Бык в созвездии Covid. Эксперты о наступающем 2021 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Бык в созвездии Covid. Эксперты о наступающем 2021 году

4 января 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
О том, что уходящий 2020 год был тяжелым, не говорит только ленивый. От нового 2021-го ждут многого, но прогнозы у всех разные. Одни ждут улучшения отношений США и ЕС, другие закручивания гаек и реакции в России, использования людьми своих собственных ресурсов в освоении новых профессий, возвращения людей в театры. Finam.ru поговорил с экспертами в различных сферах, чтобы узнать их мнение о том, что нас ждет в 2021 году.

Завсектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин: "В европейских столицах настроены на совместную работу с Вашингтоном"

ЕС настраивается на постепенное экономическое восстановление в течение 2021 года, но с пониманием, что борьба с пандемией еще займет немало времени и отнимет много ресурсов. Во внешней политике ожидается интенсификация трансатлантического диалога: администрация Байдена Евросоюзу весьма симпатична, и в европейских столицах настроены на совместную работу с Вашингтоном.

Внутри ЕС больше всего внимания, помимо борьбы с пандемией, привлекут парламентские выборы в Германии в сентябре и связанная с ними политическая борьба. Впервые за полтора десятилетия в ведущей экономике Евросоюза должен смениться политический лидер: Меркель покидает свой пост, и за ее место уже развернулась борьба, в том числе в рядах ее собственной партии.

Для институтов ЕС ключевой темой остается так называемый "зеленый курс" - ориентация всей экономики ЕС на форсированное снижение выбросов парниковых газов и работу с другими странами, чтобы и они вносили свой вклад в этот процесс.

Эксперт клуба "Валдай", заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов: "Мировое население ждет возвращения к нормальной "доковидной" жизни"

Главное, чего мировое население ждет от своих правительств, это преодоление экономического кризиса и возвращение к нормальной "доковидной" жизни, хотя бы такой, какая она была в 2019 году. Уже очевидно, что новый экономический кризис стал самым глубоким со времен Великой Депрессии 1930-х годов, так как он ударил по населению во многих странах мира. Мы видим усиление безработицы и социального недовольства, закрытие и банкротство компаний и целого ряда отраслей. В этой связи, одним из главных приоритетов всех правительств будет реализация антикризисных программ. При этом они должны быть достаточно мощными, чтобы не только сгладить негативный эффект кризиса, но и обеспечить динамичное послекризисное восстановление. Возвращение к нормальной жизни и отказ от локдаунов и завершение пандемии возможны лишь в условиях массовой вакцинации, и именно это второй приоритет всех правительств.

Константин Калачев, глава Политической экспертной группы: "После выборов будет реакционная политика"

В России нас ждет апофеоз охранительства, продолжение закручивания гаек, разговоры о попытках иностранного вмешательства в наши выборы, призывы к консолидации, продолжение борьбы "за суверенитет" и раздача пряников народу к выборам. Боюсь, что деление на "мы" и "они", растущее непонимание между властью и населением будет иметь продолжение. Но пока дальше выпуска пара в кухонных разговорах и ругани в соцсетях дело не пошло. Впрочем, власть может сама создать - и обязательно создаст - триггер протеста. На выходе из пандемии не избежать неприятного для власти подведения населением итогов: что потеряли, что недополучили. Поэтому риски протестного голосования возрастут. Наступление реакции по всем фронтам притормозят к выборам. А после выборов вновь будет реакционная политика.

Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ": "Увлекаясь потреблением, человечество рискует оказаться в трудный момент без ресурсов"

Человечество, привыкшее за 70 лет к жизни без катаклизмов глобального масштаба, давно разучилось экономить и откладывать средства на "черный день". Все ведущие экономики давно перешли в стадию безудержного потребления. А когда бабахнуло, оказалось, что среднее время, которое может протянуть среднее российское (американское, немецкое, французское) домохозяйство, полностью потеряв источники дохода, составляет всего порядка двух месяцев. Ну, "плюс-минус". И, конечно, с поправкой, что россиянин при этом перейдет с колбасы на макароны, а немец будет вынужден пересесть с BMW на Opel. Урок, преподнесенный пандемией (до конца ли? быть может, многое еще впереди), в том, что, увлекаясь потреблением в ущерб остальному, человечество рискует оказаться в трудный момент без ресурсов, необходимых для выживания. И не только на уровне домохозяйств, но и на глобальном уровне.

Если говорить о российской экономике, то она критически зависит от внешних нестационарных факторов. Повезет - нефть взлетит в цене, санкции отменят, инвестиции к нам вдруг хлынут - тогда реально восстановление. Не повезет - можем застрять в стагнации на долгие годы. Ибо структурно наша экономика неспособна расти своими силами более, чем на 1,5 - 2,2% в год. А этого недостаточно, чтобы за два года преодолеть провал года нынешнего.

Директор Центра конъюнктурного мониторинга НИУ ВШЭ Георгий Остапкович: "Не нужно гоняться за людьми, которые уйдут в неформальный сектор"

Сейчас бесполезно применять какие-то прогнозные модели. Но если сценарий будет консервативным, то экономика пойдёт в компенсационный рост: будет отбивать потери 2020 года, и не раньше весны 2022 года выйдет на базу ‘19-го. Но после каждого кризиса бывает бум, и дальше экономика должна перейти к устойчивому росту.

Главная задача правительства - не слишком мешать предпринимателям всякими административными воздействиями, оказывать помощь в субсидированном кредитовании и сохранении рабочих мест. Нужна помощь населению с низкими доходами, чтобы оно получило рабочие места и постаралось само выйти из кризиса.

Я также считаю, что не надо все оценивать категориями ВВП. В моем понимании, это не главный показатель сегодня. Главный показатель - это доходы, занятость, уровень бедности, концентрация доходов у населения, коэффициент Джини. Люди должны стать главным бенефициаром роста. Главное - не потерять людей, они сами создадут экономику своими налогами и производительностью. Не нужно гоняться за людьми, которые уйдут в неформальный сектор, они будут этими серыми деньгами кормить себя и свои семьи. Государство не может создать столько рабочих мест.

Андрей Калашников, клинический психолог, руководитель сервиса психологической поддержки работников Psytel.ru: "Психологическая стабильность будет зависеть от личной активности людей"

Психологическое состояние людей я оцениваю как тревожное. Связано это, во-первых, с усугублением ситуации в мире с коронавирусом. Мы получаем известия об обнаружении новых штаммов, вводятся новые ограничительные меры, люди могут сидеть дома, могут закрыться границы. В нашей стране к этому примешивается возможность экономических санкций. Мне приходится работать с сотрудниками компаний, которые в последнее время чаще стали испытывать эмоциональное выгорание.

Основная причина тревоги связана с экономическими факторами. Уже понятно, что государство будет меньше заботиться о людях, и им надо будет пытаться решать финансовые проблемы самостоятельно, искать новые возможности применения профессиональных знаний. Возможно, это будет освоение новых профессий, нового формата удаленной работы.

Для бизнеса актуальным станет переход на технологии удалённого взаимодействия с сотрудниками, так как ситуация с коронавирусом будет продолжаться, и работать и руководить сотрудниками придется дистанционно. В этом есть плюс: то, что раньше говорилось словами, теперь будет регламентировано, и это, возможно, повысит производительность труда.

Но психологическая стабильность будет зависеть от личной активности людей. Как это ни печально, но сатирический лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" становится весьма актуальным.

Cергей Данилевич, актер Театра Российской Армии: "Нынешний курс, скорее всего, повысит цены на билеты и снизит грошовые зарплаты артистов"

Культура стала одной из главных жертв пандемии коронавируса. Особенно сильно пострадали театры, которые в настоящее время могут работать с ограничениями: в зале должно быть не больше 25% зрителей. Как долго продлятся ограничения и когда публика вновь в полном составе вернется в театры, сказать тяжело. Но ситуация дает повод задуматься. Платить миллионы надо не "условному Кокорину", а ученому, который открывает новую вакцину. Как только это дойдет до властей предержащих, очень многое в мире поменяется и поддерживать начнут "Гамлетов", а не "Камеди клабы". Да, в залах народу станет меньше: ведь "Макбет" - это не про поржать, а про "пузыри земли". Но это заставит потянувшуюся в театры публику возвышаться, а не принижаться.

Другой вопрос, надо ли это правительствам. Ведь оказывать услуги менее хлопотно и более выгодно, чем лечить, учить, образовывать. И выгодно закрыть глаза, как это происходит у нас больше полувека. Хрущев решил, и это было глупостью, что в науке надо ориентироваться на Америку - и все. С тех пор СССР не родил по большому счету ни одного ученого масштаба Капицы, Ландау и тому подобных. Ни одного масштабного актера – Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева - не родила новая Россия. При всем уважении к работоспособности Безрукова, он даже близко не приближается к актерам третьего советского дивизиона, как Ефим Копелян или Павел Луспекаев. Перемен можно ждать, лишь только при перемене государственного курса. Нынешний курс, скорее всего, повысит цены на билеты и снизит грошовые зарплаты артистов.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter