"Закон об инсайде - это в определенном смысле дубина, но этой дубиной нужно пользоваться аккуратно, осторожно и очень ответственно"
Вопрос: В рамках форума "Россия" состоялась очень полезная дискуссия на тему "Россия и глобализация финансовых рынков". Там присутствовали руководители LSE, Deutsche Boerse, ММВБ, РТС. Владимир Дмитриевич, о чем шла речь?
Ответ: Основная речь шла о том, как видят себя крупнейшие торговые площадки в новое время, то есть ситуация, которая развивается сегодня на финансовом рынке в том процессе глобализации не только общей экономики, но финансовой системы. Я с удовлетворением отметил то, что вопросы, которые беспокоят наших коллег на других торговых площадках в Лондоне и в Нью-Йорке, и во Франкфурте – они очень созвучны тем вопросам, которые беспокоят нас.
Вопрос: Что это за вопросы?
Ответ: Прежде всего, как быть конкурентоспособными в условиях глобализации. Сегодня Россия дает миру уникальный продукт, этот продукт устойчивое развитие российских компаний, их ценные бумаги, которые привлекательны, которые пользуются большим спросом не только внутри страны, но и главным образом среди иностранных инвесторов. Хотя есть, конечно, определенное влияние мировых кризисов, которые влияют на котировки наших бумаг, но по фундаментальным признакам, объективным причинам, это, конечно, уникальный продукт на сегодняшний день.
Вопрос: Но речь идет только о нескольких бумагах, их немного.
Ответ: Почему? Речь идет обо всей экономике, потому что в перспективе все прекрасно понимают, что число компаний, которые будут выходить на финансовые рынки, размещать свои ценные бумаги, будет расти и уже растет. Сегодня объемы эмиссии ценных бумаг России практически уже приближаются к объему ВВП страны. Конечно, мы пока недостаточно охватили всю экономику вовлеченностью в финансовый рынок, но, тем не менее, этот процесс объективно происходит. В этой части мы как часть глобального финансового рынка представляем большой интерес со стороны международных торговых площадок для того, чтобы этот продукт должен был быть получен ими.
Вопрос: И, тем не менее, Вы упомянули, выступая на форуме, что подавляющее большинство российских компаний, прежде всего, это средний бизнес, понятия не имеет о фондовом рынке, не использует фондовый рынок как средство привлечения денег в компании. И говорили, что так было до недавнего времени. Что изменилось?
Ответ: Я бы сказал, не изменилось, а меняется. Потому что действительно на сегодняшний день очень большой пласт предприятий российских не имеют опыта работы на финансовом рынке в плане привлечения средств. Пользуются более стандартными способами – кредитными договорами с банками – но выход на финансовый рынок рассматривается ими как некое такое факультативное увлечение. Но количество компаний выходящих на IPO растет, пока это крупные компании, пока это компании, численность работающих на которых составляет пять, шесть, семь, десять тысяч.
Вопрос: Далеко за тысячу...
Ответ: Далеко за тысячу, да. Но постепенно интересы расширяются. Я еще раз повторяюсь, масштабы уже имеющиеся на сегодняшний день – это ВВП страны. И сказать, что с объемами эмиссии не сталкиваются средние компании уже было бы неправильно. Пока это технические эмиссии, где-то пока ценные бумаги размещаются только среди существующих акционеров, но это процессы, и я думаю, что мы в этом процессе будем двигаться дальше.
Вопрос: Позиция ФСФР, чтобы российские компании размещались здесь или это неважно?
Ответ: Позиция однозначная, чтобы российские компании преимущественно размещались в российской федерации. 100% размещения здесь, конечно, добиться будет трудно.
Вопрос: А на какой процент Вы рассчитываете?
Ответ: Я думаю, что сейчас соотношение оборота России и заграницей, примерно, 60 на 40%, 60% в России, 40% заграницей. Я думаю, что 80%, это вполне достижимая планка.
Вопрос: Как Вы оцениваете инициативу Deutsche Boerse, которая предлагает создать международную площадку для торговли бумагами российских компаний?
Ответ: Я отношусь к этой инициативе двояко. Во-первых, она меня очень радует, потому что это прямое и явное свидетельство того, что российский финансовый рынок стал привлекательным, чтобы такие проекты вообще формулировать. Если бы мы не были привлекательными, если бы у нас ничего не было бы, то никто таких бы проектов не строил. Поэтому это очень позитивный знак того, что мы действительно растем, и то, что мы начинаем рассматриваться глобальными биржевыми группами в контексте глобальной конкуренции между ними, скажем, Deutsche Boerse и Лондонской биржей, это очень важный момент. Это качественный момент роста и оценки российского финансового рынка. С другой стороны, все-таки это тема, которая требует глубокого и очень всестороннего анализа государства, потому что это вопрос государственной политики – каким быть российскому финансовому рынку, потому что российский финансовый рынок должен, прежде всего, отвечать потребностям роста российской экономики. И как выстроить этот финансовый рынок – вместе с иностранным участием, без иностранного участия, консолидированной инфраструктурой – это вопрос не отдельных бирж, российских или зарубежных, это вопрос государственной политики. Мы надеемся как Федеральная служба по финансовым рынкам, по крайней мере, предложить альтернативные пути того, как этой цели добиться, как сделать так, чтобы российский финансовый рынок был самостоятельным, претендовал на роль самостоятельного конкурентоспособного мирового финансового центра и дальше укрепить свою позицию в этой конкурентной борьбе.
Вопрос: Стратегия развития финансового рынка России на 2008 год, в каком состоянии находится сейчас ее подготовка?
Ответ: Сейчас ведется работа над формулированием новых положений, я бы так сказал, новой редакции стратегии, которая, конечно, должна выходить за рамки 2008 года. Мы рассчитываем на то, что в ней будут два этапа: первый – среднесрочный этап четырехлетний до 2012 года и дальше некоторые концептуальные предложения, связанные с движением…
Вопрос: Какие это новые концептуальные движения будут?
Ответ: Прежде всего главный концептуальный момент будет, который будет стержневым в этой новой стратегии, это, конечно, создание единой консолидированной биржевой расчетной клиринговой инфраструктуры. Это главное, это стержень.
Вопрос: Когда эта стратегия будет принята?
Ответ: Мы рассчитываем, что в середине весны, тем более, что есть планы, возможность рассмотрения данного вопроса на заседаниях правительства российской федерации. Мы рассчитываем, что к концу марта проект такой программы будет подготовлен.
Вопрос: Еще одно больное место, это закон об инсайде. В каком состоянии он находится?
Ответ: Ну, я бы не сказал, что это больное место, потому что это очень важный вопрос, он важный закон, он сложный, он требует высочайшей ответственности тех, кто его пишет, и уж тем более тех, кто потом его будет исполнять, поэтому вполне объективно вокруг него существует много споров и дискуссий. Сегодня по тексту этого закона есть целый ряд замечаний, и это не страшно, он сейчас дорабатывается, я надеюсь, что в первом квартале этого года мы выйдем на некоторую редакцию, которая будет более или менее удовлетворять сложным отношениям к этому закону различных групп, участвующих в этом процессе. Но главное, я хочу сказать, в другом. По мере работы над этим законом важно осознание всеми участниками рынка и регуляторами, которые над этим законом работают, потому что это в определенном смысле дубина, но этой дубиной нужно пользоваться аккуратно, осторожно и очень ответственно.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу