День шоппинга. На стиле и в стрессе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


День шоппинга. На стиле и в стрессе

14 ноября 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
11 ноября отмечается Всемирный день шоппинга, когда компании традиционно устраивают день распродаж в магазинах, а покупатели стремятcя купить больше нужных и ненужных вещей. Однако несмотря на то, что в магазины люди ходить не перестали, текущая ситуация оказывает серьезное влияние на настроение покупателей, которые становятся более притязательными: снижают бюджеты своих покупок, а часть из них начинает отдавать предпочтение походам за покупками приобретению вещей онлайн. При этом шоппинг в кризисные времена для многих, по-прежнему, - попытка снять стресс.

«Праздник» придуман маркетологами интернет-площадки Alibaba Group, которая впервые в этот день в 2009 году организовала Всемирный день шоппинга с большим скидками. Маркетологам понравилась дата из-за красивого сочетания цифр 11.11. Однако времена, когда шоппинг «бессмысленный и беспощадный» часто становился средством досуга, уходят в прошлое.

По данным недавнего аналитического обзора, подготовленного консалтинговой компанией McKinsey, высокая инфляция, последствия COVID-19 и кризис на Украине серьезно подорвали доверие потребителей. Опрос cреди 1000 респондентов в Испании, Италии, Германии и Франции выявил интересные тенденции. Несмотря на то, что шоппинг онлайн по-прежнему превалирует, граждане стали все больше ходить в магазины по старинке, а также готовить еду дома, вместо того чтобы заказывать ее в ресторанах, как раньше. «Все больше людей тратят свои сбережения на рутинные покупки. А в этом году даже приближающегося праздничного сезона недостаточно, чтобы уговорить покупателей раскошелиться», - говорится в исследовании.

Причина хорошо видна в росте потребительского пессимизма. Так, по данным опроса, который приводят эксперты McKinsey, 43% опрошенных выразили сомнение в том, что экономика вскоре восстановится. Для сравнения: в июне таковых было 36%, а в 2020 году, когда на планете еще вовсю свирепствовал COVID-19, такое мнение выражали 32% опрошенных. При этом ответы на вопросы разнятся в зависимости от страны: если во Франции уверенность потребителей снизилась на 10 пунктов, то в Германии она почти в два раза больше.

В трудные дни магазины выручал рождественский шоппинг, когда граждане становились, по выражению поэта Иосифа Бродского, «немного волхвами». Они делали большое количество покупок, приобретая подарки для близких, а часто и просто занимаясь ненужным шоппингом. Однако эти времена, похоже, проходят даже в США, где рождественский шоппинг всегда был частью культуры.

По данным Национальной федерации розничной торговли (NRF), которые приводит Associated Press, рост расходов на праздничные распродажи в этом году замедлится до 6-8% по сравнению со стремительным ростом на 13,5% год назад. «Это огромный сдвиг по сравнению с последними десятью годами, когда праздничные расходы в Соединенных Штатах росли в среднем на 4,9%, особенно во время онлайн-бума при пандемии», - отмечается в исследовании. Кроме этого, все больше покупателей обращают внимание на распродажи и скидки. В этом году таковых 58%, что на 10% больше, чем в прошлом году, отмечает NRF.

Аналогичная ситуация и в России: игроки рынка прогнозируют, что посещаемость торговых центров перед новогодними праздниками будет на 8-14% ниже, чем в 2021-м. Сезонные распродажи этот тренд не изменят, пишет «Коммерсант».

По данным опроса, проведенного в преддверии Всемирного дня шоппинга мобильным приложение «Город» и финансовым маркетплейсом «Сравни.ру», 37% россиян планирует потратить достаточно скромные средства на покупки - от 1000 до 5000 рублей. Лишь 19% граждан собираются потратить на товары больше 5000 рублей.

За Bershka к Лукашенко

Кроме того, изменилась и структура шоппинга, отмечается в исследовании. Многие иностранные компании покинули Россию, и поэтому часть россиян переключается на покупку отечественных товаров или товаров из «дружественных» стран, другая часть более активно осваивает различного рода маркетплейсы. Так, по данным опроса маркетинговой компании «Анкетолог», среди 1900 россиян старше 18 лет 92% участников опроса хоть раз в последние три месяца делали покупки на маркетплейсах. Большинство из опрошенных приобретало товары на площадке OZON (65%). В тройку лидеров также входят Wildberries и AliExpress.

В шоппинге времен санкционных ограничений появился и новый тренд - путешествие в соседнюю Белоруссию, где санкционные ограничения мягче и по-прежнему доступны многие иностранные бренды. «Мама, поедем в Минск, там есть Zara и Bershka», - так рассказывает одна из опрошенных Finam.ru покупательниц, 10-летняя дочь которой уговорила ее поехать в двухдневную поездку в Белоруссию. По данным Ассоциации туроператоров России, которые приводит «Коммерсант», интерес к поездкам в республику в разных агентствах вырос на 10-60%, в этой связи туркомпании проводят туры выходного дня: в первый день россияне посещают достопримечательности Минска, во второй - совершают покупки.

У многих всегда «черная пятница»

Многие россияне признаются, что ждут распродаж, однако большинство граждан, несмотря на маркетинговые уловки, не видят разницы между разного рода распродажами. Так, по данным исследования «Яндекс.Маркет», 64% респондентов не различают такие распродажи как «11.11» и «Черную пятницу», которая проходит в конце ноября.

Впрочем, многим гражданам сегодня не до активного шоппинга, а выражение «черная пятница» воспринимается ими буквально. Согласно опросу, сделанному в июне изданием «Комсомольская правда», каждый пятый признался, что зарплаты не хватает даже на еду, а 59% опрошенных призналось, что могут покупать лишь самое необходимое.

При этом те граждане, кто может позволить себе приобретать одежду, не всегда делают это осознанно, покупая вещи, которые висят в гардеробе и не «пользуются спросом» у приобретателя. Исследование, сделанное сервисом «Юла», показало, что 45% респондентов носит лишь треть гардероба. Такие «нерациональные покупки» больше характерны для женщин, чем для мужчин, отмечает исследование.

Возможно на характер подобных покупок влияет доступность и относительная дешевизна одежды. Cовременные покупательницы вряд ли поймут известную шутку сатирика Михаила Задорнова про женщин, «надевающих дырявые колготки под брюки на субботник».

Психологи, в свою очередь, отмечают, что подобные спонтанные покупки - часто следствие стресса. Так, согласно одному из исследований, сделанному специалистами Университета Мичиган в США, выяснилось, что шоппинг помогает снять стресс и поднять настроение. «Шоппинг - одно из лучших средств от тревожности и депрессии. Эффективный способ поднять себе настроение. Если лечение уже начато, действенность терапии для, например, женщин через некоторое время проверяют в числе прочих вопросом: «Были ли вы в последние недели в магазине обуви или одежды?» Если ответ утвердительный, значит, лечение помогает. Порой мы интуитивно отравляемся в торговый центр, даже если нам ничего не нужно. Подсознание подсказывает способ справиться с хандрой. Нынешние времена - не исключение. Яркие стильные витрины, разнообразная подсветка, красивые товары, незнакомые люди, которых интересно рассматривать, - все это помогает нам заземлиться и уменьшить переживания», - говорит Finam.ru психолог Карина Милитонян.

Впрочем, эксперт отмечает, что такая форма терапии подходит не для всех. «Бывают тяжелые формы депрессии, при которых не то что в магазин человек не в состоянии сходить, он из дома выйти не может».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter