Китайский долг – очередной шаг к финансовому кризису? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Китайский долг – очередной шаг к финансовому кризису?

Недавняя ситуация, когда компания Shanghai Chaori Solar Energy Science and Technology не смогла расплатиться по своим обязательствам, стала последней каплей для тех, кто видит Китай с его растущими долгами местом следующего финансового «Армагеддона»
18 марта 2014 Saxo Bank | Архив Бикрофт Ник
Использование кредитной карты для оплаты счёта за мороженое ещё недавно было редкостью. Фото: Skyview
• Инвестиционные потоки из развивающихся рынков

• Рынок недвижимости здоровее, чем о том говорят новостные заголовки

• Готовится реформа государственного финансирования

Недавняя ситуация, когда компания Shanghai Chaori Solar Energy Science and Technology не смогла расплатиться по своим обязательствам, стала последней каплей для тех, кто видит Китай с его растущими долгами местом следующего финансового «Армагеддона». Отъявленные пессимисты также добавляют в этот чёрный список чрезмерное кредитование рынка недвижимости, наличие оффшорных схем заимствования, теневой банковской деятельности, долгов государства. Беспокойство выросло в связи с инвестиционными потоками из развивающихся рынков после украинского кризиса и пониманием инвесторами того, что свободная от риска доходность американских казначейских бумаг становится все более привлекательной, тем более, что сокращение QE идёт полным ходом и экономика США начинает демонстрировать восходящее движение после длительного периода со «снежными препятствиями», включающего в себя январь и февраль. На мой взгляд, беспокойства по поводу обязательств Китая преувеличены и не совсем обоснованы. Предлагаю посмотреть на факты.

Азия – убежище для инвесторов

Ввиду украинской ситуации, а именно в случае её обострения, можно будет увидеть повсеместное стремление избегать наиболее рисковые активы развивающихся рынков. И восточноевропейские страны вместе с близлежащей к ним территорией особо сильно будут страдать от этого, при этом Азия станет относительным убежищем для инвесторов развивающихся рынков.

Общий объём непогашенных китайских кредитов (включая государственные) демонстрирует сумму, эквивалентную 230,0 процентам объёма ВВП Китая на конец 2013 года, что на 20,0 процентов от ВВП выше относительно прошлого года, и, конечно, в 2002 году общая сумма долга составляла всего лишь 80,0 процентов от ВВП. Таким образом, мы видим колоссальное увеличение задолженности. В 2008 году Народный банк Китая (НБК) ввёл «общее социальное финансирование» (TSF), и международное рейтинговое агентство Fitch оценивает общий объём непогашенной кредитной задолженности на конец 2013 года в размере 22 триллионов долларов США, что на 18,0 процентов больше показателя TSF НБК.

Кредитование недвижимости

Конечно, это проблема, не так ли? Заголовки новостей продолжают пугать процессом «вспенивания» или даже образования пузыря на китайском рынке недвижимости, однако если изучить детали, ситуация не настолько тревожная. Хотя объём внутренних продаж в прошлом году вырос на 20,0 процентов, продажная стоимость выросла на 33,0 процента, причём, согласно официальным данным, повышения цен наблюдались главным образом в таких городах, как Пекин и Шанхай. И это не удивительно, учитывая постоянное увеличение численности населения в крупнейших городах; при этом цены в крупнейших 70 городах страны выросли в более разумных пределах – в объёме десяти процентов в прошлом году, тогда как в первых 760 городах цены поднялись всего на 5,0 процентов. Между тем, на «флипперов» («флиппинг» – это вид спекуляций на рынке недвижимости, подразумевающий быструю продажу с целью получения прибыли) в прошлом году пришлось всего 15,0 процентов продаж по сравнению с почти 50,0 процентами 2011 года. Запасы жилого фонда за 10 месяцев по-прежнему демонстрируют долгосрочные показатели. Всегда анализируйте детали.

Внешний долг

По состоянию на сентябрь 2013 года внешняя задолженность
Китая составляла 3,8 триллионов долларов США, что эквивалентно 43,0 процентам от ВВП, а доля прямых иностранных инвестиций равна 60,0 процентам от того же показателя. И это не так называемые «горячие» деньги, а «реальные» инвестиции в заводы, фабрики, машиностроение, инфраструктуру и т.д., что усложняет дело. Так, без учёта прямых иностранных инвестиций, внешний долг страны составляет около 17,0 процентов от ВВП – капля в море от общей суммы задолженности Китая (230,0 процентов от ВВП). Кредиты иностранных банков китайским заемщикам составляют 10,0 процентов от ВВП против 20,0 процентов в Индии и 40,0 – в Тайване.

Появление программ количественного смягчения в США, Великобритании, Швейцарии и Японии в сочетании с почти нулевыми ставками действительно привело к быстрому росту, казалось бы, дешевого оффшорного финансирования, деноминированного в иностранной валюте. Но в любом случае, совокупный объём по-прежнему мал и равен примерно 9,0 процентам от ВВП. Ещё одним важным моментом стало предположение, что юань будет только расти в цене, что привело к снижению капитальных издержек данных нехеджированных кредитов.

Следуя опыту других стран во время азиатского финансового кризиса в 1997-98 годах, Пекин был крайне осторожен в отношении внешнего долга, ограничивая фирмам возможности иностранного заимствования. У Китая нет никакого желания повторить тайский сценарий, где болезненная девальвация сопровождалась огромным внешним долгом, который, казалось бы, был предоставлен на выгодных безрисковых условиях путём искусственного удержания валютного курса на одном уровне.

Теневая банковская система

Понятие «теневая банковская деятельность» подразумевает наличие большого количества разнообразных «нарушений», но расчет даже по самому широкому определению дают показатель не более 14,0 процентов от ВВП.

Хорошая новость заключается в том, что китайские небанковские финансовые учреждения не всегда используют секьюритизацию, специальные внебалансовые механизмы и другие изобретения, таких как CLOs, CDOs, CDOs и т.д., которые в значительной мере способствовали финансовому кризису.

Мы должны понимать, что банки по-прежнему являются основным источником нового кредитования, а НБК вполне способен регулировать и контролировать их. У банка достаточно средств и желания для этого.

Государственный долг на местном уровне

На самом деле точно оценить объём госзаимствований страны достаточно сложно по причине неоднозначных аудиторских практик и резкого увеличения каналов, используемых местными правительствами для доступа к банковским кредитам, по выпуску облигаций, долговым распискам, заимствованиям страховых компаний, заимствований трестов и доверенных обязательств и т. д. Наиболее правдоподобная оценка общих заимствований правительства составляет 40 процентов ВВП. Как обычно, первая трудность заключается в выявлении проблемы и готовности решить её. Сейчас это представляет большую важность с учётом реформы государственного финансирования, находящегося под пристальным вниманием Министерства финансов. Ключевую роль здесь сыграют сокращение морального риска, а также недавние факты, говорящие о том, что центральное правительство сейчас желает и готово допустить невыполнение финансовых обязательств – и не только в отношении продуктов в области управления благосостоянием, рассчитанных на розничных потребителей, а также – гособлигаций страны. Эта «схема» будет сопровождаться мерами по сокращению объёма долга страны, а также определёнными стимулами в виде частичного списания задолженности и централизации обязательств Пекина. 40 процентов ВВП как раз достаточно, чтобы Пекин мог справиться с этими проблемами.

Заключение

Таким образом, пусть и не в полной мере, но сокращения общего размера китайского долга можно добиться, однако попутно встаёт вопрос, достаточно ли средств у правительства, чтобы держать проблемы под контролем?

Госдолг составляет 90 процентов ВВП с дефицитом 2013 года на уровне менее двух процентов ВВП. Инфляция приблизительно равна 3,3 процента и объём резервов в иностранной валюте находится на уровне чуть менее 4 триллионов долларов США.

Как заявил недавно премьер Госсовета Ли Кэцян, несмотря на то, что дефолты финансовых продуктов нежелательны, некоторых из них избежать не удастся. Он также добавил, что правительству необходимо быть уверенным, что проблемы долговых рынков не повлекут за собой систематические финансовые риски.

У центрального правительства достаточно свободы для фискальных или монетарных контрциклических действий. Ряд индикаторов указывает на небольшой спад роста, и Народный банк Китая уже подумывает о сокращении нормы резервных требований для банков. При необходимости он может пойти на снижение процентных ставок. В отношении Китая мы, западные европейцы, ведём себя слишком нетерпеливо; существует среднесрочный план по перебалансированию с отходом от экспорта и инвестиций, ведущих к росту, к сфере потребления. Страна также намерена сократить рост кредитования; кроме того, у неё есть ресурсы, при помощи которых можно будет достичь обеих целей, избегая экстремального спада или долгового кризиса.

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter