Одним из индикаторов, помогающих измерить роль компании на рынке, является индекс Лернера. Он используется для определения степени влияния отдельного предприятия на ту отрасль, где оно ведёт деятельность.
Принципы расчёта индекса Лернера
В 1934 году британский экономист российского происхождения Абба Лернер ввёл в теорию индекс, позже названный его именем. Он предложил измерять степень монопольной власти компании, соотнося превышение цены её товаров над предельными издержками (стоимость производства ещё одной единицы товара).
Формула коэффициента Лернера выглядит следующим образом:
L = P — MC / P, где
P — цена единицы товара, а MC — предельные издержки.
Его границы варьируются от 0 до 1. Высокий показатель индекса Лернера свидетельствует о значительной монопольной власти компании, то есть о её способности диктовать условия рынку и перекладывать свои издержки на покупателя.
На величину индекса Лернера действуют следующие факторы:
эластичность спроса на товары, производимые компанией — чем меньше колебания спроса под влиянием цен, тем меньше эластичность и тем больше значение L;
взаимодействие с конкурентами — чем их больше и чем значительнее их размеры, тем меньше возможности компании максимизировать прибыль и тем незначительнее L;
степень регулирования — чем активнее государство проводит антимонопольную политику, тем меньше величина L.
В крайних случаях, при L=1 — компания является монополией, а при L=0 — она действует в условиях совершенной конкуренции, не обладая рыночной властью. Но такие случаи почти не встречаются в экономической практике, представляя теоретический интерес.
Как инвестору использовать индекс Лернера
Основной практической проблемой измерения индекса Лернера является невозможность точно оценить предельные издержки, причём не только со стороны внешнего наблюдателя, но и с позиции самого производителя. Поэтому на практике показатель MC заменяют в формуле на АС (средние издержки). Для этого используют два допущения:
компания действует в долгосрочном периоде;
у компании присутствует постоянная отдача от масштаба, то есть объёмы производства сильно не изменяются во времени.
Тогда формула меняется на: L = P — AC / P.
Далее обе части умножают на объём производства: L = (P — AC) * Q / P * Q.
В результате получается прибыль компании, делённая на её выручку Pr / R.
В таком виде индекс Лернера равен доли прибыли в выручке. Чем она больше, тем выше степень монополизации. Применительно к рынку ценных бумаг это означает способность компании перекладывать свои затраты на покупателей, и, следовательно, большую устойчивость её ценных бумаг к рыночным колебаниям.
Итак, индекс Лернера определяет степень рыночной власти компании: чем он ближе к единице, тем больше у компании монопольной власти. Из-за трудности измерения предельных издержек на практике этот показатель вычисляют путём деления прибыли на выручку.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Принципы расчёта индекса Лернера
В 1934 году британский экономист российского происхождения Абба Лернер ввёл в теорию индекс, позже названный его именем. Он предложил измерять степень монопольной власти компании, соотнося превышение цены её товаров над предельными издержками (стоимость производства ещё одной единицы товара).
Формула коэффициента Лернера выглядит следующим образом:
L = P — MC / P, где
P — цена единицы товара, а MC — предельные издержки.
Его границы варьируются от 0 до 1. Высокий показатель индекса Лернера свидетельствует о значительной монопольной власти компании, то есть о её способности диктовать условия рынку и перекладывать свои издержки на покупателя.
На величину индекса Лернера действуют следующие факторы:
эластичность спроса на товары, производимые компанией — чем меньше колебания спроса под влиянием цен, тем меньше эластичность и тем больше значение L;
взаимодействие с конкурентами — чем их больше и чем значительнее их размеры, тем меньше возможности компании максимизировать прибыль и тем незначительнее L;
степень регулирования — чем активнее государство проводит антимонопольную политику, тем меньше величина L.
В крайних случаях, при L=1 — компания является монополией, а при L=0 — она действует в условиях совершенной конкуренции, не обладая рыночной властью. Но такие случаи почти не встречаются в экономической практике, представляя теоретический интерес.
Как инвестору использовать индекс Лернера
Основной практической проблемой измерения индекса Лернера является невозможность точно оценить предельные издержки, причём не только со стороны внешнего наблюдателя, но и с позиции самого производителя. Поэтому на практике показатель MC заменяют в формуле на АС (средние издержки). Для этого используют два допущения:
компания действует в долгосрочном периоде;
у компании присутствует постоянная отдача от масштаба, то есть объёмы производства сильно не изменяются во времени.
Тогда формула меняется на: L = P — AC / P.
Далее обе части умножают на объём производства: L = (P — AC) * Q / P * Q.
В результате получается прибыль компании, делённая на её выручку Pr / R.
В таком виде индекс Лернера равен доли прибыли в выручке. Чем она больше, тем выше степень монополизации. Применительно к рынку ценных бумаг это означает способность компании перекладывать свои затраты на покупателей, и, следовательно, большую устойчивость её ценных бумаг к рыночным колебаниям.
Итак, индекс Лернера определяет степень рыночной власти компании: чем он ближе к единице, тем больше у компании монопольной власти. Из-за трудности измерения предельных издержек на практике этот показатель вычисляют путём деления прибыли на выручку.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу