«Время — деньги» и другие аспекты трейдинга » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Время — деньги» и другие аспекты трейдинга

1 ноября 2016 2Капитал margin
Образ трейдера, впивающегося глазами сразу в восемь мониторов круглые сутки и лихорадочно принимающего решения одно за другим в доли секунды, широко тиражируется разными источниками. Это даже не миф. Это ложный образ. Навязывается атрибутика трейдинга, когда наличие множества мониторов с бегущими графиками, индикаторами, горизонтальными и вертикальными объемами, «стаканами» заявок и прочее, прочее, является обязательным условием получения прибыли от сделок с ценными бумагами. На самом деле для работы на рынке достаточно обыкновенного компьютера со средними техническими характеристиками.

Считается, что чем больше человек осведомлен, тем лучше он торгует и делает деньги. Это тоже ложный тезис. Много информации — это плохо для психики человека вообще, и отрицательно влияет на результат работы на рынке ценных бумаг. Важно не количество информации, а ее качество в сочетании со способностью человека эту информацию превратить в деньги. Для принятия верного решения о сделке не требуется ворох новостей и десять графиков, и уж тем более, для получения прибыли не обязательно иметь сервер на бирже с целью экономить милисекунды. Цена бумаги меняется во времени. Поэтому, спешить некуда.

Время — деньги. На рынке, чтобы время стало деньгами, чтобы рыночная позиция изменилась в цене, совершив работу, должно пройти время. В жизни можно купить чужое время, заплатив за это деньгами. Но никто не станет покупать чужое время, если это время проведено без труда и пользы. Чтобы время можно было продать, оно должно обладать ценностью. Ценностью обладает время, потраченное на совершение работы.

Праздное время, время проведенное без работы — это тоже деньги, но если рабочее время создает деньги, то праздное время отнимает деньги. Но не для всех. У денег всегда две стороны. Есть те, кто получают прибыль от праздно проведенного времени. На этом построена индустрия развлечений. Время можно продавать или покупать. Рабочее время покупают, а праздное время продают. И когда говорят «время деньги», то подразумевают рабочее время. В сложном и запутанном экономическом мире люди в одном месте получают деньги за то, что работодатель у них покупает рабочее время, чтобы в другом месте заплатить часть полученных от работодателя денег за покупку своего праздного времени. Деньги всегда работают, даже когда люди отдыхают.

Экономика — это сфера знаний о том, как оценивать и оплачивать время людей.


Фондовый рынок — это рынок ценных бумаг, рынок купли-продажи фондов, где фонды, от английского «funds» — это денежные средства. Фондовый рынок — это рынок времени. Бумажный финансовый механизм дает возможность упростить покупку и продажу времени. Научиться работать на финансовых рынках — это научиться работать со временем. Для этого, прежде всего, нужно стратегическое мышление, а не восемь мониторов. Но способ мышление купить нельзя. Его можно только сформировать, открыть, выработать, достигнуть, обрести, получить в дар… Восемь мониторов, индикаторы, программы, курсы трейдинга, роботы и прочие атрибуты, рекламируемые теми, для кого вовлечение в рынок — это вид деятельности, приносящий деньги, можно продать тому, кто готов стать источником дохода.

Но ведь «не борода делает философа». Деньги на биржах делали задолго до изобретения компьютеров. Компьютеры и сеть интернет предоставили доступ многим людям на рынок ценных бумаг. Слишком многим… Рынок стал шире, расширен ассортимент бумаг, бумаги стали ликвиднее из-за притока большого количества участников, но глубинный смысл, суть рынка не изменились, и в основе рыночной прибыли лежит способ действия субъекта, а не внешние атрибуты, не его «борода».

Компьютер расширяет техническую оснащенность, но он не решает задачи субъекта. Способ действия субъекта зависит от его сознания, воли, психики. Сознание получает и обрабатывает информацию, выстраивает проект игры. Воля формирует намерение действовать, то, что создает стратегию и тактику ведения игры. Психика — это механизм реализации игры, превращение идеального предполагаемого и возможного в реальное осуществленное в условиях динамической изменчивости рождения будущего из прошлого и настоящего посредством органов чувств и предчувствий. Работа на рынке по форме — это игра.

Под игрой я понимаю не развлечение в условиях вымышленного риска, а состязание с реальностью. Сознание Homo Sapience сформировалось в условиях борьбы с жестокой и рискованной реальностью, поэтому нет более разрушительного и скучного образа жизни, чем бездействие. Поэтому так притягателен для многих людей риск, возбуждающий и создающий смысл.

Элементы игры — это свобода действий участника игры, цель игры, препятствия на пути достижения цели .


Свобода ограничена условиями или барьерами. Полной свободы не существует, а излишняя свобода лишает жизнь смысла. Если избитый тест со стаканом, наполненным наполовину, перенести на рассуждение о свободе, то «оптимист» — тот, кто в окружающем мире находит свободу для действий повсюду, а «пессимист» — тот, кто и в условиях широких возможностей просит свободы. По-настоящему, когда мы говорим о современных социальных условиях, человек в обществе свободен в рамках закона, материальных и физических возможностей. Естественно, что если современный человек борется за свободу, значит его сознание сфокусировано не на возможностях свободы, и он не свободен в своем сознании. Вряд ли мысль об отсутствии свободы приходит в сознание животным, если они способны мыслить. Как писал Конрад Лоренц: «Здоровое животное активно и действует». Практически то же самое сказал Фрейд о здоровых людях: «Чтобы быть психически здоровым, нужно любить и работать».

Рынок — территория свободы. Эта свобода сформирована биржевыми правилами, капиталом трейдера, временем и физическими параметрами связи сети интернет между трейдером и биржей. Параметры рыночной свободы так же зависят от личности субъекта, как свобода действий Робинзона Крузо, свобода Мужика, прокормившего трех генералов, или действия Сайреса Смита на таинственном острове капитана Немо. Субъект, оценивший свои возможности и принявший реально существующие ограничения, свободен действовать среди этих ограничений.

Свобода — это уверенность в том, что делаешь. А уверенность рождается сознанием и волей из постановки цели игры, оценки препятствий и способов их преодоления. Когда субъект ставит цель для своей рыночной игры просто получить прибыль, то цель не определена, и как игрок такой трейдер не готов к игре. Цель должна быть реальная, выраженная в сумме, достижимая.

Любая, даже самая амбициозная цель решается через систематическое выполнение биржевых операций с ценными бумагами. Смысл этих операций, под каким бы наукообразным соусом они ни подавались теми, кто хочет придать некий сакральный и эзотерический смысл процессу купли-продажи, формулируется просто: нужно, чтобы цена продажи оказалась выше цены покупки.
Цена покупки + время + цена продажи = прибыль.
Цена продажи + время + цена покупки = прибыль.

Следовательно, при планировании покупки/продаж любому следует выделить время для работы и определить для себя личную цель по прибыли.

Достижению цели игры мешает хаотическое движение цены. Трейдер может сделать верный расчет, но достижение цели может потребовать времени и терпения. А если цена сразу движется в сторону прибыли, то трейдер может быстро и слишком легко достичь цели. Это создает проблему. Люди склонны к самообману относительно своих собственных способностей достигать успеха, в особенности это выражается в работе на рынке, когда прибыль образуется сразу и легко. Успех — это самое сильное положительное подкрепление для сознания и психики. Успех сопровождается химическими реакциями, вызывающими моральное удовлетворение. Это запоминается сознанием и психикой на биохимическом уровне в виде положительного опыта. Положительный опыт закрепляется в качестве образца поведения «как надо». Это большая ошибка сознания и психики, потому что такой успех на рынке чаще всего носит совершенно случайный характер, а механизм закрепления успешного опыта через положительное подкрепление в виде биохимических реакций с выработкой эндорфинов сформирован природой и не подвластен сознанию субъекта. Можно тысячу раз сказать себе, что это случайность-случайность-случайность…, в этом нет твоего личного труда и заслуги, но мозг-то уже отреагировал химически и ликует, радуется, счастлив, рад обманываться из-за впрыснутых в мозг малых доз «гормонов счастья». Всё, «пятая колонна», внутренняя проблема для сознания создана, и с этой проблемой, с этим препятствием сознания теперь придется бороться самому сознанию.

Я знаю, как неотвратимо опьяняет большой и чистый успех, даже если все рассчитано, если работа выполнена правильно, есть заслуга интеллекта, интуиции, воли и психики. Но легкость достижения успеха негативно влияет на опыт трейдера и отразится на последующей работе: рынок возьмет свою плату за компенсацию подобного опыта. Сознание трейдера работает всегда, меняя установки, намерения и привычки, отбрасывая то, что мешает, и создавая новые методы работы в условиях хаотического изменения рыночных цен. Человеческая природа сознания является существенным препятствием для достижения целей получения прибыли, а трейдинг по своей сущности — занятие противоестественное для сознания, «антигуманное», но не в смысле направленности на разрушение человечности, а в плане несвойственности сознанию. Поэтому, каждый берет с рынка то, что способен взять.

Главная проблема трейдинга и в то же время главный обучающий фактор — действие в условиях риска неблагоприятного изменения цены. Если трейдер определил для себя, как он может и будет действовать в условиях неблагоприятного изменения цены, и если он психически готов себе обеспечить такой образ действий, то он свободен в своей игре. Игра ведется психикой. Психика — это плоскость соприкосновения и взаимодействия сознания и воли субъекта со временем. Если психика не способна безболезненно чувствовать биржевое время, то торговать на рынке категорически нельзя.

Есть три характерных черты психики субъекта, которые мешают получать прибыль в трейдинге:
«пессимизм» как неумение быть свободным среди ограничений;
нетерпение, суетность;
алчность как справедливость.

♦ Рынок — среда риска и больших возможностей даже для небольших денег. Нигде нет таких возможностей роста денег в $500-$1000 как на рынке ценных бумаг. Конечно, небольшие деньги — это дополнительное ограничение. Но любое ограничение — это просто иная степень свободы. Цель-прибыль не может существовать без препятствия-риска. Это естественная проблема игры. Проблема — это конфликт между намерением и действием. Проблема «пессимиста» в том, что он не может принять риск и воспользоваться возможностями рынка, так как в его сознании и риск, и возможности не достаточно убедительны для степени его свободы, допускающей вероятность успеха. Раз за разом «пессимист» упускает возможность открыть сделку и взять прибыль. Он начинает ругать свою нерешительность, но будучи человеком осторожным и уверенным в своей осторожности, он знает, что не откроет сделку спонтанно, и продолжает осторожничать, наблюдая как актив расходует потенциал движения, и когда, наконец, он открывает сделку, она оказывается убыточной… Это еще больше парализует сознание «пессимиста» и хорошо, если он быстро поймет, что трейдинг — не его дело. Но так происходит не всегда.

♦ Если «пессимист» не способен к действию, потому что не видит возможностей и опасается риска, то нетерпеливый трейдер нацелен на постоянные действия. У такого трейдера специфическое отношение ко времени. Он бросается в случайные сделки не в силах принять и обеспечить риск по этим сделкам, принимает спонтанные решения, повинуясь минутному желанию открыть сделку. Или стремится выйти из сделки без каких-либо оснований, потому что не может бездействовать, когда цена долго на меняется. Цены бумаг чаще всего меняются импульсами, а периоды активных движений сочетаются с периодами боковых движений, когда цена движется в узком коридоре, не предпринимая существенных изменений. Когда цена движется против, такой трейдер паникует и нервно ждет разворота в «свою» сторону. Когда цена движется в нужную сторону, он нервничает, что движение не достаточно агрессивное и прибыль недостаточно убедительная, чтобы окупить его труд или удовлетворить амбиции. Когда цена замирает и движется вбок, он начинает себя ругать, что не вышел, когда была маленькая прибыль,.. когда был небольшой убыток,.. и вообще, надо было не этот актив покупать, а вот этот, который сейчас за то же время вырос в цене очень хорошо. Часто он выходит из сделки так же спонтанно, открывает сделку по другому активу, когда старая сделка начинает приносить прибыль. От этого он нервничает еще больше. Когда цена движется в сторону прибыли, он рассчитывает на большее и не берет прибыль… Досада, сопровождающая сделки нетерпеливого трейдера расшатывает психику.

♦ Базовые представления о справедливости в сознании человека формируются в раннем детстве. Поскольку в детстве мы в большинстве получаем любовь, ласку, тепло, заботу, внимание и еду не по справедливости, а просто по факту своего существования и ценности для наших родителей, то такой принцип справедливого распределения жизненных благ закреплен даже не в подсознании многих, а в сознании, и большинство знает, что справедливо все, что приносит ему пользу и прибыль. С возрастом люди чаще сталкиваются с реальностью и могут усвоить под влиянием жизни, что справедливость может быть иной, но на эмоциональном уровне мы все рассчитываем на «детскую справедливость».

Люди в процессе принятия решений руководствуются эмоциями всегда, даже когда они действуют рационально. Казалось бы, что может быть рациональнее, чем получение прибыли… особенно прибыли абсолютно даром?! Тем не менее, психологические опыты, поставленные в разных странах, с людьми разных народов, с жителями разных континентов показывают, что в отношении получения денег даром люди принимают решения тоже на основе эмоций и чувства справедливости. Опыт простой. Двум людям предлагают сыграть в игру на деньги друг с другом. Один из участников исследования получает деньги, которые он должен в любой пропорции разделить с другим участником. К примеру, сумма составляет 1000 рублей. В опытах суммы были и большие, и маленькие. Получивший деньги их делит, как угодно, но из 1000 он должен что-то дать другому участнику. Если другой участник согласится с тем, как сумма разделена, и возьмет то, что ему выделил его партнер, то деньги остаются у них. Если же он посчитает, что сумма разделена несправедливо, и откажется от своей доли, то никто из участников не получит ничего…

То, как люди действуют в условиях распределения этих денег, забавно и объясняет, почему люди в массе не получают прибыль на рынке. Большинство участников, кто получает часть денег, отказываются брать, если им выделено меньше трети от суммы. То есть, человеку просто так кто-то даром дает 100 рублей, а он отказывается из-за нарушенной по отношению к нему справедливости. Неужели после этого можно считать, что люди рациональны? Сейчас ученые получили возможность наблюдать активность участков коры головного мозга, когда человек принимает решение. Когда человеку предлагают взять 100 рублей из 1000, у большинства людей мозг реагирует эмоционально на такую несправедливость, и возбуждаются участки коры мозга, которые возбуждаются, если человеком происходит нечто неприятное, отвратительное, что нельзя принять. Участки, которые активизируются при рациональной оценке, подавляются эмоциями и в результате человек отказывается взять предложенные ему деньги. Получается, что если эмоционально человеку происходящее не нравится, то его рациональная оценка, выключается. Но у современных естествоиспытателей есть инструмент, позволяющий с помощью магнитного стимулятора на некоторое время отключить участки, которые мешают рациональной оценке. После такой обработки участники опыта, продолжая субъективно считать, что с ними поступают несправедливо, давая им 100 рублей из 1000, соглашаются их взять.

Получается следующее: человеку дают деньги, он уверенно считает, что сумма меньше половины нарушает справедливость, но до трети от суммы он готов согласиться взять деньги даром, но если сумма меньше трети, то большинство людей уже возмущенно отказывается, обрекая своего партнера тоже не получить ничего: если со мной несправедливо поступают, то пусть никто не получит денег.

Действие этого психического механизма я часто это наблюдаю в реальности, когда трейдер открывает позицию по опционам, например, за 1.5 пункта, цена идет в сторону прибыли до 2.5, но он не берет прибыль, считая ее недостаточной, ибо он нацелен взять 3.0, то есть +100%. Затем цена разворачивается и уходит на 0.8, где он фиксирует убытки в минус 45%. Это реальный не единичный случай. С одной стороны — алчность, не позволяющая взять хорошую прибыль, с другой стороны — страх, что цена растает совсем.

Рынок не наделен родительским терпением, рынок вообще нейтрален, как любое объективное явление окружающего мира. Однако, субъекты, в душе уверенные, что мир к ним будет справедлив, рассчитывают на рыночную прибыль, которую сделки принесут именно им. И рынок дает прибыль, но не все могут взять, считая, этого мало.

http://2capital.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter