Нефть. Саудовская Аравия снова нехотя примеряет на себя роль стабилизирующего производителя » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нефть. Саудовская Аравия снова нехотя примеряет на себя роль стабилизирующего производителя

20 февраля 2017 Financial Times | Oil
Новые квоты ОПЕК действуют уже шесть недель - этого достаточно, чтобы оценить ситуацию, опираясь на факты, а не на слухи и предположения. Во-первых, важно понять, работают ли согласованные в ноябре ограничения на объем добычи, и сможет ли текущий режим сохраниться до июля, как было запланировано изначально. Следует отметить, что цены на нефть марки Brent стабилизировались в диапазоне 54-56 долларов за баррель и надолго не покидают его пределы. Это примерно на 15% выше, чем до ноябрьского соглашения, но все равно более чем на 50% ниже максимумов трехлетней давности. Итак, будет ли нефть дорожать, или мы уже достигли ценового потолка?

Начнем с фактов. Три вещи очевидны: По большому счету запланированного целевого сокращения удалось добиться, но при этом показатели сильно варьируются от страны к стране. Три производителя - Алжир, Венесуэла и Ирак - не сокращали добычу, или сократили менее чем обещали. За пределам ОПЕК карта спутала Россия. Страна вроде бы сократила добычу, однако, согласно последним отчетам, совокупный объем производства и экспорта нефти марки Urals вырос. Остальные участники соглашения придерживались квот, а Саудовская Аравия даже перевыполнила план, снизив добычу до менее чем 9.8 млн баррелей в день (это почти на 300 тыс. баррелей ниже согласованного значения). Если бы не саудиты, ОПЕК не выполнила бы план.

Это прекрасно объясняет ценовую динамику - вроде бы рост, но отнюдь не такой значительный, как предполагалось (некоторые делали ставку на то, что цены поднимутся до 70 долларов за баррель). Так что же дальше? Какие-то четкие цифры и прогнозы с фиксированными значениями в данном случае бессмысленны. Нужно учитывать факторы нисходящего и восходящего давления и следить за знаками. Первый - это состояние мирового рынка нефти. На стороне спроса вроде бы наметился умеренный рост, при этом основные надежды возлагаются на инфраструктурные расходы, обещанные администрацией Трампа.

Дональд планирует также стимулировать добычу углеводородов на территории США, но на это потребуется время. В краткосрочной перспективе объемы производства будут определяться ценами. Управление энергетической информации в США предсказывает увеличение добычи в стране на 100 тыс. баррелей в этом году, и на 550 тыс. - в 2018 году. Некоторые отраслевые аналитики считают, что эти прогнозы слишком пессимистичны, и ждут роста на 500 тыс. баррелей в день уже к концу 2017 года.

Однако пока этого не произошло, Штатам придется полагаться на импорт, и январские данные служат тому доказательством. Европа прозябает в стагнации, к которой она сама себя приговорила, а китайский спрос на нефть в 2016 году вырос всего на 2.5%. Соответственно, ближайшие несколько месяцев нужно следить за объемом добычи в США - который может вырасти быстрее, чем ожидалось - и за спросом в Китае. Еще один большой вопрос, способный повлиять на цену - это поведение других стран ОПЕК и «сочувствующих», таких как Россия. Вряд ли страны, нарушившие договоренности в январе, неожиданно исправятся.

Саудовская Аравия устранила последствия чужой недобросовестности, стоит ли удивляться, если министры энергетики Ирака, Нигерии и Ливии понадеются, что Королевство и дальше будет сокращать все, что не сократили другие. Всем странам ОПЕК без исключения и России нужны дополнительные доходы от продажи нефти. Кроме того, некоторые страны, такие как Иран, Ирак и Ливия, стремятся повысить свои квоты, ссылаясь на то, что им нужно оправиться от проблем, которые привели к падению объема добычи.

Проблема с квотами всплывает в конце весны, когда ОПЕК соберется на очередное заседание, тогда же срок действия соглашения может быть продлен еще на шесть месяцев. Принимая во внимание все перечисленные выше факторы, можно предположить, что нас ждет умеренный рост спроса на фоне такого же умеренного роста предложения и, возможно, незначительное сокращение мировых запасов. Иными словами, ничего радикально не изменится, и этот прогноз дает нам среднюю цену в районе 55 долларов за баррель. Пока все кажется логичным и понятным. Но есть одно НО, и имя ему Саудовская Аравия. Начнем опять-таки с фактов. Во-первых, саудиты отказались от стратегии сохранения доли на рынке в пользу стабилизации цен.

Сложно сказать, почему они передумали. Может быть давление со стороны других стран ОПЕК, а, может быть, политические интриги в королевской семье побудили их отказаться от подхода, предложенного и реализованного заместителем наследного принца Мохаммедом бин Салманом и бывшим министром энергетики Али Аль-Наими. Как бы там ни было, последние три месяца ясно свидетельствуют о том, что саудиты готовы сделать все, чтобы не допустить падения цен ниже определенного уровня. Во-вторых, действия Саудовской Аравии являются решающим ценообразующим фактором на рынке. Страна тоже оказалась в сложном положении. Таким образом, можно предположить, что цены останутся там, где они сейчас, при условии, что Саудовская Аравия возьмет на себя функции стабилизирующего производителя.

Однако нет никакой гарантии, что это произойдет. Эр Рияд всегда терпеть не мог этот ярлык и в 2014 году попытался переложить ответственность за поиск точки равновесия на рынок и на других производителей. Сокращать добычу и смотреть, как другие, включая американскую сланцевую отрасль, ее наращивают, может быть унизительно. Если национальная гордость окажется сильнее политических соображений, то саудиты не станут продлевать срок действия соглашения. В этом случае цены резко упадут. С другой стороны, нужно учитывать экономическую ситуацию.

К радости крупных мировых банков саудиты торопят сделку по продаже доли в своей государственной нефтяной компании. Пока еще ничего не решено; возможно, это будет открытое размещение 5% акций или более, или же закрытая транзакция, в которой примут участие избранные международные партнеры. Также неясно, сколько денег государство выручит от продажи: если нефть подешевеет, дорого продать долю не удастся. Это значит, что саудитам придется сокращать добычу, поддерживая цены, несколько дольше, чем они планировали. Стабилизирующий производитель на фундаментально перенасыщенном рынке неизбежен.

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter