Мнения и реальность » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мнения и реальность

12 августа 2015 Живой журнал | Архив Лежава Александр
Пока средства массовой (дез) информации уверяют своих зрителей, слушателей и читателей, что драгоценные металлы потеряли свой блеск, их цены продолжат снижаться и дальше, а сами золото и серебро особенно уже никому и не нужны, объективная реальность свидетельствует об обратном. Пока различные комментаторы и хорошо оплаченные официальные экономисты все активнее высказывают свои взгляды, убеждая публику ни в коем случае не покупать эти «варварские пережитки», спрос на них активно растет. И объемы продаж физического металла – наглядное тому подтверждение.

Потребовалось всего три рабочих дня августа, чтобы у Монетного двора США было куплено более миллиона (1,057 миллиона) унций серебряных «орлов». При таких объемах продаж можно было бы ожидать итогового результата за месяц на уровне примерно 7 – 7,5 миллионов унций, но это представляется маловероятным. Скорее всего монетный двор вновь может столкнуться с дефицитом серебра и на довольно длительный срок приостановить свою деятельность, как это уже было в июле.

Проблема с сырьем для производства монет из драгоценных металлов, судя по всему, начинает носить всеобщий характер. Монетный двор Канады ввел нормирование поставок золотых и серебряных «кленовых листьев» для своих крупнейших дилеров. Монетный двор Австралии открыто признает, что сырье для него – это основная проблема, поскольку готовая продукция (прежде всего золото) немедленно раскупается в полном объеме, и реальный спрос превышает то предложение, которое может обеспечить монетный двор.

С учетом сезонности вторая половина года обычно характеризуется повышенным спросом на драгоценные металлы. В августе обычно растет импорт серебра Индией, ювелиры которой активно занимаются производством украшений и серебряной посуды в преддверии осеннего периода национальных фестивалей. По оценкам специалистов, импорт золота в Индию и Китай в текущем году может превысить отметки в 1000 тонн для каждой из них. В первой половине 2015 года Индия импортировала 3824 метрических тонны серебра, спрос на этот драгоценный металл скорее всего заметно увеличится в преддверии грядущих праздников.

О том, что доступные запасы физического серебра существенно сокращаются, хорошо видно и на примере Шанхайской фьючерсной биржи. Своего максимума они достигли в марте 2013 года, когда запасы серебра на бирже равнялись 1143 тоннам. После этого был период снижения запасов. В январе – феврале 2014 года имел место короткий период их роста, когда запасы достигли отметки 575 тонн, после чего отток металла с биржи продолжился, и в сентябре 2014-го достиг своего минимума в 81 тонну. За этим последовал период медленного роста запасов серебра, которые 15 июня 2015-го достигли нового локального максимума в 394 тонны, после чего началось новое вымывание металла с биржи. К началу августа запасы биржи составляли лишь 261 тонну, что на треть меньше июньского максимума. Что касается запасов серебра на Шанхайской бирже, то показателен еще один момент. Каждый последующий локальный максимум запасов был ниже предыдущего.

Китайская биржа не одинока в том, что ее запасы физического серебра сокращаются. На американской бирже COMEX один или несколько крупных игроков в самый последний момент не просто приобрели фьючерсы на поставку 6,5 миллионов унций серебра, но и потребовали их поставки с биржи.

Глобальный спрос на физическое золото и серебро велик, а их доступные запасы неуклонно и заметно сокращаются. При этом розничный спрос на драгоценные металлы в большой степени является причиной всплеска такой биржевой активности, которая ведет к сокращениям их запасов. При этом количество покупателей драгоценных металлов остается крайне небольшим и состоит как из закаленных многолетних покупателей драгоценных металлов, объемы покупок которых вряд ли превышают 1 – 2% этого рынка, так и некоторых состоятельных физических лиц, которые начали осознавать грозящие риски и стали предпринимать активные шаги, чтобы застраховать себя от негативного развития ситуации в мире.

Основная волна тех, кто захочет купить себе золото и/или серебро, еще впереди. Но на всех драгоценных металлов явно не хватит в силу их ограниченного в отличие от бумажной валюты и иных аналогичных «активов» количества. Поэтому при наличии свободных финансовых средств гораздо лучше приобрести драгоценный металл, пока такая возможность существует, чем дождаться момента, когда и хотел бы купить, но сделать это уже по разным причинам невозможно.

Мы же вас предупреждали

Бывает, что за текущей повседневной реальностью как-то теряется общая картина происходящего. Разговоры об инфляции и дефляции, росте или падении цен на драгоценные металлы, объемах продаж золотых и серебряных монет, спросе на драгоценные металлы в Китае, Индии и других странах, спаде мировой торговли, состоянии фондовых рынков и тому подобном безусловно представляют интерес для понимания дальнейшего развития событий. Однако помимо них есть и такие зачастую сухие и не особенно интересные для широкой публики документы, как различные официальные публикации центральных банков, Международного валютного фонда (МВФ) и Банка международных расчетов (БМР). Отношение к ним зачастую у широкой публики довольно скептическое, поскольку их публикации в значительной своей части и читать довольно утомительно, и они не вызывают особого доверия. Но вот, что интересно.

Те, кто проявляет интерес к состоянию современной экономики и/или озабочен сохранением своих сбережений, отчетливо осознают, что существующее положение дел в мировой финансово-экономической системе, построенной на долге и бумажных валютах, не может продолжаться вечно. Кризис, начавшийся в 2008 году, так и не нашел своего разрешения, а был лишь отложен с помощью различных искусственных мер. Эти меры исчерпали себя и к настоящему времени не только увеличили масштаб проблем, существовавших в 2008 году и требовавших своего разрешения, но и породили массу новых, не существовавших семь лет назад. Поэтому вполне естественно, что на этот раз финансово-экономический крах может быть гораздо больших размеров, чем ранее, носить глобальный характер, и с большой долей вероятности, когда пыль уляжется, зададут вопрос: «Кто в этом виноват?»

Естественно ни у кого нет желания оказаться крайним в такой ситуации. Поэтому неудивительно, что такие структуры как Международный валютный фонд и Банк международных расчетов – этот расположенный в Швейцарии центральный банк для центральных банков - заранее предпринимают шаги, чтобы подстелить соломку и избежать в будущем подобных обвинений. За последние двенадцать месяцев они опубликовали по крайней мере 16 предупреждений о том, что в мировой финансовой системе есть масса серьезных проблем. Помимо всего прочего эти предупреждения напрямую касались «пузырей» на рынке активов, глобального рынка облигаций, американской валюты, кризиса ликвидности, пенсионных фондов, системном риске и беззащитности мира и финансовой системы перед новым кризисом. Основная масса этих предупреждений пришлась на 2015 год.

Поэтому на любые упреки в будущем эти уважаемые структуры могут всегда ответить: «Мы же вас предупреждали.» Причем делали это не один и не два раза, а много раз. Это были вполне официальные предупреждения, тщательно продуманные и написанные профессионалами. И если кто-то не обращал на них внимания или игнорировал их, то это не вина тех, кто предупреждал. Они свое сказали.

С подобной ситуацией автору данной заметки пришлось столкнуться в 2008 году. В конце 2007-го ко мне стали обращаться многие мои знакомые с одним и тем же вопросом: «Как я оцениваю дальнейшее развитие экономической ситуации? И что имеет смысл в этих условиях предпринимать?» После нескольких бесед стало понятно, что подробно ответить всем спрашивавшим вряд ли удастся, поэтому проще изложить это все на бумаге, чтобы заинтересованные лица могли это прочитать. Так и было сделано. Затем эти несколько страниц текста были отправлены по электронной почте тем, кто задавал мне эти вопросы. Фактически это была моя первая работа, посвященная современному положению дел в экономике и деньгам. Затем… затем последовала пауза, длившаяся до середины сентября – начала октября 2008-го, когда сделанные за несколько месяцев до этого оценки оказались подтверждены текущими событиями. Только тогда последовала реакция, которую можно свести ко всего одной фразе моего близкого друга: «Что же ты не настаивал?»

В отличие от моих личных оценок происходящего высказываемая точка зрения представителями МВФ или БМР носит вполне официальный характер, и, как уже отмечалось выше, они всегда могут сослаться на то, что они всех предупредили, а кто не спрятался, то они не виноваты. Вопрос лишь в том, сколь масштабными окажутся грядущая волна кризиса и ее последствия, и помогут ли им эти ссылки и оправдания, если и когда начнут искать тех, кто довел мировую экономику и финансы до такого их нынешнего состояния.

В преддверии События

На страницах этого журнала уже не раз говорилось о том, что за первые семь месяцев 2015 года Монетный двор США отгрузил покупателям 443 тысячи унций золотых «орлов», причем результаты июля с его 170 тысячами унций – это локальный максимум, начиная с апреля 2013 года (209,5 тысяч унций). Если посмотреть на цифры продаж золота за этот год монетным двором под несколько иным углом, то несложно увидеть, что за один только июль было продано почти 40% золота от всех его продаж с начала года. Столь резкий всплеск розничных продаж требует и пополнения запасов металла монетным двором, а с этим, похоже, начали возникать довольно серьезные проблемы. Сложности, например, австралийского монетного двора в Перте с приобретением сырья для чеканки не являются локальными, а начинают носить уже глобальный характер. И этому есть целый ряд подтверждений.

На рынке золота в Лондоне имеет место длительная бэквордация. Это означает, что спотовые цены на золото, выше форвардных цен. Иными словами, покупатели желтого металла готовы заплатить больше за немедленную поставку, чем ждать поставки металла по более низкой цене, но через какое-то время (например, 30 или 60 дней). Это означает, что покупатели не верят в то, что они в будущем смогут получить физический металл. Это очевидный показатель дефицита металла. Поэтому, вероятно, не случайно Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов (LBMA) прекратила публиковать форвардные ставки по золоту.

Несмотря на потерю этого источника информации есть и другие. Так, например, примерно с середины июля начали резко расти ставки, по которым можно на определенный срок арендовать золото. Особенно ярко это проявляется на временных периодах в 2 и 3 месяца. По этим ставкам банки, оперирующие с золотом, занимают металл у центральных банков, чтобы обеспечить его поставку клиентам или продать на открытом рынке. Когда такое происходит, это свидетельствует о неспособности банков получить в значительных количествах драгоценный металл на открытом рынке.

На американской бирже COMEX также происходит что-то необычное. Когда фьючерсные контракты на бирже подходят к своему истечению, то в обычные месяцы объемы поставок находятся в диапазоне от 14 до 38% от общего количества заключенных контрактов. По крайней мере с начала 2015 года было именно так. Но августовский контракт несколько отличается от обычного развития событий. За первые четыре дня количество отгрузок металла в рамках августовского контракта составило 3171. Это уже 32% от общего количества заключенных контрактов, что несколько выбивается из общей картины. К тому же 550 контрактов на поставку были заключены в самый последний момент, как будто кто-то из крупных игроков принял решение успеть вскочить в отходящий поезд. Судя по всему, у него не было иного пути решить стоящую перед ним проблему с металлом кроме покупки золота на бирже. Каким образом участники биржи будут осуществлять отгрузку купленного металла, это отдельный чрезвычайно интересный вопрос, на который вскоре может быть получен ответ.

Продолжается и отток золота из ведущего биржевого фонда GLD. Интересным в данном случае является то, что банки могут получить от фонда физический металл, если продают пакет в 100 тысяч акций. Максимального значения запасы фонда достигали в середине декабря 2012 года и составляли 1351 тонну. С тех пор они стабильно уменьшались. На 11 февраля 2015 года фонд располагал 740 тоннами, а на 5 августа 2015 – 667 тоннами. Отток золота из фонда продолжается, и нельзя исключать, что он будет набирать обороты.

Сейчас в сети можно найти довольно много публикаций, что в сентябре может произойти некое крупное событие. Вернее Событие. Многие люди также чувствуют определенное внутреннее беспокойство в связи с происходящими в мире процессами. Как говорится, нутром чуют. Пока невозможно сказать, что это будет за Событие, когда оно произойдет и произойдет ли. Будет ли это финансовый крах, биржевой крах, планетарный катаклизм или что-то иное сказать невозможно. Но судя по тому, как активно население стало в последнее время раскупать драгоценные металлы, эти действия можно расценивать как некую подготовку к нему и стремление защитить себя и свои сбережения от возможных негативных последствий. Рост спроса на драгоценный металл при его ограниченном предложении неизбежно ведет к дефициту. И когда он может проявиться в полную силу, пока можно лишь предполагать. Возможно, это произойдет в сентябре. И, возможно, это окажется тем самым событием, о котором старый спекулянт Сорос говорил как о самом последнем «пузыре» - пузыре на рынке золота и бумажных валют.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter