Долой доллар! Страны готовы создавать новые валюты » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Долой доллар! Страны готовы создавать новые валюты

25 января 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
Бразилия и Аргентина раздумывают о создании единой валюты, не скрывая желания уйти от долларизации экономики. О единой валюте задумываются и в глобальном объединении БРИКС. По словам эксперта, причины, которые толкают государства на поиск альтернативы доллару, связаны с процессами деглобализации, усилением процессов регионализации, ростом экономического влияния Китая, а также с заморозкой российских активов, которая показала негативный пример и другим государствам.

В совместном заявлении президента Бразилии Лулы да Силвы и лидера Аргентины Альберто Фернандеса говорится, что стороны хотят «продвинуть обсуждение общей южноамериканской валюты», которая будет использоваться для финансовых и торговых потоков. Письмо лидеров было обнародовано в СМИ в понедельник, 23 января.

Как отмечает Reuters, эти «заявления вызвали пересуды о зональной валюте в стиле Европейского союза для Южной Америки». При этом эксперты отмечают, что полноценный валютный союз является отдаленной перспективой.

Полный «сур»
В стремлении создать совместную валюту видят и политическое измерение. Оба президента придерживаются левых взглядов, и создание валютного союза они видят как возможность уменьшения зависимости от доллара. Единую валюту предлагают назвать «сур» («юг» по-испански).

Проблемы снижения зависимости от доллара давно волновали экономистов Латинской Америки, учитывая, что в массовом использовании долларов были как плюсы, так и минусы. «Отказ от контроля над денежной массой, полная долларизация поощряет финансовую дисциплину; однако это также ограничивает любую стабилизирующую реакцию налогово-бюджетной политики на негативные внешние или внутренние шоки», - писала аналитик Федерального резервного банка Атланты Мариам Киспе в своей работе, посвященной этой проблематике.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Александра Потавина, идея создания валют лежит в политической плоскости, однако государствам придется учитывать разный уровень экономического развития. «Надо понимать, что у Бразилии и Аргентины разные центробанки, разные экономические условия и приоритеты. Например, инфляция в Бразилии в декабре 2022 года была на уровне 5,8%, а Аргентине в этот же период она составляла 94,8%. Соответственно, текущая ключевая процентная ставка Банка Бразилии – 13,75%, а в Аргентине – 75%», – отмечает эксперт.

В свою очередь, приглашенный преподаватель департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко полагает, что у идеи совместной валюты есть перспективы: «Текущее соглашение об экономической интеграции вдобавок к уже достаточно глубоким интеграционным связям в рамках общего рынка МЕРКОСУР - еще один шаг к усилению интеграции. Членство Бразилии в БРИКС и потенциальное вступление Аргентины в БРИКС (она подала заявку в сентябре 2022 года) могут также помочь процессу».

Как отмечает эксперт в комментарии для Finam.ru, укрепление доллара в 2022 году (из-за перетока капитала и разницы ставок, а также роста экспорта) оказало дополнительное давление на валюты развивающихся стран – в том числе Аргентины. Государство хочет снизить зависимость от доллара, однако экономические проблемы вряд ли позволят прийти к единой валюте с Бразилией в краткосрочной перспективе.

«Валютный союз (создание единой валюты) – это одна из последних стадий экономической интеграции, которой предшествуют другие (экономический союз, общий рынок, таможенный союз и др.)», - говорит Бондаренко.

Кризис толкает к единой валюте
Предтечей идеи создания единой валюты стал кризис 2008-2009 года, когда в мире одновременно наблюдались тенденция к глобализации и усиление процессов регионализации, отмечает Бондаренко.

Кроме того, эксперт видит среди причин рост китайской экономики и снижение доверия к американской валюте. «Экономический подъем Китая (становление его как самой крупной экономики по ППС и выход его на первое место в мире по объему торговли) привели к росту доли юаня в международных расчетах и золотовалютных резервах. В то же время экономические проблемы в США (структурно высокий дефицит бюджета и, как следствие, годы политики количественного смягчения и более частое повышение потолка госдолга) снижали уровень доверия к американской валюте», - говорит Бондаренко.

Еще одним важный фактором, который способствовал повышению интереса к созданию альтернативной валюты, стала заморозка российских активов, что, как констатирует Бондаренко, «стало еще одним значимым прецедентом (особенно для развивающихся стран мира), и все больше стран стали диверсифицировать резервы».

Этот процесс идет давно, напоминает эксперт, так как в международной торговле в последние годы заметно увеличивается доля платежей в национальной валюте, а также расширяются платежи, осуществленные с помощью национальных систем-аналогов SWIFT (СПФС в России, CIPS Китае, SFMS в Индии).

В мире есть один удачный пример создания единой валюты. Это евро, к которому государства ЕС шли долгие годы, напоминает Бондаренко из ВШЭ. В Евросоюзе общий процесс интеграции начался в 1951 г. (Европейское объединение угля и стали), усилился в 1965 г. (подписание договора о слиянии) и достиг текущего состояния в виде экономического и валютного союза только в 1999 году (введение евро). «Поэтому процесс валютной интеграции – это очень долгий процесс», - добавляет эксперт.

Стоит отметить, что возможность создания единой валюты обсуждают и страны БРИКС, куда входит Бразилия. Однако предложение сделать таковой китайский юань было отвергнуто, так как это означало бы попадание в определенную зависимость от этой страны других государств объединения. При этом управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин сказал «РИА Новости», что национальная валюта КНР может стать доминирующей в валютной корзине БРИКС. Если же говорить о единой валюте, то появится она лишь к 2050 году и, скорее всего, будет цифровой, уверен Гришунин.

Много в свое время говорилось и о создании единой валюты России и Белоруссии, однако к общему знаменателю так и не пришли. «Будет доллар, евро или рубль российский - вопрос всегда у нас упирался в единый эмиссионный центр. Вот здесь есть определенные проблемы. Думаю, что даже в нашу бытность мы еще с президентом (Путиным) решим эту проблему», - так объяснял главную сложность в этом вопросе белорусский президент Александр Лукашенко еще в сентябре 2021 года.

«Бир сум, бир сом, бир манат…». Эти строки, наверно, помнят все, кто рос в советские времена. Так начиналось перечисление названия рубля на всех языках народов СССР, украшавшее банкноту номиналом 1 рубль. Эмиссионный центр тогда был один и назывался Госбанк СССР. Впрочем, от краха советскую экономику это не спасло.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter