Транспортное машиностроение – требует спроса » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Транспортное машиностроение – требует спроса

31 июля 2015 Online Broker | Архив Душин Олег
Спад экономики обозначил среди особо уязвимых промышленных групп сектор производства транспортных средств. Падение объемов выпуска по машиностроительным предприятиям в первом полугодии 2015г. было более глубоким, чем зафиксировано Росстатом в среднем по промышленности. Хотя текущие кризисные явления вызваны во многом санкционным давлением стран Запада, еще большую лепту в неприятности внесло падение нефтяных цен, ведущее к падению инвестиционного спроса. В любом случае общее течение макроэкономических процессов совпадает с классическим циклом расширения-сжатия. Так, можно провести параллель между финансовыми санкциями и явлением денежного голода в период товарного перепроизводства. Неслучайно негативный эффект большой волатильности выпуска в секторе связан с большими сроками финансирования производства и реализации товаров длительного пользования. Удорожание заемных денег препятствует обновлению основных фондов и как таковым новациям и способствует удлинению сроков эксплуатации старых технических средств.

Транспортное машиностроение – требует спроса


За негативной динамикой производства скрывается снижение реальных доходов населения и снижение частных инвестиций в 2015г. В первом полугодии 2015г. инвестиции в основной капитал снизились на 5.4%. Хотя розничный товарооборот в номинальных ценах увеличился за 6 месяцев на 7.1%, с поправкой Росстата на инфляцию розница упала на 8%. Это означает перераспределение затрат семейных бюджетов в большей степени на первоочередные нужды, уход на задний план личных задач по обновлению автопарка. Так, в мае-июне доля затрат на новые автомобили в рознице продолжала снижаться и приближались к кризисному минимуму 2009г. – (6%).

Транспортное машиностроение – требует спроса


Изменение потребительских привычек в условиях снижения доходов способствовало увеличению доли российских автокомпаний на рынке, хотя существенного прорыва за счет перераспределения долей на рынке в пользу отечественных марок Автоваза, Камаза (и Соллерс) не произошло. Моделям Лада удалось к июню подняться до 18.8% в российских автопродажах (15.1% в июне 2014г. ), что означает отыгрыш позиций, потерянных компанией с 2012г. Существенный прирост показал Газ, который обеспечил 24.9% продаж грузовиков в России в июне (12.2% в июне 2014г.) Средневзвешенная цена автомобилей российских марок выросла за полгода на 13% до 477,5 тысяч рублей, а иномарок - на 21% до 1 млн 332,5 тысяч рублей.

Транспортное машиностроение – требует спроса

Транспортное машиностроение – требует спроса


В июне 2015г. наблюдался заметный рост автопродаж по отношению к маю. Возможно, это объясняется эффектом реализации отложенного спроса на остром периоде покупательной активности в начале года. В годовом сравнении продажи легковых автомобилей упали в июне на 29.7%, а грузовых на 46.7%. Положительную динамику по отношению к прошлому году удалось показать только грузовым моделям Газ и моделям UAZ, в частности UAZ (Patriot). Однако провал продаж по SSangYong продолжает сохранять общую негативную динамику по группе Соллерс в июне и в первом полугодии.
В первом полугодии 2015г. автопродажи Соллерс упали на 27.5%. Если учесть, что средневзвешенная цена автомобиля в 2015г в России выросла “только” на 18%, то остается в силе предположение (экстраполяция) о заметном падении (-10-14%) выручки в 2015г. (особенно в первом полугодии) компании Соллерс в результате общего снижения покупательного спроса.

Транспортное машиностроение – требует спроса

Транспортное машиностроение – требует спроса


Более благоприятная картина по показателю выручки получается по компании Автоваз. Несмотря на сокращение планов производства в этом году, общий его уровень по отношению к 2014г. вероятно увеличится. За январь-июнь 2015 года прирост производства Автоваза составил 4,7% (288 тысяч автомобилей). Секрет повышательной динамики в годовом сравнении объясняется фактом перераспределения заказов на сборку моделей Renault-Nissan на мощности Автоваза. При этом сам Renault-Nissan потерял в совокупных российских продажах первого полугодия 29.5%. За второе полугодие 2015г. Автоваз планирует произвести 250000 автомобилей, то есть сохранить годовой темп прироста около 5%. Если учесть также производство машинокомплектов для GM Автоваз, то общий прирост производства по Автовазу может составить 2.9%. Следует отметить усилия по консолидации альянса в условиях кризиса. Так, весной АвтоВАЗ и Renault-Nissan создали новую единую закупочную организацию по поставкам комплектующих деталей.
Несмотря на успехи в июне общая динамика продаж компании Газ в первом полугодии 2015г. показывает заметный минус. По легковым автомобилям это -24.4%, а по грузовому сегменту (-26.3%). При 13% росте цен на российские автомобили это означает заметное снижение выручки в 2015г.

Попробуем рассчитать мультипликатор EV/EBITDA 2015г. по сектору, используя сглаженные оценки падения продаж. Результаты сравнения с фондовой оценкой американской компании Ford оказываются не в пользу российских компаний. Бумаги последних переоценены по сравнению с иностранным аналогом.

Транспортное машиностроение – требует спроса


Государственная поддержка сектора.

В 2015г. государство уделяет большое внимание транспортному машиностроению. Но в условиях снижения нефтяных цен всё больший упор делается на непрямое бюджетное финансирование. Прежде всего, это
касается самолетостроения. Если в 2014г. ассигнования на госпрограмму “Развитие авиационной промышленности” составляли 58249.1 млн руб., то в 2015г. 36088.4 млн руб., а в 2016г. запланировано “только” 20132.4 млн руб. Однако помимо этих сумм Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) получает через ОФЗ на увеличение капитала 100 млрд руб. в 2015г. А государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) через ОФЗ на докапитализацию получит 30 млрд руб. Таким образом, для решения отраслевых проблем финансирования государство прибегает к механизму кредитной эмиссии денег. По видимости, ОФЗ, выделенные на капитализацию, будут отданы в РЕПО Центробанку. Как бы там ни было, корпорации решает проблемы рефинансирования своих долгов на обозримую перспективу. Однако free-float ее акций снижается ниже порога 5%, что чревато выбытием из индекса ММВБ машиностроение.
Несмотря на кризисную ситуацию ОАК удастся, скорее всего, выдержать повышательную динамику и в 2015г. В 2015г. компания планирует нарастить выручку на 25% и реализовать 170 самолетов (159 в 2014г.) Как показывает опыт эксплуатации в России и Мексике, проект регионального самолета SSJ имеет право на успех, о чем свидетельствует реальные экспортные заказы по суперджету. То, что требуется корпорации для признания её, в том числе среди фондовых инвесторов, – еще несколько лет работы на международных рынках и улучшения финансовой ситуации у российских авиаперевозчиков.
Приведем сравнение мультипликаторов компаний-аналогов после вливания в ОАК 100 млрд руб. и отчетной 2014г. рентабельности компании по EBITDA ( 8.1%)

Транспортное машиностроение – требует спроса


Сильное денежное вливание повышает качество долговых бумаг ГСС, Иркут и ГТЛК. Как предполагается, выделяемые ОАК государственные средства пойдут на урегулирование задолженности ГСС (Гражданские самолеты Сухого).

Долговые бумаги по группе авиатранспортного машиностроения

Транспортное машиностроение – требует спроса


Примечание. Подпрограмма “автомобильная промышленность” программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" федерального бюджета получает в 2015г. 60760.1 млн руб. после 103254.4 млн руб. в 2014г. Из них предполагалось выделить на программу утилизации автомобилей 10 млрд руб. Но в начале июля Правительство решило дополнительно выделить в текущем году на “утилизацию” еще 5 млрд рублей. Также программы льготного автолизинга – увеличится на 1 млрд руб. Еще 1 млрд руб. направляется на дополнительное субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями автопрома для своих инвестиционных проектов. Дополнительные меры означают расширение государственной автомобильной программы до 67760 млн руб.

Транспортное машиностроение – требует спроса


Выводы. Подведение промежуточных итогов 2015г. обусловливает снижение привлекательности бумаг машиностроительного сектора по сравнению с менее “наукоемкими” группами акций. Интерес к сектору может возвратиться при демонстрации устойчивой динамики финансовых результатов, вызванной как улучшением конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, так и корпоративными мерами экономии. В условиях экономической нестабильности ожидания по финансовым результатам машиностроительных компаний обладают большой волатильностью.

http://onlinebroker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter