Buyback "большой нефти" - почему РФ не на гребне глобального тренда? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Buyback "большой нефти" - почему РФ не на гребне глобального тренда?

21 февраля 2022 ИХ "Финам" | Нефть Бабанова Мария
Крупнейшие западные игроки на нефтегазовом рынке планируют масштабный buyback на $41 млрд вкупе с выплатой дивидендов объемом в $50 млрд, пишет The Financial Times.

Намечающиеся выкупы вдвое больше аналогичных, которые состоялись в 2014 году ($21 млрд), когда цена барреля нефти Brent торговалась выше отметки в $100. Также это максимальный объем выкупа с 2008 года - тогда организации скупили свои акции за $46 млрд.

Почему именно сейчас компании пошли на такой шаг? И как тем временем обстоят дела с buyback в России? В этом вместе с экспертами попытался разобраться Finam.ru.

"Большая нефть"

Фундаментально компании имеют всего 4 способа для роста своих прибылей. Они могут инвестировать больше капитала в свой бизнес, погашать долги, повышать объем дивидендов или организовывать buyback. Крупные западные энергетические компании - BP, Shell, ExxonMobil, Chevron, TotalEnergies, Eni и Equinor - выбрали последний вариант. Они намерены в этом году выкупить акции почти на рекордную сумму. Рост цен на нефть и газ сейчас позволяет компаниям получать невероятную прибыль и повышать доходность своих акций для инвесторов.

По подсчетам аналитиков банка RBC Capital Markets, на который ссылается FT, перечисленные компании смогут выручить $41 млрд. Чуть меньшую сумму обратного выкупа называет инвестиционная компания Bernstein Research - $38 млрд.

Больше всех на обратный выкуп акций в 2022 году собирается потратить Shell - $12 млрд. На 2 месте BP - около $6,5 млрд. Остальные компании выделят на это от $2 млрд до $6 млрд.

Цены на газ действительно устанавливают рекорды с прошлого года из-за энергетического кризиса в Европе. А стоимость нефтяных котировок достигала семилетних максимумов - выше $90 за баррель. Это также на 26% выше, чем средняя цена нефти в 2021 году, и почти на 40% выше, чем за докризисный 2019 год, на 24% выше, чем за прошедшие 10 лет. Рост цен на нефть отчасти отражен и в котировках акций: отраслевой фондовый индекс S&P 500 Integrated Oil&Gas с начала года вырос на 21%. Все это обеспечило огромные прибыли для групп компаний, в которые входит, в том числе TotalEnergies, Eni и Equinor.

"Озвученные компаниями планы подчеркивают их силу. Сейчас они пожинают плоды возрождения спроса на энергетические ресурсы по мере снятия карантинных мер", - комментирует западная пресса решение нефтяников.

С такой точкой зрения согласен и Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований ИК "УНИВЕР Капитал". "Сейчас для нефтегазовых компаний благоприятный момент - цены высокие, а долгосрочные перспективы развития добычи углеводородов неопределенны из-за ESG-тренда. Капзатраты, несомненно, нужны из-за недофинансирования в период карантина, но они могут быть довольно ограничены в объеме и направлены на устранение локального дефицита на рынке (притом, что на конец года прогнозируется профицит нефти на физическом рынке). В такой ситуации обратный выкуп является логичным для компаний шагом, альтернативой дивидендным выплатам, а на падающем рынке - поддержкой для котировок", - говорит собеседник Finam.ru.

Нефтегазовый сектор по всему миру стал одним из лидеров роста с начала года: с середины декабря многие акции прибавили более 30%, добавляет Сергей Кауфман, аналитик ФГ "ФИНАМ".

Вместе с тем сектор в целом остается низко оцененным по мультипликаторам в сравнении с широким рынком, считает Антон Старцев, главный аналитик по зарубежным рынкам акций УК "Ингосстрах-Инвестиции".

"Так, текущее значение мультипликатора EV/EBITDA по индексу S&P 500 Integrated Oil&Gas составляет 9.8 в сравнении с 15.0 по S&P 500, P/E - 15.7 против 22.5 по S&P 500, сравнение по дивидендной доходности дает сопоставимый результат: 4.1% по отраслевому индексу против 1.4% по индексу S&P 500. Менеджмент нефтегазовых гигантов, судя по объявленным программам выкупа акций, считает такие дисконты неоправданными. Возможно, инвесторы не готовы оценить нефтегазовый сектор наравне с рынком из-за перспектив ухода от ископаемых источников энергии в рамках глобального движения к нулевым выбросам парниковых газов (net zero)", - рассказал Старцев.

Однако он не исключает, что период сокращения инвестиций в добычу углеводородов будет сопровождаться существенным подъемом цен из-за недостаточно высоких темпов замещения установленной мощности в электроэнергетике чистыми источниками, а сопутствующий рост денежных потоков нынешних нефтегазовых игроков будет направлен на их трансформацию в новых лидеров энергетики будущего. "В рамки этого сценария, например, укладывается переименование французской Total в TotalEnergies и обновление стратегии ExxonMobil (в списке целей компания теперь указывает "построение бизнеса низкоуглеродных решений" и "лидерство на пути к будущему низких выбросов")", - говорит Старцев.

В то же время Кауфман считает, что повышение объема обратного выкупа акций со стороны крупнейших нефтегазовых мейджоров не стало сюрпризом для рынка. "Большинство крупных нефтяников после пандемии снизили инвестиции в разведку и добычу, что позволило им генерировать более высокий свободный денежный поток, а также сконцентрироваться на снижении долга и выплатах акционерам. Рекордные с 2014 года цены на нефть неизбежно увеличили возможности компаний в этом направлении. При этом рынок отыграл ожидаемое повышение объемов buyback заранее", - сказал Кауфман.

Что касается инвестиций в нефтегазовый сектор, то Старцев считает, что сегодня этот вопрос лежит в плоскости "веры отдельно взятого инвестора" не только в долгосрочные перспективы отрасли, но и в устойчивость рынка акций в целом к возможным негативным изменениям глобальной ликвидности на фоне действий мировых центробанков по борьбе с инфляцией.

Сейчас определенный интерес, на взгляд эксперта ФГ "ФИНАМ", все еще представляют акции BP. "Британский нефтяник сочетает в себе высокие выплаты акционерам (более 10% суммарной доходности дивидендов и buyback), а также амбициозную программу развития в сфере ВИЭ, что сохраняет привлекательность ее акций для инвестиций даже после роста в последние месяцы. Мы рекомендуем "Покупать" ADS BP с целевой ценой $38,9, что соответствует апсайду 22,4%", - уточнил Кауфман.

Еще интересными для покупки выглядят акции Shell. "Мы рекомендуем покупать акции (ADS) Shell с целевой ценой $59,1/ADS", - заявил Finam.ru Алексей Кокин, главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору. Он также отметил, что привлекательность бумаг Shell повысилась после того, как компания объявила о возврате акционерам средства от продажи активов в Пермском бассейне США в 4 квартале 2021 года.

Также не стоит обходить стороной акции Exxon Mobil. При этом инвесторский сервис Seeking Alpha обращает внимание на то, что бумаги за год прибавили в цене 25%, а значит, имеет смысл дождаться "отката" стоимости.

"Украинский сценарий"

В настоящее время резонным остается вопрос, как долго продлится цикл роста цен нефтяных котировок. Дело в том, что некоторые банки, включая Goldman Sachs, ожидают, что позже в этом году "бочка" Brent будет торговаться выше $100. Кроме того, цены не сырье могут пойти резко вверх в случае еще большей эскалации российско-украинского конфликта.

И как часто бывает, в любой ситуации есть как победители, так и проигравшие. И если западные нефтяники могут еще больше выиграть от геополитической напряженности, то российские компании - наоборот, проиграть.

Разрастающийся конфликт вокруг Донбасса уже привел к тому, что в январе этого года сразу несколько компаний на российском фондовом рынке ("Сбер", Fix Price, "Самолет") объявили об обратном выкупе акций. Но в отличие от западных игроков, они пошли на этот шаг не от "хорошей жизни", а из-за обвального снижения основных индексов российского рынка в попытке остановить падение их котировок.

Так, девелопер "Самолет" планирует в 2022 году выкупить свои акции на 3 млрд рублей для мотивации менеджмента. Это примерно 1% от текущей капитализации компании.

Ретейлер Fix Price, в свою очередь, анонсировал обратный выкуп на общую сумму до 4 млрд рублей (1,2% капитализации). А "Сбер" объявил, что проведет buyback на сумму до 50 млрд рублей. Выкуп акций будет постепенным и продлится до 2025 года. Это тоже около 1% от текущей капитализации компании. Акции раздадут сотрудникам для мотивации.

Такие действия компании, конечно, были призваны дать их акционерам сигнал о том, что они уверены в своем бизнесе. Однако, как показала реакция рынка, эффект был краткосрочным - бумаги через какое-то время снова стали падать в цене.

"В России компании тоже проводят программы выкупа, и они помогают поддерживать цены, но многое зависит от изначальной динамики акций и объема программ выкупа. Если программа составляет 1-2% от числа акций в обращении и растянута на несколько лет, то, конечно, она не будет способна сломать падающий тренд или противостоять общим негативным настроениям, но сгладить негатив сможет", - прокомментировал решение российских компаний Дмитрий Александров.

Buyback в России и на Западе

История проведения buyback в России и на Западе в целом сильно различается. Дело в том, что в РФ такая практика вообще не сильно распространена.

"Случаи обратного выкупа акций в России несистемны и незначительны в объемах. В США buyback являются распространенной практикой, и многие компании через них возвращают капитал инвесторам даже больше, чем через дивиденды. Но российские эмитенты еще не эволюционировали до этой стадии. Иногда некоторые российские компании анонсируют программы выкупа с целью собрать акции для опционной программы для менеджмента, либо считают акции недооцененными и перепроданными, и у них в казначействе есть свободные средства для выкупа. Но, как правило, эти объемы небольшие и могут обеспечить лишь небольшой рост акций на новости", - комментирует Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ "ФИНАМ".

Также еще одной причиной нераспространенности buyback в РФ может быть непроработанность законодательной базы. По мнению экспертов, в будущем ситуация может измениться - сейчас Банк России изучает эту тему, и скоро данный инструмент может стать более массовым.

Напомним, что в конце прошлого года им воспользовались еще 3 российские компании. Это "НОВАТЭК", который одобрил новую программу выкупа акций на $1 млрд (1,7% капитализации). Также "ЛУКОЙЛ" увеличил темпы подобной программы, действующей с 2019 года. И еще HeadHunter запустил программу обратного выкупа акций. Сервис по поиску работы запланировал раздать половине своих сотрудников 6% акций на сумму $150 млн в течение 4 лет.

Также история российского рынка помнит и другие крупные buyback, в частности, "Роснефти". Она первой из госкомпаний РФ решилась на это. Об обратном выкупе было объявлено в 2018 году. Максимальный объем программы составлял $2 млрд. Она завершилась 31 декабря 2021 году.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter