности на три года.
Фискальные власти также оказались в непростой ситуации. Им необходимо наполнять бюджет в условиях выполнения социальных обещаний и одновременного снижения ненефтегазовых доходов. При этом, как и ЦБ, Минфин продолжает строго следовать правилам бюджетной дисциплины, зафиксированным в бюджетном правиле.
Какие могут быть альтернативы в данной ситуации? Лучшим вариантом для экономики могла бы стать оптимизация расходной части бюджета, но это, наверное, не вариант для власти. Еще можно было бы пойти на увеличение дефицита бюджета вплоть до уровней, зафиксированных в бюджетном правиле, и покрывать этот дефицит увеличением объемов заимствований. Но этот вариант может видеться фискальным властям более рискованным - объемы заимствований планировать гораздо сложнее.
Еще один вариант - повышение налоговой нагрузки, что и происходит. В условиях слабого роста эта мера требует детальной проработки, но для Минфина она может представляться наиболее простой и надежной. Как найти баланс - отдельный вопрос, здесь полезно взглянуть на проблему комплексно. А она, на наш взгляд, имеет две характерные особенности.
Первая состоит в недостаточной координации действий денежно-кредитного регулятора и правительства. Понятно, что Центральный банк, финансовый и экономические блоки правительства имеют (и должны иметь) разные функции. Но это не исключает координации их решений с точки зрения влияния как на денежно-кредитную и бюджетную сферы, так и на реальный сектор экономики.
Мы видим, что стрессовая среда провоцирует увеличение полемики между указанными институтами. Но одновременно это и хороший повод повысить координацию принимаемых решений. Правительству, министерствам и Центральному банку, а также парламенту стоит договориться о системе макроэкономических целей, которые должны быть последовательными и долгосрочными. При этом необходимо строго разделить ответственность за достижение целей между профильными органами. Для этого нужна политическая воля, и если она будет проявлена, то в среднесрочной перспективе мы можем получить более взвешенную и ответственную экономическую политику.
Вторая особенность - сейчас экономика сталкивается с замедлением роста, природу которого не очень просто определить - слишком сложна комбинация внешних и внутренних шоков. В результате наступил крайне сложный момент для принятия макроэкономических решений.
В такие времена не всегда наиболее оптимальными являются стандартные действия. И в этих условиях при строгом следовании всем договоренностям иногда стоит повысить толерантность к принятию компромиссных или более гибких решений.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311600120_d023de44ebf2f28d7290172d01b66d93.png (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
До этого правительство тоже не оглядывалось на ЦБ, когда вводило ответные продуктовые санкции против ЕС и США, которые уже вызвали рост цен. В августе этого года Росстат зафиксировал рост цен на мясо и птицу на 2,5% (0,2% в августе 2013г.), на рыбу и морепродукты - на 1,4% (0,7% в августе 2013г.). Таким образом, складывается ситуация, в которой Центробанк и правительство пытаются бороться с последствиями произошедших в их сферах потрясений, не особо оглядываясь друг на друга.
В борьбе с инфляционными рисками в 2014г. ЦБ уже повысил ставки в общей сложности на 2,5 п.п., и сейчас ключевая ставка составляет 8% годовых против 5,5% в феврале. Стратегия повышения ставок позволила предотвратить значительное ухудшение инфляционных ожиданий и создать условия для низких уровней инфляции в недалеком будущем. Это должно улучшить бизнес-климат и увеличить инвестиционную активность. Хотя пока высокие ставки и станут одной из причин того, что стагнация инвестиций имеет все шансы продлиться до конца следующего года, растянувшись в общей сложности на три года.
Фискальные власти также оказались в непростой ситуации. Им необходимо наполнять бюджет в условиях выполнения социальных обещаний и одновременного снижения ненефтегазовых доходов. При этом, как и ЦБ, Минфин продолжает строго следовать правилам бюджетной дисциплины, зафиксированным в бюджетном правиле.
Какие могут быть альтернативы в данной ситуации? Лучшим вариантом для экономики могла бы стать оптимизация расходной части бюджета, но это, наверное, не вариант для власти. Еще можно было бы пойти на увеличение дефицита бюджета вплоть до уровней, зафиксированных в бюджетном правиле, и покрывать этот дефицит увеличением объемов заимствований. Но этот вариант может видеться фискальным властям более рискованным - объемы заимствований планировать гораздо сложнее.
Еще один вариант - повышение налоговой нагрузки, что и происходит. В условиях слабого роста эта мера требует детальной проработки, но для Минфина она может представляться наиболее простой и надежной. Как найти баланс - отдельный вопрос, здесь полезно взглянуть на проблему комплексно. А она, на наш взгляд, имеет две характерные особенности.
Первая состоит в недостаточной координации действий денежно-кредитного регулятора и правительства. Понятно, что Центральный банк, финансовый и экономические блоки правительства имеют (и должны иметь) разные функции. Но это не исключает координации их решений с точки зрения влияния как на денежно-кредитную и бюджетную сферы, так и на реальный сектор экономики.
Мы видим, что стрессовая среда провоцирует увеличение полемики между указанными институтами. Но одновременно это и хороший повод повысить координацию принимаемых решений. Правительству, министерствам и Центральному банку, а также парламенту стоит договориться о системе макроэкономических целей, которые должны быть последовательными и долгосрочными. При этом необходимо строго разделить ответственность за достижение целей между профильными органами. Для этого нужна политическая воля, и если она будет проявлена, то в среднесрочной перспективе мы можем получить более взвешенную и ответственную экономическую политику.
Вторая особенность - сейчас экономика сталкивается с замедлением роста, природу которого не очень просто определить - слишком сложна комбинация внешних и внутренних шоков. В результате наступил крайне сложный момент для принятия макроэкономических решений.
В такие времена не всегда наиболее оптимальными являются стандартные действия. И в этих условиях при строгом следовании всем договоренностям иногда стоит повысить толерантность к принятию компромиссных или более гибких решений.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311600120_d023de44ebf2f28d7290172d01b66d93.png (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу