Страны ПИГ - хозяева евро » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Страны ПИГ - хозяева евро

В Европе конституциональный кризис. Кажется, никто не может предписать здравое разрешение долгового кризиса ее периферийных стран. Вместо реструктуризации явно непосильного долгового бремени Португалии, Ирландии и Греции (ПИГ), политики и высшие должностные лица настаивают на еще больших пакетах спасательных мер, еще меньше учитывая реалистичные аскетические условия. К сожалению, они не просто «бросают жестянку вниз по дороге», но сталкивают снежный ком с горы
9 июня 2011 InoPressa
В Европе конституциональный кризис. Кажется, никто не может предписать здравое разрешение долгового кризиса ее периферийных стран. Вместо реструктуризации явно непосильного долгового бремени Португалии, Ирландии и Греции (ПИГ), политики и высшие должностные лица настаивают на еще больших пакетах спасательных мер, еще меньше учитывая реалистичные аскетические условия. К сожалению, они не просто «бросают жестянку вниз по дороге», но сталкивают снежный ком с горы.

Конечно, на сегодняшний день проблему все еще можно решить экономическим путем. Рост еврозоны заслуживает уважение, и ПИГ отвечают только за 6% ее ВВП. Однако упрямо утверждая, что эти страны переживают кризис ликвидности, а не проблемы кредитоспособности, евро-чиновники ставят под угрозу всю систему. Основные экономики еврозоны, такие как Испания и Италия, испытывают собственные огромные долговые проблемы, особенно учитывая анемичный рост и очевидный недостаток конкурентоспособности. Меньше всего они нуждаются в том, чтобы людей заставили верить в то, что «трансферный союз» уже существует, а реформы и экономическая реструктуризация могут подождать.

Чиновники Европейского Союза доказывают, что было бы катастрофой активно реструктурировать долги какого-либо члена. Нет сомнений в том, что после реструктуризации Греции последует заражение. Оно остановится только после того, как Германия воздвигнет твердую и надежную противопожарную перегородку, предположительно вокруг долгов центральных правительств Испании и Италии. Это является именно тем практичным решением, которое можно ожидать в действительно интегрированной валютной зоне. Так почему европейские лидеры находят это переходное решение таким невообразимым?

Возможно, это происходит потому, что они считают, что у них нет достаточных механизмов управления, чтобы принимать жесткие решения для определения победителей и проигравших. Слабые, фракционные институты ЕС распоряжаются менее чем 2% ВВП еврозоны в доходах от налогов. Любое смелое решение существенным образом зависит от единогласия. Один за всех и все за одного, независимо от размера, состояния долга и отчетности. Нет смысла в разработке плана «Б», если нет властной структуры или возможностей привести его в действие.

Может ли Европе повезти? Если ли какой-либо шанс, что снежный ком из долгов, дисфункциональности и сомнений распадется безвредно, прежде чем он станет крепче?

В условиях такой неопределенности все возможно. Если рост еврозоны значительно превысит ожидания в течение следующих несколько лет, балансовые отчеты банков укрепятся, а карманы немецких налогоплательщиков углубятся. Периферийные страны должны будут только показать достаточный рост, чтобы поддержать свои амбиционные аскетические обязательства.

Тем не менее, сегодняшняя стратегия, скорее всего, приведет к взрыву и беспорядочной реструктуризации. Почему греки (не говоря об ирландцах и португальцах) будут подвергать себя годам аскетизма и низкого роста ради поддержания банковских систем Франции и Германии, если они не получат огромных взяток за это? Как мы вместе с профессором Стэнфордского университета Джереми Блоу показали в своей работе по суверенным долгам в 1980-х годах, страны редко можно заставить совершать чистые платежи (платежи за минусом новых займов) иностранцам более нескольких процентов в течение нескольких лет. Сегодняшняя стратегия ЕС/МВФ призывает к десятилетию или двум десятилетиям таких платежей. Это может сработать, пока немецкие налогоплательщики не восстанут против бесконечных платежей за Европу.

Похоже, что в этот раз ситуация иная. Возможно, привлекательность принадлежности к растущей резервной валюте сделает продолжительную рецессию и аскетизм осуществимыми способами, которые редко можно наблюдать в истории. Лично я в этом сомневаюсь.

Конечно, вопреки всем прогнозам и исторической логике, Европа обречена на сохранение руководящей роли в МВФ. Примечательно то, что в своем нежелании признавать неизбежность выбора высшего должностного лица, лидеры развивающихся стран, кажется, не осознают, что им также необходимо считаться с прерогативой США назначать чрезвычайно влиятельного второго по значимости чиновника Фонда. МВФ уже был чрезвычайно великодушен к ПИГ. Как только будет выбрана новая команда, поддерживающая спасательные меры, мы можем только ожидать больше щедрости, вне зависимости от того, придерживаются ли эти страны своих программ.

К сожалению, ультра-мягкий МВФ менее всего сегодня нужен Европе. Учитывая конституциональный кризис, мы как раз дошли до того момента, когда МВФ должен помочь еврозоне принять жесткие решения, которые она сама не может сделать. Фонд должен разработать программы для Португалии, Ирландии и Греции, которые восстановят конкурентоспособность и сократят долг, и которые дадут им реалистичную надежду на возврат экономического роста. МВФ должен не допустить, чтобы европейцы позволили своему конституциональному параличу превратить снежный ком еврозоны в глобальную лавину.

Без МВФ, единственный институт, который может принять меры - это чрезвычайно независимый Европейский центральный банк. Однако если ЕЦБ полностью возьмет на себя роль «кредитора последней инстанции», то он, в конечном счете, сам станет несостоятельным должником. Это не является способом обеспечить будущее единой валюты.

Окончание любого кризиса трудно предсказать. Возможно, достаточно будет общего коллапса обменного курса евро, способствующего буму экспорта. Возможно, Европа будет уверенно расти в любом случае. Однако трудно себе представить, как единая валюта сможет выживать значительно дольше без решительного шага в сторону более сильного фискального союза.

Кеннет Рогофф - профессор экономики и политологии в Гарвардском университете, ранее занимал пост главного экономиста МВФ.

Перевод с английского – Николай Жданович

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter