Нести искусство людям. Бизнес вкладывает средства в картины » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нести искусство людям. Бизнес вкладывает средства в картины

21 ноября 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Суд Екатеринбурга оправдал охранника "Ельцин Центра" Александра Васильева, который нарисовал глаза на картине ученицы Каземира Малевича, художницы Анны Лепорской. Васильев испортил картину художницы случайно, не зная о ее ценности, но в мире искусства есть немало примеров, когда «улучшенные» картины только росли в цене. В сложную экономическую эпоху искусство становится удачным инструментом вложения средств. Правда, для российских бизнесменов в эпоху санкций оно стало «токсичным активом».

Ранее Васильев получил за свои «художества» штраф и исправительные работы, однако суд в апелляционной инстанции не обнаружил в действиях охранника состава преступления. Васильев рассказал, что мало разбирается в искусстве и нарисовать глаза у супрематической фигуры его попросили подростки, посетители выставки. Все это произошло на выставке "Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». Стоимость картины оценивается в 75 миллионов рублей.

Нос Сталина и мертвая акула

Васильев жаловался, что после этого случая не мог найти работу - из центра его уволили. Бывший охранник совершил свой поступок не из хулиганских побуждений, но и не из артистических, хотя случаи «дорисовки» картин художников не редки. Так, хорошо известен случай британского художника Дэмьена Херста, который нарисовал на официальном портрете Сталина, хранившемся у приятеля-журналиста, клоунский нос. После этого картина была продана аукционным домом Christie’s за 140 тысяч фунтов стерлингов.

Херст, работы которого есть в коллекциях многих собирателей искусства, считается одним из самых спорных современных художников. Именно его «перу» принадлежит акула, которая помещена в раствор формалина. Эта работа, сделанная в 1991 году, носит название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». В 2004 году работа была продана знаменитому коллекционеру современного искусства Стивену Коэну за $8 миллионов. Эта цена стала предметом нескольких экономических исследований, а режиссер Андрей Кончаловский приводил ее как пример деградации западного искусства. «Я не виню Хёрста – для многих деньги сегодня важнее художественной ценности. Хёрст отличный бизнесмен: фокус с трупом акулы может войти в учебники по маркетингу искусства», - писал режиссер в одной из статей на своем сайте.

В эпоху, когда деньги имеют все меньше стоимости, предметы искусства, а особенно картины, становятся важным инструментом сбережения средств. По данным обзора консалтинговой компании Deloitte, волатильность на фондовом и других традиционных рынках «стимулирует спрос на диверсификацию в сторону альтернативных инвестиций, в том числе в активы, связанные с искусством». В обзоре также отмечается, что современный арт-рынок пережил трансформацию, став более устойчивым.

Эксперты сайта Wealth Management.com напоминают, что повышенный интерес к коллекционированию предметов искусства обычно возникает после каких-то тяжелых периодов. «Некоторые инвестиции в искусство превзошли фондовый рынок в послевоенные годы, и во многих случаях весьма серьезно», - отмечают аналитики сайта.

«Если у вас есть терпимость к риску, готовность брать на себя более высокие комиссионные и расходы, и у вас есть установленный ликвидный инвестиционный портфель, который может обеспечить финансовую безопасность, тогда инвестирование в искусство является выгодным», - такой совет желающим инвестировать в искусство дают эксперты WealthManagement.

Впрочем, часть современных российских художников не ощутили подъёма. «Картину в настоящее время очень сложно продать. Для многих художников наличие станковых произведений скорее вопрос имиджа. Поэтому источниками дохода становятся вещи с принтами и копии картин», - рассказывает Finam.ru художница и искусствовед Мария Вальдес.

Шагал шагает без Усманова

По данным Deloitte, в настоящее время граждане со сверхвысокими доходами владеют произведениями искусства на сумму около $1,481 триллиона. Cобирание картин выдающихся художников не чуждо даже тем, кто казался полностью погруженным в мир современных технологий. Недавно за рекордную сумму в $1,5 миллиарда аукционе Christie была продана коллекция картин, принадлежащая ныне покойному со-основателю компании Microsoft Полу Аллену. Среди работ, проданных на аукционе, картины Винсента Ван Гога, Жоржа Сёра, Поля Гогена, Поля Сезанна и Густава Климта.

Вложение средств в коллекции работ как современных художников, так и мастеров прошлого было популярно и среди представителей крупного российского бизнеса. Однако часть из них, кто не вывез свои средства в Россию, потеряли картины, арестованные властями европейских стран на фоне санкций. Опасаясь, что их картины могут быть арестованы, часть российских бизнесменов обратились в крупные западные галереи.

Речь идет в основном о полотнах современных художников - Энди Уорхола, Джеффа Кунса и все того же Херста. Кроме этого, галереям предлагали купить и работы Василия Кандинского, а также Пабло Пикассо. Как сообщило нью-йоркское издание PageSix, речь шла о шести российских миллиардерах. Впрочем, галереи не спешат заключать сделки, так как есть риск, что обладатель этих работ может попасть в санкционный список.

Предметы искусства сегодня становятся «токсичным активом» для российских бизнесменов. В начале ноября немецкие СМИ сообщили, что с яхты, принадлежащей сестре бизнесмена Алишера Усманова, власти изъяли более 30 картин, включая работы французского художника, уроженца Российской империи Марка Шагала. Ранее во Франции задержали еще несколько картин российских бизнесменов Вячеслава Кантора и Петра Авена. Речь шла об автопортрете художника Петра Кончаловского из коллекции Петра Авена и портрете Тимофея Морозова кисти Александра Серова, владельцем которого был Кантор. Картины были частью выставки коллекции меценатов Морозовых в Париже. Все работы, кроме этих, смогли вернуться домой, и теперь, как ожидается, вопрос будет решаться через судебные тяжбы, итог которых трудно предсказать.

Пока миллиардеры грустят об утраченных шедеврах, экологические активисты используют шедевры для борьбы c нефтяным бизнесом. Недавно в Музее Леопольда в Вене экологи из радиальной организации "Последнее поколение" облили чёрной жидкостью полотно австрийского живописца Густава Климта "Смерть и жизнь". Таким образом участники акции протестовали против экологической катастрофы, которую в том числе символизируют и герои художника. В поcледнее время подобных акций было немало, правда, активисты все же выбирали для акций картины, защищенные стеклом, чтобы не повредить полотно. Впрочем, музейщики отмечают, что вред картинам все равно наносится.

Однако есть те, кто относится даже к подобным акциям с пониманием, считая, что это тоже своего рода «современное искусство». Наверно, охраннику «Ельцин Центра» Васильеву стоило заявить на суде, что он «так видит», а его поступок - чистой воды акционизм. Возможно, приговор был бы строже, но на небосклоне взошла бы новая звезда современного художника.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter