Андрей Школин Пресса | Интервью

Владимир Левченко

Сверхбычий цикл сырьевых товаров закончился. И нового может не быть

26 октября 2012  Источник / http://www.2stocks.ru/main/invest/stocks/article/levchenko26102012
Инвестиционные советы от Владимира Левченко

Можно купить акции Facebook, если они подешевеют хотя бы в 4 раза.
В ближайшем времени взрывной рост ожидает «облачные» технологии (cloud computing) хранения данных – выиграет, в первую очередь, Google. Проиграют производители жестких дисков.
Сверхбычий цикл сырьевых товаров закончился. И нового может не быть.
В долгосрочной перспективе нефть проиграет газу, как когда-то жидкие углеводороды потеснили уголь.
Уже через год мы столкнемся со очень низкими ценами на нефть.
Более компактное проживание приведет к снижению потребностей в автотранспорте.
Покупать акции Visa и MasterCard.
Сельское хозяйство - обязательно. Люди есть не перестанут.

Инвестиционная стратегия Владимира Левченко

Что лучше: акции или облигации?
- На длинных сроках – от 30 лет - облигации выигрывают у любых других инструментов. Покупайте займы топовых корпораций! Но только делайте это грамотно. Не надо приобретать сейчас длинные бумаги – на 10 или 20 лет, как народ это делает. Сейчас нужно сидеть в коротких облигациях, смотреть на процентную ставку, и ждать цикла, когда процентные ставки начнут улетать. И затем переориентироваться, при достижении некого экстремума, лезть назад.

То есть покупать короткие надежные облигации, дожидаться их погашения...
- Да, и реинвестировать снова в короткие. До тех пор, пока процентная ставка не вырастет до экстремальных смещений. Тогда можно скупать подешевевшие акции. Сейчас мы находимся как раз в конце 30-летнего периода падения ставок. Как показывает практика, от 30 до 35 лет максимум занимает цикл роста и падения ставок в американской экономике.
Независимый аналитик, владелец сайта своего имени и ведущий BFM поделился с 2stocks своим видением будущего мира, России и месте каждого из нас в нем Владимир, вы периодически рассуждаете на тему долгосрочных инвестиций – то есть выбора тех компаний, которые даже через 10-20-30 лет будут процветать, и все это время приносить достойные дивиденды и расти в цене. Поделитесь «граалем».
- «Грааля» не существует. Можно делать венчурные инвестиции в ребят, которые работают с различного рода новыми технологиями. Здесь надо либо ставить на лидера, либо разбираться с конкретными компаниями определенных секторов. В ближайшем времени попрут «облачные» технологии (cloud computing) хранения данных. И в конечном итоге мы все уйдем от использования жестких дисков. Кроме того, будут развиваться различного рода интернет-коммуникации. Я бы посоветовал купить Facebook, не будь он уже таким дорогим. Но если Цукерберг найдет какие-то новые точки роста или акции еще больше снизятся (хотя бы раза в четыре), то они станут интересны. Инвесторам сейчас очень нравится LinkedIn, хотя по коэффициентам он стоит на порядок дороже Facebook. Когда LinkedIn размещался, его P/E приближался к 1000 и сейчас там ничего особенно не изменилось.

На какие конкретно компании в сфере cloud computing обращать внимание?
- Разумеется, Google. Затем фирмы, которые работают с данными и с платежами, в том числе через интернет. В Штатах есть такая компания, как priceline.com. Ее акции с момента кризиса в начале 2009 года росли быстрее, чем у Apple. И на эффект низкой базы не спишешь – сейчас капитализация несколько десятков миллиардов долларов.

Но есть нюансы. Надо отделять перспективы бизнеса от потенциала роста акций. Финансовые рынки еще долго будут жить в состоянии легкого кризиса. Потому что точек роста, которые могли бы вытащить мировую экономику, нет и появиться им неоткуда. Мощный рывок только в облачных технологиях не вытянет всю экономику.

«Сверхбычий цикл сырьевых товаров закончился»

А в долгосрочной перспективе?
- Давайте делить стратегию и тактику. Чтобы определиться с первым, надо смотреть в целом, в какую сторону будет развиваться глобальная экономика. И уже станет примерно понятно, куда надо лезть, а куда не стоит. Тактика – не делать ставку на одну отрасль или эмитента, а на несколько. И всегда стараться покупать лучшее.

Я считаю, что сверхбычий цикл сырьевых товаров закончился. И нового может и не быть. Потому что дальше развиваться просто невозможно. Почему вообще существовали различного рода растущие циклы у сырьевых товаров? Они возникали, как результат глобализации и происходившей одна за другой промышленных революцией. При первой нужно было что-то строить в метрополии. Затем промышленная революция транслировалась на периферию глобальной экономики, когда нужно было что-то строить на местах. А теперь все, дальше двигаться расширяться некуда.

Как же Африка?
- Был я в этой Африке. Чтобы страны этого континента развивались по западному образцу, для начала им нужно поменять менталитет людей. Конечно, нельзя говорить, что он у них хороший или плохой. Просто он не принимает стандарты общества потребления. А смена менталитета требует колоссальных усилий. Как это работает? В Южной Африке безработица достигает 50%. Среди черного населения - до 80%. Ребята просто ничего не хотят делать.

Ты был на Кубе? Там живут потомки рабов и бывших рабовладельцев. Ни те, ни другие никогда работать не будут. Рабы не будут, потому что они уже наработались. И их потомки считают, что теперь все им обязаны. А рабовладельцы – как не работали, так и не работают. Вот и на черном континенте схожая ситуация: был апартеид, вы нас унижали, а теперь мы вас будем унижать. В итоге тех людей, которые создают стоимость, постепенно выживают. И стоимость создавать больше некому. Уже 9 лет назад там был апартеид наоборот.

В других африканских странах, которые могли бы развиваться, колоссальные контрасты. Жизнь в рамках инфраструктуры, построенной по западным лекалам, стоит принципиально дороже, чем даже в Москве. В Штатах или в Европе вообще в разы дешевле. А там, где такой инфраструктуры нет, жизнь, конечно, дешевая. Но и качество ее ниже нуля. И люди, которые живут в таких дешевых условиях, не видят пути снизу вверх. Либо по уши в дерьме, либо в золоте - отсутствуют промежуточные этапы. Нужно колоссальным образом менять менталитет и давать образование. Но это нереально длинный путь.

То есть дело даже не на 20 лет.
- Да, минимум два поколения должно смениться. Поэтому лезть в сырьевые товары в плане долгосрочных инвестиций я бы категорически не стал.

«Произойдет энергетическая революция, которая будет связана с уходом от нефти в сторону газа»

Вообще или все-таки здесь есть точки роста?
- В ближайшие десятилетия произойдет энергетическая революция, которая будет связана с уходом от нефти в сторону газа. Человечество начинало с твердых углеводородов: дрова, затем уголь. Потом 100 лет назад произошел качественный переход к жидкому топливу – нефти и продуктам на ее основе. Уголь, конечно, остался, но с него сняли налет стратегического ресурса. Переход к нефти дал колоссальный толчок. Для понимания: самолет на угле не полетит. За счет компактности бензиновые двигатели стали ставить на автомобили. Появились небольшие обогревательные приборы, дизельные электростанции и прочая, и прочая. Теперь мир должен перейти к газу.

Но сначала должна произойти техническая революция. Думаю, более эффективный, чем дизель, газовый двигатель появится уже на втором этапе. Революция произойдет в хранении и транспортировке газа. Вспомни, еще лет 5-10 назад на баке бензина можно было проехать 300-400 км. Сейчас на баке дизеля - уже 1000 км. Должны каким-то образом научиться сжимать газ, возможно даже переводить его в твердую форму, то есть кристаллизовать под высоким давлением. И на таком же баке размером в 60-70 литров ты сможешь проехать уже не 1000 км, а 2000, и даже 4000 км. Какое расстояние можно было проехать на количестве угля объемом в 60 литров 100 лет назад? Даже не 100 км. Должен произойти примерно такой скачок.

Соответственно, ставку нужно делать на компании, которые впереди планеты всей в этих отраслях. Ищите тех, кто занимается различными исследованиями и разработками по сжижению газа. Скорее всего, это будут янки: в Штатах происходит сланцевая революция, им нужно будет этот газ как-то транспортировать.

Газодобытчики, наверно, тоже не останутся в проигрыше?
- Они интересны, конечно, ведь объемы использования газа вырастут. В этом плане у России хорошее будущее – во всем мире только у нас такая мощная газотранспортная система, по которой можно легко перегонять газ из месторождений в какой-нибудь порт, где уже стоит завод по его сжижении или кристаллизации, а дальше везти куда угодно.

В общем, акции «Газпрома» брать можно.
- Не совсем. Посмотри, как шла глобализация до сих пор: точки промышленного роста перемещались все дальше от метрополии – в Азию, Южную Америку. А основное потребление пока остается там – в Европе, Северной Америке. Это привело к развитию транспортных потоков. А для движения грузовым потокам нужно что? Правильно, топливо. Это был двойной удар по ценам на нефть – рост числа личных автомобилей и грузоперевозки. Но сейчас мы будем от этого уходить.

«Жизнь будет более компактной»

Как так?
- Товары будут производиться там, где потребляются. И сырье для них станут добывать в местах, максимально близких для потребления. Ладно, приведу пример. Раньше как: в городе стоит завод железобетонных изделий, на котором все производили и развозили по городу плиты. А я несколько лет попал на строительство полностью закрытого супер-центра гостиниц в Лас-Вегасе. Прямо на место завозят арматуру, цемент. А оттуда уже вообще ничего не выходит. Прямо там делается нужный бетон разных марок и консистенций, там же заливают. Полностью закрытая система.

Производственные точки будут примерно такими же. Сейчас основа производства немецких автомобилей все равно находится в Германии и уже оттуда они развозятся по всему миру. В будущем заводы начнут строиться рядом с точками потребления. Скажем, поставят в Подмосковье один завод на 100 000 автомобилей, и столичный регион будет все эти машины проглатывать. Квалифицированного персонала здесь хватает. Это может быть связано с развитием такой технологии, как 3D-принтеры.

То же с людьми – мы станем гораздо меньше перемещаться по городу. Никто не будет ездить из области в центр Москвы на работу. Жизнь будет более компактной, всем начнут заниматься транснациональные корпорации. Представь: штаб-квартира крупной корпорации, офисное здание. Здесь же находиться большой торговый центр, который обслуживает именно этих людей. Здесь же они живут – попасть в офис можно, просто переместившись с этажа на этаж, или из одного здания в другое.

К чему это приведет? Даже при росте населения и ВВП - к падению потребления энергоносителей. Прежде чем подорожать, «Газпром» сильно подешевеет.

Ок, газовая история принимается, но с оговорками. Кому еще нести деньги?
- Логистическим компаниям.

Подождите, но ведь вы только что сказали…
- Противоречия нет. Логистика не в плане перемещения грузов из Гонконга в Нью-Йорк и потом в Москву. А в плане формирования максимально коротких цепочек поставок. Компании, которые будут этим заниматься, тоже интересны.

К каким еще последствиям приведет более компактное проживание?
- Во-первых, столько автомобилей, как сейчас, никому не будет нужно. Максимум одна машина на семью. Во-вторых, машины не будут проделывать такой большой путь. Соответственно, менять их надо будет не раз 2-3 года, а значительно реже. Можно будет спокойно 10 лет ездить, и у нее будет максимум 100 000 км пробега. Соответственно, не нужно будет таких расходов на дорожное покрытие. «Нахлебники», без которых сейчас все встанет и коммуникации оборвутся, просто будут не нужны.

Классический пример развития: люди стали жить оседло, появилось сельское хозяйство, научились получать большие урожаи, соответственно, начинают появляться излишки. И уже кто-то может заниматься другими вещами – делать посуду, ковать железо и так далее. И пошло-поехало. Скоро мы пройдем очередной этап наподобие этого. И вот это, кстати, и будет рост мировой производительности труда. В этом направлении можно и нужно двигаться.

«Думаю, уже через год мы столкнемся с очень низкими ценами на нефть»

Все-таки, что покупать?
- Делать ставку можно на точки роста, которые видны уже сейчас. Этот рост будет базироваться в том числе на нынешних лидерах секторов. Но покупать их можно будет только тогда, когда они сильно провалятся. Их традиционный бизнес будет сжиматься, именно сейчас, в момент кризиса. Например, транспортный индекс Dow Jones по отношению к обычному уже свалился очень сильно.

Вы как-то продвигали идею хороших перспектив международных платежных сетей. Почему?
- Мы в любом случае будем уходить от наличного денежного оборота. Чем дальше, тем больше. Конкурентов у Visa и MasterCard фактически нет, однако стоят они, мягко говоря, недешево. А так – да, в любой кризис их акции можно пока что покупать.

Потребительский сектор очень популярен, розничная торговля...
- Дорого все очень. Не «Магнит» же покупать. Тем более, сейчас розничное кредитование закончится, и все.

То есть все, что ориентировано на потребительский спрос, будет падать из-за схлопывания кредитования.
- Не все. Надо покупать тех ребят, которые внедряют или предоставляют новые услуги. Может, умные холодильники, еще что-то. Даже девелоперы интересны, которые будут организовывать какие-то точки роста. Москва-сити – по сути, прообраз той жизни будущего с минимумом передвижений, которую я вкратце описал. Здесь торговый центр, здесь офисы, здесь люди живут. Те, кто начнет строить такие единицы, они будут интересны.

Идея последнего времени – сельское хозяйство.
- В любом случае. Кушать люди не перестанут.

Значит и те, кто его обслуживает – производители удобрений.
- Наверно, но тут есть подвох - дороговаты. А так да.

Что будет означать уход мира от нефти для России?
- В первые годы по нам ударит очень больно. Можно какое-то время держать цену на жидкие углеводороды ценой войны, но как долго это продлится?

До 2015 года.
- Думаю, уже через год мы столкнемся с очень низкими ценами на нефть. Сейчас люди просто сходят с ума, когда берут невероятное количество потребительских кредитов. При нынешних темпах расширения ипотечного и потребительского кредитования максимум через год мы упремся в то, что рынок закончится. Просто не останется людей, готовых брать ипотеку и автокредиты.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=159048. Об использовании информации.