20 октября 2014 InoPressa
Два новых исследования снова говорят о масштабе проблем неравенства, поразивших Соединенные Штаты. В первом исследовании, ежегодном докладе о доходах и бедности, подготовленном Бюро переписи населения США, говорится, что, несмотря на предполагаемое восстановление экономики после Великой рецессии, рост доходов рядовых американцев продолжает тормозиться. Медианный доход домохозяйств, скорректированный с учетом инфляции, остается ниже уровня, установленного четверть века назад. Раньше считалось, что мощь Америки в первую очередь связана не с ее военным потенциалом, а с ее экономической системой, которой завидовали во всем мире. Но почему другие страны стремились бы скопировать экономическую модель, при которой значительная часть – даже большинство – населения столкнулась со стагнацией доходов, тогда как доходы верхушки резко выросли?
Второе исследование, Доклад о человеческом развитии за 2014, составленный в рамках Программы развития ООН, подтверждает эти данные. Каждый год ПРООН публикует рейтинг стран с учетом Индекса человеческого развития (ИЧР), который включает и другие показатели благосостояния, помимо дохода, в том числе здоровье и образование. Согласно индексу ИЧР, Америка занимает пятое место после Норвегии, Австралии, Швейцарии и Нидерландов. Но после корректировки общего результата с учетом неравенства, Америка теряет 23 пункта – одно из самых больших падений среди высокоразвитых стран. Фактически, Штаты опускаются ниже Греции и Словакии, таких стран, которые обычно не считают примерами для подражания или конкурентами США на вершине таблицы рейтингов.
Доклад ПРООН выделяет еще один аспект определения социальных показателей: уязвимость. Это говорит о том, что хотя многим странам удалось избавиться от бедности, в жизни многих людей по-прежнему нет стабильности. Одно единственное происшествие – например болезнь одного члена семьи – может привести к нищете. Нисходящая социальная мобильность представляет собой реальную угрозу, тогда как восходящая мобильность ограничена. В США восходящая мобильность скорее миф, чем реальность, при этом нисходящая мобильность и уязвимость широко распространены. Отчасти это связано с американской системой здравоохранения, из-за которой американцы по-прежнему находятся в шатком положении, несмотря на реформы президента Барака Обамы. Низшие слои населения всего в шаге от банкротства со всеми вытекающими последствиями. Часто достаточно болезни, развода или увольнения, чтобы оказаться за гранью.
Закон о защите пациентов и доступном медицинском обслуживании от 2010 г. («Obamacare») был призван устранить эти угрозы – существуют явные признаки того, что он значительно сократит число незастрахованных американцев. Но отчасти из-за решения Верховного суда и непреклонности республиканских губернаторов и законодателей, которые в двух десятках штатов отказались расширить программу медицинской помощи Medicaid (страховка для бедных) – даже несмотря на то, что федеральное правительство оплачивает почти все счета – 41 миллион американцев остается без страховки. Когда экономическое неравенство превращается в политическое неравенство – как во многих регионах США – правительства обращают мало внимания на потребности низших слоев населения.
Ни ВВП, ни ИЧР не отражают изменения во времени или отличия в степени уязвимости разных стран. Однако в Америке и других странах отмечается значительное снижение уровня защищенности. Работающее население обеспокоено тем, сможет ли оно сохранить рабочие места, а безработные беспокоятся по поводу того, удастся ли им найти работу. Недавний экономический спад разрушил благосостояние многих людей. В Штатах даже после восстановления фондового рынка медианное благосостояние сократилось более чем на 40% в период с 2007 по 2013 г. Это значит, что многие пожилые люди и люди предпенсионного возраста обеспокоены своим уровнем жизни. Миллионы американцев лишились своих домов; еще большее число людей может потерять жилье в будущем. И это не считая тех опасностей, которые уже давно угрожают американцам. Миллионы молодых латиноамериканцев и афроамериканцев, проживающих в бедных кварталах, почти не защищены от неэффективной и несправедливой полицейской и судебной системы; встреча с невыспавшимся полицейским может привести к незаконному тюремному заключению.
В Европе всегда понимали важность решения проблем, связанных с уязвимостью, за счет обеспечения социальной защиты. Европейцы признают, что эффективные системы социальной защиты даже могут улучшить общие экономические показатели, так как люди более склонны к принятию рисков, которые позволяют повысить экономический рост. Однако сегодня во многих регионах Европы высокий уровень безработицы (в среднем 12% и 25% в наиболее пострадавших странах) в совокупности с сокращением социальной защиты из-за жесткой экономии привел к беспрецедентному росту уязвимости. Это значит, что уменьшение социального благосостояния может быть больше, чем показывают традиционные показатели ВВП – данные, которые уже и так достаточно безрадостны, учитывая, что в большинстве стран реальный (с поправкой на инфляцию) доход на душу населения сегодня ниже, чем до кризиса: это свидетельствует о потере половины десятилетия.
В отчете Международной комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса говорится, что ВВП не подходит для определения эффективности экономики. Доклады американского Бюро переписи населения и ПРООН напоминают о важности этого наблюдения. Слишком многим уже пришлось пожертвовать из-за мании ВВП. Несмотря на темпы роста ВВП, экономическая система, не способная принести прибыль большей части населения, и в которой все больше людей сталкивается с ростом незащищенности - это, по существу, провальная экономическая система. И такие политические меры, как жесткая экономия, которые усиливают незащищенность и приводят к снижению доходов и уровней жизни для большой части населения, по сути, ущербны.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу