В 2011г. рентабельность X5 окажется под давлением » Элитный трейдер
Элитный трейдер


В 2011г. рентабельность X5 окажется под давлением

В четверг, 14 апреля, первый по объемам выручки отечественный продуктовый ритейлер X5 Retail опубликовал финансовую отчетность за IV квартал и весь 2010г. по МСФО
15 апреля 2011 РБК
В четверг, 14 апреля, первый по объемам выручки отечественный продуктовый ритейлер X5 Retail опубликовал финансовую отчетность за IV квартал и весь 2010г. по МСФО. Результаты оказались не самыми впечатляющими: несмотря на то, что в 2010г. компания оправдала свой же прогноз роста рублевой выручки на 24%, валовая маржа от действия вступившего в силу закона "О торговле" пострадала значительнее ожиданий рынка, а также прогнозов аналитиков РБК - снижение составило 88 базисных пунктов по сравнению с уровнем годичной давности. Рентабельность EBITDA и операционной прибыли за год сократились на 96 и 53 базисных пунктов соответственно. Чистую прибыль поддержало снижение эффективной налоговой ставки после изменений в Налоговом кодексе. На телефонной конференции по случаю выхода отчетности менеджменту X5 пришлось парировать выпады аналитиков, отвечая на неудобные вопросы о росте долга, судьбе гипермаркетов и дальнейших отношениях с поставщиками. Убедить, вероятно, удалось не всех, и по итогам четверга котировки компании упали на 7%.

В 2011г. рентабельность X5 окажется под давлением


Пожалуй, две самых обсуждаемых новости 2010г. - вступление в силу непопулярного среди ритейлеров закона "О торговле" (эффект введения которого стал ощутим с 1 октября 2010г.) и приобретение сети "Копейка" - напрямую отразились на отчетности X5 Retail за 2010г.

Запрет на бонусы от поставщиков (составлявших в 2009г. от трети до половины маржи, в зависимости от формата магазина и региона), а также более жесткие сроки оплаты товаров поставили X5 в тяжелое положение. Ранее в отраслевых СМИ менеджмент оценивал возможные потерь в 100 млн долл. Итог же оказался еще неприятнее: 250 млн долл. "Поставщики не только стали требовать сокращения срока оплаты, но и стали увеличивать цены поставок", - заметил новый гендиректор X5 Андрей Гусев.

Все это привело к тому, что закупочные цены в IV квартале 2010г. повысились для X5 в среднем на 9-10% (против приблизительно 4% в другие месяцы), при том, что продажные цены X5 в IV квартале выросли лишь на 7-8%. Получается, что часть инфляции производителей ритейлер взял на себя, поскольку рост реального располагаемого дохода населения в IV квартале оказался хуже ожиданий. На этом фоне валовая маржа снизилась с 24,2% в 2009г. до 23,3% по итогам 2010г., что не дотянуло даже до консервативного сценария аналитиков РБК (23,9%). Менеджмент компании акцентировал внимание на том, что в IV квартале закупочные цены X5 были в среднем на 2% ниже среднего уровня инфляции производителей.

Действие закона "О торговле", вероятно, продолжит негативно влиять на валовую рентабельность компании в этом году, а необходимость финансирования оборотного капитала никуда не исчезнет.

Приобретение сети "Копейка" увеличило соотношение чистый долг/EBITDA X5 до 4 и добавило 2% к росту на 24% роста рублевой выручки группы. В 2011г. менеджмент компании ожидает снижения долговой нагрузки за счет роста EBITDA. Несмотря на то, что интеграцию планируют провести всего за год вместо трех (что было на ура воспринято инвесторами), полный эффект от нее будет заметен к концу 2013г. Сейчас синергии ожидать не стоит: пока "Копейка" заключает договоры с поставщиками на старых условиях, то есть без использования рыночной власти X5, и запасы на балансе пока оценены в соответствии со старыми условиями. Кроме того, в текущем году планируется 10-дневное закрытие всех "Копеек" для ребрендинга. Это создаст дополнительное давление на маржу EBITDA.

"Мы не очень довольны контролем издержек. Рост цен на входе не был компенсирован увеличением продуктивности труда, и мы озабочены этим. В этом году мы продолжим придерживаться очень строгой финансовой дисциплины", - заявил А.Гусев.

Еще одним негативным фактором, по мнению аналитиков РБК, является тот факт, что гипермаркеты и супермаркеты по итогам года показали отсутствие роста сопоставимых продаж (против 13% у "Пятерочек"). Для гипермаркетов менеджмент, похоже, пока не видит четкой единой бизнес-модели, поэтому продолжит экспериментировать с ассортиментом, концентрируясь на товарах для красоты, предметах электроники и детских товарах. Напомним, ранее компания пыталась внедрить в гипермаркетах торговлю по принципу "Все под одной крышей". Низкий потребительский спрос пока, как кажется, не позволяет ощутить эффекта синергии от покупки "Каруселей".

Аналитики РБК в целом оценивают отчетность компании как умеренно негативную и пока помещают на пересмотр предыдущую рекомендацию "держать" по распискам X5 Retail Group N.V.

Антон Бударов

http://top.rbc.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter