11 марта 2020 investing.com Робертс Лэнс
В течение последних двух лет мы обсуждали наиболее критичные проблемы финансовых рынков.
Рынок корпоративного кредитования оказался под угрозой волны банкротств.
Прогнозы прибыли компаний на 2019 резко упали; теперь пришла очередь оценок 2020 года.
Таргеты фондового рынка на 2020 год всё ещё завышены (как и на 2021 год).
Кризис отношений между Россией, Саудовской Аравией, Китаем, Ираном и другими державами.
Эффект налоговой реформы исчерпан, и оценки роста возвращаются к нормальным уровням.
Рост экономики замедляется.
Макростатистика по Китаю продолжает ухудшаться.
Влияние коронавируса и вызванные им перебои поставок отразятся на экспорте (который обеспечивает 40-50% корпоративной прибыли) и темпах роста экономики.
Обвал нефтяных котировок носит дефляционный характер и способен вызвать волну дефолтов в энергетической отрасли.
Рост экономики еврозоны продолжает замедляться, и большая часть региона может вступить в рецессию уже в ближайшие 2 квартала.
Фондовый рынок остаётся дорогим.
Долгосрочные технические индикаторы разворачиваются вниз.
Крах фондового рынка и коронавирус ударят по доверию потребителей.
Растёт объём просроченных кредитов.
Продажи автомобилей сигнализируют о стрессе для экономики.
Кривая доходности отражает проблемы в экономике.
Растёт давление на сторону спроса в розничной торговле и личном потреблении.
Я мог бы продолжить этот список, но общая идея понятна.
В то время эти проблемы остались без внимания из-за вмешательства мировых центральных банков.
Тем не менее, мы неоднократно отмечали, что в конечном итоге может произойти неожиданное событие («чёрный лебедь») — искра, из которой разгорится пожар, который спалит «бычий рынок».
В последние несколько недель на рынок обрушился не один, а сразу два «чёрных лебедя»: коронавирус ударил по цепочкам поставок, а рынок нефти лишился поддержки Саудовской Аравии. Удивительно, но менее чем за месяц мы перешли из состояния «рецессии нет на горизонте» к полномасштабным «страхам перед лицом надвигающейся рецессии».
«Учитывая, что торговая война уже оказала давление на экспортеров США, вспышка коронавируса может привести к дальнейшему снижению поставок в Китай, Южную Корею и Японию (и обратно). Это нельзя игнорировать, так как экспорт обеспечивает около 40% корпоративной прибыли США. Экономика уже столкнулась с проблемами в своих попытках поддержать рост на уровне 2%, а вирус может обойтись ещё в 1-1,5%.
Поскольку наш комбинированный индикатор производства (EOCI) уже находится на уровнях, которые ранее соответствовали рецессии, распространение вируса может иметь более серьезные последствия, чем ожидают не в меру ретивые инвесторы».
Комбинированный индикатор производства (EOCI)
«Медведи» уже на пороге
Позвольте начать с высказывания.
«Бычий и медвежий рынки НЕ определяются движениями с размахом 20%. Они определяются сменой направления тренда».
В истории были времена, когда коррекция на 20% было достаточно значительной, чтобы обеспечить разворот тренда. Однако сейчас это не так.
Бычий и медвежий рынки лучше определять следующим образом:
«Во время бычьего рынка активы торгуются выше долгосрочной скользящей средней. Однако когда контроль захватывают медведи, цены закрепляются ниже этой скользящей средней».
Это отражено на графике ниже, который сравнивает рынок с 75-недельной скользящей средней. Во времена бычьих трендов рынок стремится оставаться выше долгосрочной скользящей средней, опускаясь ниже под властью медведей.
Фазы рынка и долгосрочная средняя
За последнее десятилетие трижды линия долгосрочной скользящей средней была пробита без разворота тренда.
Первый случай был зафиксирован в 2011 году, когда США упёрлись в потолок госдолга и столкнулись с угрозой снижения рейтинга облигаций. Тогда на помощь пришел глава ФРС Бен Бернанке со вторым раундом количественного смягчения (QE), которое наводнило финансовые рынки ликвидностью.
Затем последовали события конца 2015-начала 2016 года, когда Федеральная резервная система начала поднимать процентные ставки. Это совпало с угрозой экономического спада в Великобритании, покидающей Европейский Союз (Brexit). Учитывая, что Федеральная резервная система США уже взяла на себя обязательства повысить процентные ставки и снизить баланс в 4 триллиона долларов, ЕЦБ предложил собственную версию QE, чтобы восполнить провал.
Последним эпизодом стали события декабря 2018 года, когда рынки упали из-за повышения процентных ставок ФРС и сокращения баланса регулятора. Конечно, снижение было остановлено путём пересмотра политики ФРС и, как следствие, снижения процентных ставок и повторного наращивания баланса.
Весьма вероятно, что без этих шагов рынки испытали бы более глубокие коррекции.
В понедельник долгосрочная скользящая была пробита вновь. Но центральные банки остаются спокойными. Да, были обещания поддержать экономику, но никаких существенных действий предпринято не было.
Тем не менее, хорошая новость заключается в том, что поддержка бычьего тренда со стороны 3-летней скользящей средней (оранжевая линия) пока остается в силе. Эта линия является «последним бастионом» бычьего рынка. Всего дважды эти укрепления рухнули: во времена пузыря доткомов и мирового финансового кризиса.
(Важно отметить, что сигнал на продажу (нижняя панель) появился ещё в конце февраля, уже тогда предполагая риски снижения цен).
Это не должно никого удивлять; как я писал ранее, цены идут в одном направлении до тех пор, пока в силу не вступают законы физики. К примеру:
«Это как резинка, которую растянули слишком сильно: ее нужно ослабить, прежде чем можно будет растянуть вновь. То же самое относится к фондовому рынку, который привязан к своим скользящим средним. Тренды всегда возвращаются к своему долгосрочному среднему значению. Даже во времена сильного восходящего или нисходящего движения цены часто корректируются к долгосрочной скользящей средней».
Поскольку рынки ушли от долгосрочной средней более чем на 20%, коррекция была неизбежной; ей просто не хватало подходящего катализатора.
Разница между бычьим и медвежьим рынками заключается в том, что отклонения начинают наблюдаться ниже долгосрочной скользящей средней на постоянной основе. Поскольку рынок уже торгуется под 75-недельной скользящей, неспособность восстановиться в течение довольно короткого периода, скорее всего, будет способствовать пробою ниже 3-летней скользящей.
Если это произойдет, «медведи» официально захватят контроль, что потребует снижения рисковой доли портфелей в ожидании будущего разворота.
В настоящее время еще слишком рано говорить, является ли это просто «коррекцией» или же «разворотом тренда». Как я уже отмечал ранее, есть существенные различия, которые осложняют прогнозирование. К примеру:
Понижательные риски сдерживают награду за риск.
Рост мировой экономики недостаточно синхронизирован
Рыночная структура однонаправлена и вызывает опасения.
Влияние COVID-19 на цепочки поставок растёт.
Любые попытки придерживаться бюджетной ответственности были оставлены.
Программы выкупа акций пошли на спад.
Данные по Китаю, еврозоне и развивающимся рынкам сигнализируют о замедлении.
Демократы удерживают большинство в Палате представителей и могут заблокировать бюджетное стимулирование.
Рынок может лишиться лидера (FAANG).
Что более важно, падение процентных ставок и годовой темп их изменения кричит о том, что в экономике что-то «сломалось».
Отметим:
Осознание того, что изменение происходит, и реагирование на него — вот что важно. Причина, по которой так много инвесторов оказываются в ловушке медвежьих рынков, заключается в том, что к тому времени, когда они осознают, что происходит, уже слишком поздно что-либо предпринимать.
Позвольте мне озвучить несколько советов легендарного Мартина Цвейга:
Терпение – одно из главных качеств инвестора.
Большие деньги зарабатываются только теми, кто следует за рынком. Важно синхронизироваться с рынком. Работать против тренда – самоубийство. Тренд с большей вероятностью будет продлен, нежели развернётся.
Успех заключается в умении извлекать прибыль и избегать потерь.
Монетарная политика оказывает сильное влияние на фондовый рынок. Финансовый климат (обычно определяемый направлением изменения ставок ФРС) является доминирующим фактором принятия инвестиционных решений.
Тренд – ваш друг.
Проблема большинства инвесторов заключается в отсутствии гибкости.
На вершине рынка инвесторы чрезмерно оптимистичны, поскольку они наблюдали рост цен в последний год или два. Распродажи в этот период обычно были короткими. Рынок быстро восстанавливал потери и обновлял максимумы. А затем на вершине происходит всплеск спекулятивных торгов, коэффициент P/E становится чрезмерно высоким, а ликвидность испаряется.
Я анализирую ситуацию и адаптируюсь. Рынок умнее меня, поэтому я склоняюсь перед ним.
Для меня «лента принтов» является главным арбитром при принятии решения. Важное правило: не работайте против рынка!
Идея заключается в покупке в тот момент, когда рынок более склонен к росту.
Самое главное (и наиболее применимое к текущему рынку):
«Не страшно оказаться неправым; страшно — упорствовать в своей неправоте», – Марти Цвейг
События этого года очень напоминают предыдущие циклы рынка. Вершину трудно определить, так как изменения происходят медленно. Ведущие СМИ, экономисты и Уолл-стрит игнорируют рост волатильности как компонент коррекции. Но когда рынок развернётся, будет казаться, что это произошло мгновенно.
Те же средства массовой информации, которые говорили вам «не беспокоиться», теперь скажут вам: «никто не мог ожидать, что это произойдет».
Рынок может многое вам рассказать. Важно уметь его слушать.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Рынок корпоративного кредитования оказался под угрозой волны банкротств.
Прогнозы прибыли компаний на 2019 резко упали; теперь пришла очередь оценок 2020 года.
Таргеты фондового рынка на 2020 год всё ещё завышены (как и на 2021 год).
Кризис отношений между Россией, Саудовской Аравией, Китаем, Ираном и другими державами.
Эффект налоговой реформы исчерпан, и оценки роста возвращаются к нормальным уровням.
Рост экономики замедляется.
Макростатистика по Китаю продолжает ухудшаться.
Влияние коронавируса и вызванные им перебои поставок отразятся на экспорте (который обеспечивает 40-50% корпоративной прибыли) и темпах роста экономики.
Обвал нефтяных котировок носит дефляционный характер и способен вызвать волну дефолтов в энергетической отрасли.
Рост экономики еврозоны продолжает замедляться, и большая часть региона может вступить в рецессию уже в ближайшие 2 квартала.
Фондовый рынок остаётся дорогим.
Долгосрочные технические индикаторы разворачиваются вниз.
Крах фондового рынка и коронавирус ударят по доверию потребителей.
Растёт объём просроченных кредитов.
Продажи автомобилей сигнализируют о стрессе для экономики.
Кривая доходности отражает проблемы в экономике.
Растёт давление на сторону спроса в розничной торговле и личном потреблении.
Я мог бы продолжить этот список, но общая идея понятна.
В то время эти проблемы остались без внимания из-за вмешательства мировых центральных банков.
Тем не менее, мы неоднократно отмечали, что в конечном итоге может произойти неожиданное событие («чёрный лебедь») — искра, из которой разгорится пожар, который спалит «бычий рынок».
В последние несколько недель на рынок обрушился не один, а сразу два «чёрных лебедя»: коронавирус ударил по цепочкам поставок, а рынок нефти лишился поддержки Саудовской Аравии. Удивительно, но менее чем за месяц мы перешли из состояния «рецессии нет на горизонте» к полномасштабным «страхам перед лицом надвигающейся рецессии».
«Учитывая, что торговая война уже оказала давление на экспортеров США, вспышка коронавируса может привести к дальнейшему снижению поставок в Китай, Южную Корею и Японию (и обратно). Это нельзя игнорировать, так как экспорт обеспечивает около 40% корпоративной прибыли США. Экономика уже столкнулась с проблемами в своих попытках поддержать рост на уровне 2%, а вирус может обойтись ещё в 1-1,5%.
Поскольку наш комбинированный индикатор производства (EOCI) уже находится на уровнях, которые ранее соответствовали рецессии, распространение вируса может иметь более серьезные последствия, чем ожидают не в меру ретивые инвесторы».
Комбинированный индикатор производства (EOCI)
«Медведи» уже на пороге
Позвольте начать с высказывания.
«Бычий и медвежий рынки НЕ определяются движениями с размахом 20%. Они определяются сменой направления тренда».
В истории были времена, когда коррекция на 20% было достаточно значительной, чтобы обеспечить разворот тренда. Однако сейчас это не так.
Бычий и медвежий рынки лучше определять следующим образом:
«Во время бычьего рынка активы торгуются выше долгосрочной скользящей средней. Однако когда контроль захватывают медведи, цены закрепляются ниже этой скользящей средней».
Это отражено на графике ниже, который сравнивает рынок с 75-недельной скользящей средней. Во времена бычьих трендов рынок стремится оставаться выше долгосрочной скользящей средней, опускаясь ниже под властью медведей.
Фазы рынка и долгосрочная средняя
За последнее десятилетие трижды линия долгосрочной скользящей средней была пробита без разворота тренда.
Первый случай был зафиксирован в 2011 году, когда США упёрлись в потолок госдолга и столкнулись с угрозой снижения рейтинга облигаций. Тогда на помощь пришел глава ФРС Бен Бернанке со вторым раундом количественного смягчения (QE), которое наводнило финансовые рынки ликвидностью.
Затем последовали события конца 2015-начала 2016 года, когда Федеральная резервная система начала поднимать процентные ставки. Это совпало с угрозой экономического спада в Великобритании, покидающей Европейский Союз (Brexit). Учитывая, что Федеральная резервная система США уже взяла на себя обязательства повысить процентные ставки и снизить баланс в 4 триллиона долларов, ЕЦБ предложил собственную версию QE, чтобы восполнить провал.
Последним эпизодом стали события декабря 2018 года, когда рынки упали из-за повышения процентных ставок ФРС и сокращения баланса регулятора. Конечно, снижение было остановлено путём пересмотра политики ФРС и, как следствие, снижения процентных ставок и повторного наращивания баланса.
Весьма вероятно, что без этих шагов рынки испытали бы более глубокие коррекции.
В понедельник долгосрочная скользящая была пробита вновь. Но центральные банки остаются спокойными. Да, были обещания поддержать экономику, но никаких существенных действий предпринято не было.
Тем не менее, хорошая новость заключается в том, что поддержка бычьего тренда со стороны 3-летней скользящей средней (оранжевая линия) пока остается в силе. Эта линия является «последним бастионом» бычьего рынка. Всего дважды эти укрепления рухнули: во времена пузыря доткомов и мирового финансового кризиса.
(Важно отметить, что сигнал на продажу (нижняя панель) появился ещё в конце февраля, уже тогда предполагая риски снижения цен).
Это не должно никого удивлять; как я писал ранее, цены идут в одном направлении до тех пор, пока в силу не вступают законы физики. К примеру:
«Это как резинка, которую растянули слишком сильно: ее нужно ослабить, прежде чем можно будет растянуть вновь. То же самое относится к фондовому рынку, который привязан к своим скользящим средним. Тренды всегда возвращаются к своему долгосрочному среднему значению. Даже во времена сильного восходящего или нисходящего движения цены часто корректируются к долгосрочной скользящей средней».
Поскольку рынки ушли от долгосрочной средней более чем на 20%, коррекция была неизбежной; ей просто не хватало подходящего катализатора.
Разница между бычьим и медвежьим рынками заключается в том, что отклонения начинают наблюдаться ниже долгосрочной скользящей средней на постоянной основе. Поскольку рынок уже торгуется под 75-недельной скользящей, неспособность восстановиться в течение довольно короткого периода, скорее всего, будет способствовать пробою ниже 3-летней скользящей.
Если это произойдет, «медведи» официально захватят контроль, что потребует снижения рисковой доли портфелей в ожидании будущего разворота.
В настоящее время еще слишком рано говорить, является ли это просто «коррекцией» или же «разворотом тренда». Как я уже отмечал ранее, есть существенные различия, которые осложняют прогнозирование. К примеру:
Понижательные риски сдерживают награду за риск.
Рост мировой экономики недостаточно синхронизирован
Рыночная структура однонаправлена и вызывает опасения.
Влияние COVID-19 на цепочки поставок растёт.
Любые попытки придерживаться бюджетной ответственности были оставлены.
Программы выкупа акций пошли на спад.
Данные по Китаю, еврозоне и развивающимся рынкам сигнализируют о замедлении.
Демократы удерживают большинство в Палате представителей и могут заблокировать бюджетное стимулирование.
Рынок может лишиться лидера (FAANG).
Что более важно, падение процентных ставок и годовой темп их изменения кричит о том, что в экономике что-то «сломалось».
Отметим:
Осознание того, что изменение происходит, и реагирование на него — вот что важно. Причина, по которой так много инвесторов оказываются в ловушке медвежьих рынков, заключается в том, что к тому времени, когда они осознают, что происходит, уже слишком поздно что-либо предпринимать.
Позвольте мне озвучить несколько советов легендарного Мартина Цвейга:
Терпение – одно из главных качеств инвестора.
Большие деньги зарабатываются только теми, кто следует за рынком. Важно синхронизироваться с рынком. Работать против тренда – самоубийство. Тренд с большей вероятностью будет продлен, нежели развернётся.
Успех заключается в умении извлекать прибыль и избегать потерь.
Монетарная политика оказывает сильное влияние на фондовый рынок. Финансовый климат (обычно определяемый направлением изменения ставок ФРС) является доминирующим фактором принятия инвестиционных решений.
Тренд – ваш друг.
Проблема большинства инвесторов заключается в отсутствии гибкости.
На вершине рынка инвесторы чрезмерно оптимистичны, поскольку они наблюдали рост цен в последний год или два. Распродажи в этот период обычно были короткими. Рынок быстро восстанавливал потери и обновлял максимумы. А затем на вершине происходит всплеск спекулятивных торгов, коэффициент P/E становится чрезмерно высоким, а ликвидность испаряется.
Я анализирую ситуацию и адаптируюсь. Рынок умнее меня, поэтому я склоняюсь перед ним.
Для меня «лента принтов» является главным арбитром при принятии решения. Важное правило: не работайте против рынка!
Идея заключается в покупке в тот момент, когда рынок более склонен к росту.
Самое главное (и наиболее применимое к текущему рынку):
«Не страшно оказаться неправым; страшно — упорствовать в своей неправоте», – Марти Цвейг
События этого года очень напоминают предыдущие циклы рынка. Вершину трудно определить, так как изменения происходят медленно. Ведущие СМИ, экономисты и Уолл-стрит игнорируют рост волатильности как компонент коррекции. Но когда рынок развернётся, будет казаться, что это произошло мгновенно.
Те же средства массовой информации, которые говорили вам «не беспокоиться», теперь скажут вам: «никто не мог ожидать, что это произойдет».
Рынок может многое вам рассказать. Важно уметь его слушать.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу