Дефицит класса люкс. Богатые россияне лишаются доступа к роскоши » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дефицит класса люкс. Богатые россияне лишаются доступа к роскоши

8 августа 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В 2022 году почти забытое с советских времен понятие "дефицит" снова появилось в медиапространстве и уже не выглядит приметой давно ушедшей эпохи. В СССР зарубежные вещи часто доставали из-под полы. Их стремились заполучить нелегальными путями, поскольку они символизировали статус владельца. В современном мире "статусными" стали разнообразные предметы роскоши: от дорогих ювелирных украшений и брендовой одежды до автомобилей класса люкс. И спрос на них продолжает расти по мере увеличения числа богатых людей в мире. После начала спецоперации на Украине многие западные люксовые бренды заявили об уходе из России, а США и ЕС ввели ограничения на экспорт предметов роскоши в страну.

Finam.ru рассказывает, ждет ли Россию дефицит люксовых товаров, а также что происходит со спросом на премиальные товары в мире.

Россияне лишились большей части люксовых брендов и стали меньше тратить на украшения

США и Европа были основными поставщиками предметов роскоши на российский рынок, поэтому уход западных люксовых компаний спровоцировал снижение ассортимента в магазинах. Среди ушедших холдингов: производитель престижной косметики Estee Lauder (бренды MAC, Clinique, Jo Malone, Tom Ford Beauty и прочие), французский концерн LVMH (более 70 брендов, в частности Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Moët & Chandon, Hennessy, Chaumet и прочие), британская компания Burberry, производитель известных дорогих сумок Hermès, а также Gucci, Balenciaga и многие другие. Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на источник в отрасли, на прекратившие поставки в Россию модные дома приходилось до 80% ассортимента в люксовом сегменте.

В целом россияне стали больше экономить на предметах роскоши. Так, за 6 месяцев 2022-го оборот российского ювелирного рынка снизился на 1,3% по сравнению с прошлым годом и составил 140 млрд рублей. Об этом сообщила "Лента.ру" со ссылкой на исследование аналитического центра SOKOLOV. При этом из-за роста биржевых цен на золото и волатильности курса рубля весной ювелирные изделия в России подорожали на 28% за полгода.

Что ждет глобальный рынок премиальных товаров?

В мире растут спрос и цены на предметы роскоши. По данным компании EDITED, цены на премиум товары достигли четырехлетнего максимума в 2022 году и, в среднем, выросли на 25% с 2019 года. Как прогнозируют эксперты, в течение десяти лет спрос на них будет увеличиваться благодаря расширению среднего класса и росту числа состоятельных людей. Из-за того, что люксовые бренды нацелены на продажу эксклюзивных дорогих вещей богачам, они могут позволить себе поднимать цены даже в кризис. Так, в начале 2022-го компания Rolex на 10% повысила стоимость часов из нержавеющей стали. В целом, люксовые бренды часто являются более устойчивыми. Даже во время пандемии большинство производителей предметов роскоши оставались прибыльными. Как подсчитал портал Etoro, за последние десять лет средняя доходность индекса S&P Global Luxury Index составляла 12,2% в год, что выше, чем у мирового индекса MSCI с доходностью 10,9%.

Как отмечают эксперты, у мирового люксового рынка большой потенциал роста. Согласно прогнозам, к 2030 году глобальный средний класс достигнет 5,5 млрд человек, в то время как в 2021 году он насчитывал 3,75 млрд человек, поэтому клиентская база предметов роскоши значительно расширится. Большая часть прироста, вероятно, будет приходиться на Азию, где к 2030 году более 1 млрд человек присоединятся к среднему классу.

Однако и на люксовом рынке есть проблемы. С ростом криптовалют появилось много новых богачей, которые активно скупали редкие и дорогие часы Rolex, Audemars Piguet и Patek и других премиальных брендов. Из-за обвала биткоина криптобогачи лишились значительной части состояний. Как пишет Bloomberg, это привело к появлению на рынке подержанных редких часов. Так, объем вторичных продаж элитных часов вырос на 50% за полгода 2022-го, что поспособствовало снижению их стоимости на рынке.

Грозит ли России люксовый дефицит?

Санкции привели к тому, что премиальные товары стали одними из самых недоступных для ввоза в Россию, а отечественный рынок предметов роскоши начал сужаться и, по прогнозам экспертов, купить люксовые вещи в стране будет все сложнее, если не найти альтернативных путей для поставок. Напомним, что США запретили экспорт предметов роскоши американского производства в Россию. Под запрет попали: премиальные часы, автомобили, одежда, алкоголь, ювелирные изделия и другие люксовые товары. Как пишет Forbes, общая стоимость такого экспорта из США составляла почти $550 млн в год. ЕС запретила экспорт премиальных товаров, стоимость которых превышает €300 за одну единицу.

Эксперты скептически оценивают перспективы параллельного импорта для товаров категории люкс, полагая, что производители будут тщательно следить за всеми поставками и станут препятствовать даже неофициальному ввозу своих товаров в Россию. Кроме того, продавцы предметов роскоши не хотят портить взаимоотношения с западными поставщиками и не теряют надежды договориться об официальных поставках. Как пишут "Ведомости", альтернативным вариантом в данном случае могут быть лимитированные коллекции брендов для России, в которых стоимость вещей не будет превышать санкционные €300. Кроме того, некоторые итальянские люксовые компании могут работать в России без ущерба для бизнеса, поскольку им не потребуется проводить делистинг. Например, Coccinelle, Fabiana Filipe и Canali.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter