Американские санкции повысили ликвидность на рынке цветных металлов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Американские санкции повысили ликвидность на рынке цветных металлов

18 мая 2018 Открытие Лукичева Оксана
В период с 5 марта по 17 мая все рынки цветных металлов показали снижение под влиянием развивающейся китайско-американской торговой войны, за исключением резко выросших рынков алюминия и никеля в связи с введенными санкциями к российской компании «РУСАЛ».

Американские санкции, объявленные 6 апреля 2018 года, к «РУСАЛу» стали, пожалуй, самым ярким аспектом для рынков цветных металлов и породили массу эффектов по всему миру. По сути, американские власти закрыли доступ российской компании к международной долларовой системе платежей, ограничив возможность завершения контактов для всех контрагентов, не желающих также попасть под санкции. Это разрушило всю цепочку поставок сырья и готового продукта в мировой алюминиевой промышленности.

«РУСАЛ» является крупнейшим в мире производителем алюминия за пределами Китая, на долю которого приходится около 6% рынка первичного алюминия и производства глинозема. Группа работает по всей цепочке производства – от добычи бокситов и переработки глинозема до производства готового алюминия.

На введенные США санкции рынок алюминия отреагировал бурным ростом, в середине апреля протестировав уровень $2644/тонна под влиянием нескольких форс-мажоров, объявленных по поставкам алюминия от крупных международных компаний. Данный скачок цен полностью нивелировал снижение, наблюдавшееся в феврале, на фоне обострения китайско-американских отношений и затоваривания рынка алюминия в Китае. Запасы алюминия в Китае выросли на 22% и почти достигли 1 млн тонн. Сразу после введения американских санкций биржа LME ввела запрет на торговлю российским алюминием. Запасы алюминия в прошедший период на LME снизились на 5,7%.

В этот же период рынок глинозема упал после объявленного форс-мажора по поставкам данного сырья с иностранных заводов, принадлежащих «РУСАЛу». Пострадали крупнейшие компании - Rio Tinto и Trimet Aluminium, что вызвало отклик по всей технологической цепочке, включая компанию Boing и крупнейших производителей в автомобильной промышленности Европы. Цены на глинозем в моменте подскочили до 800$/тонна, рынок хаотизировался.

Добавило огня снижение производства глинозема на 50% на заводе Alornort Aluminium Norsk Hydro в Бразилии на фоне экологических проблем. Китайские поставщики заявили о намерении начать экспортные поставки глинозема на мировой рынок в мае, учитывая складывающийся арбитраж. По прогнозу американского производителя алюминия – компании Alcoa, мировой дефицит глинозема в 2018 году составит от 300 тысяч до 1,1 млн тонн, в основном из-за перебоев в поставках в Атлантике.

В Лондоне срочно собралась международная конференция алюминиевой промышленности, в ходе которой активно обсуждались проблемы, спровоцированные администрацией Белого дома. По итогам конференции промышленное лобби, поддержанное европейскими чиновниками, апеллировало к американским властям и непосредственно OFAC с настойчивой просьбой о смягчении условий санкций в отношении «РУСАЛа».

Примерно через две недели после введения санкций, 23 апреля, OFAC смягчило санкционные меры, позволив компаниям сворачивать сделки с «РУСАЛом» в течение шести месяцев, а не 30 дней. Более того, ведомство обмолвилось, что может вовсе отменить санкции, если собственник компании О. Дерипаска откажется от контроля в компании.

После этих новостей цены на алюминий показали немедленное снижение к уровню $2236/тонна, от которого всё же продолжают подрастать в результате остающейся на рынке алюминия неопределённости. Поскольку OFAC никак не отреагировало на отказ Дерипаски от контроля в компании, можно сделать вывод, что ведомство не намерено полностью отказываться от санкций, что было бы с их стороны странно и непоследовательно, т.к. американские власти преследуют цель возродить производство алюминия в США.

Резко выросшие после введения санкций премии на поставку алюминия в США стабилизировались на уровне 21,5-22,5 цента за фунт благодаря небольшому смягчению санкций относительно «РУСАЛа» и достижению договорённости о квотированном импорте алюминия из Бразилии. Также 30 апреля США объявили, что отложат введение тарифов секции 232 на сталь и алюминий, импортируемые из ЕС, Канады и Мексики до 1 июня для проведения дальнейших переговоров.

Участники рынка обеспокоены тем, что строгие квоты на импорт алюминия в США вводятся в рамках соглашений, достигнутых в надежде избежать тарифов, что подтолкнет цены на алюминий ещё выше, поскольку в США существует дефицит первичного алюминия. Объёмы металла на поставку по уже заключенным контрактам увеличиваются. Негатива добавляют растущие ставки фрахта, что будет способствовать росту премий.

Премии на поставку алюминия в Европе пока остаются стабильными, участники рынка продолжают ожидать прояснения ситуации с санкциями к «РУСАЛу». Большинство трейдеров воздерживается от заключения сделок. Премии на складе в Роттердаме в начале мая составляли 235-245 долларов за тонну, в то время как неоплаченная пошлина на алюминий составляет 150-165 долларов за тонну в условиях отсутствия ликвидности на рынке. Трейдеры ожидают небольшого снижения премий после разрешения ситуации с «РУСАЛом», но на это потребуется время. Ситуация с импортными пошлинами в США пока также подвисла в воздухе до 1 июня, отягощённая возможным возобновлением американских санкций к Ирану.

Премии на поставку алюминия в Азии пока стабильны на фоне пониженного майского спроса, за исключением растущих премий в Южной Корее, на рынке которой наблюдаются постоянные проблемы с поставками металла. В Южной Корее премия FCA выросла до 135-145 долларов за тонну, премия с поставкой в основные корейские порты CIF составляет 125-135 долларов за тонну.

Повышенные премии в Корее привлекают возросшие поставки алюминия из Китая, который пытается заменить выпавшие поставки российских слитков. Тем не менее налог на импорт алюминия из Китая в Корею составляет 6,4%, поэтому импорт ограничен покупателями, которые потом могут экспортировать продукцию и сделать возврат налога. Премии на поставку алюминия в Шанхае составляли 95-105 долларов за тонну, внутренние цены на металл упали в связи с резким ростом запасов. Премии на поставку алюминия в Японии составляли 160-195 долларов за тонну, запасы алюминий в основных японских портах выросли на 9%.

В целом участники рынка выбрали выжидательную позицию после резких скачков цен в апреле до разрешения ситуации с санкциями США к «РУСАЛу» и достижения договоренностей по остальным поставщикам. Большинство участников рынка склонны считать, что OFAC несколько скорректирует санкции, но оставит их почти в полном объёме. Поддержку стоимости алюминия оказывает резкое падение экспортных поставок «РУСАЛа» в апреле 2018 г. Падение экспортных поставок к уровню марта составило 70%, избыток произведенного алюминия складируется на производственных мощностях в Саяногорске.

По оценке агентства Fitch, санкции к «РУСАЛу» продолжат поддерживать рост цен на рынке алюминия в ближайшие месяцы, т.к. потенциально в любой момент возможно прерывание потока поставок. При этом даже под влиянием санкций «РУСАЛ» имеет возможность осуществлять поставки в Турцию, Южную Корею, страны СНГ и Юго-Восточной Азии. По мнению агентства, сокращение поставок алюминия на LME может привести к росту цен до $2600-2700 т, но более высокие цены также могут привести к росту поставок алюминия из Китая.

Сохранение санкций к «РУСАЛу» также блокирует поставки бокситов и глинозема в Россию с большинства зарубежных заводов, принадлежащих компании, что резко сократит производство первичного алюминия на российских заводах «РУСАЛа» примерно до 2,3 млн тонн в 2019 году по сравнению с 3,7 млн тонн в 2017 году. Более того, возможен отказ компании от зарубежной собственности, в том числе в Ирландии как по собственной инициативе, так и под политическим давлением.

Американские производители алюминия уже заявили о планах по возобновлению работы на трех простаивающих мощностях, что увеличит производство алюминия с 970 тыс. тонн в 2018 году до 1,6 млн т в 2020 году. Однако это не снизит дефицит алюминия на внутреннем рынке США и не закроет всю потребность в импорте металла. Эффект от санкций к «РУСАЛу» напрямую подорвал заявленную администрацией Белого дома цель осуществить перезапуск алюминиевой отрасли в Соединенных Штатах «на холостом ходу».

Считается, что введение импортных тарифов будет стимулировать строительство новых мощностей в США, но пока таких заявлений не было, что связано с бОльшей энергоемкостью американского производства, чем в том же Китае. Низкая эффективность производства в связи с недостатком инвестиций в отрасль в предыдущие годы делает маловероятной значительное увеличение производства алюминия в стране.

По данным Wood Mackenzie, пять полностью или частично законсервированных американских плавильных заводов (Нью-Мадрид, Маунт-Холли, Ховесвилл, Фернндейл и Веначи) смогут с комфортом возобновить производство по средней цене алюминия на уровне $2200 т. По цене $2350 т их количество увеличивается до шести (с учётом Wenatchee). Однако перезапуск производства требует контрактов на электроэнергию, доступность сырья, а также стабильных мировых цен не ниже текущих спотовых уровней.

Пока же импортная потребность в первичном алюминии оценивается не ниже 5 млн тонн, из которых Канада в 2017 году поставила 50%, Россия и страны Ближнего Востока – 33%, Аргентина – 5%. Китай не поставляет первичный алюминий в США, т.к. его продукция изначально облагалась импортной пошлиной в 15%.

По оценочным данным, потребление алюминия в США в течение следующих 3 лет может продолжить рост, а импорт останется на уровне не ниже 2017 года, даже с учётом прироста внутреннего производства.

Состав поставщиков, с учётом импортной политики, скорее всего, изменится за счёт увеличения поставок из Австралии, имеющей возможность перенаправить потоки, идущие в Азию на США. Примерно, на американский рынок может поступить около 1,2 млн т австралийского первичного алюминия.

Канада при поставке в США 78% всего производимого алюминия имеет ограниченный потенциал наращивания поставок в США в связи с заключенным соглашением с ЕС, снимающим 3%-ю пошлину на поставки алюминиевых слитков из Канады в Европу. Плюс внутреннее потребление составляет около 500 тыс. т, что также снимает металл с экспорта.

Около 900 тыс. т потребности в первичном алюминии, скорее всего, будут покрывать поставщики с Ближнего Востока, а также прочие поставщики, за исключением России. Вероятнее всего, остатки американского рынка будут заполнены ближневосточными поставщиками (Саудовской Аравией, Бахрейном, Оманом, Катаром и ОАЭ), которые имеют возможность перенаправить до 4 млн тонн алюминия на американский рынок.

В отношении китайской алюминиевой продукции введение компенсационных пошлин на импорт в США будет решено окончательно до конца июля 2018 года. Существует максимальная вероятность того, что пошлины будут введены, что повысит премии на внутреннем американском рынке на продукцию из алюминия. Это приведет к росту поставок из Германии, Индонезии и Бахрейна, которые попытаются компенсировать выпадающие поставки из Китая в ближайшей перспективе.

Это может также привести к перезапуску мощностей в США: в конце января компания Novelis объявила о своих планах по строительству завода в Кентукки, а также две китайские компании (Ta Chen и Mingtai) изучают ввод в эксплуатацию мощностей в США. Более высокое производство алюминиевого листового проката положительно сказывается на внутреннем спросе на алюминий, но впоследствии приведет к увеличению премий на поставку первичного алюминия.

По предварительным оценкам, основной премиальный рынок в ближайшее время для поставок алюминия останется в США. Базовые цены на металл в связи с перенаправлением потоков и возможным возникновением локальных дефицитов продолжат подрастать.

По опросу Reuters, дефицит на мировом рынке алюминия в 2018 г. может составить 550 тыс. тонн, а в 2019 г. вырастет до 588,5 тыс. тонн.

Рынок никеля в прошедший период получил дополнительную поддержку от опасений введения санкций в отношении компании «Норильский никель» – крупнейшего поставщика металла на мировой рынок за связь с «РУСАЛом». В результате данной идеи цены на никель на LME в середине апреля показали резкий рост до уровня $15 820 т.

Поскольку опасения участников рынка не оправдались, цены довольно резко понизились к уровню $13 675 т, от которого продолжают подрастать, вернувшись к уровню $14 645 т.

Текущему росту цен способствует сообщение компании Vale, крупнейшего в мире производителя никеля, о сокращении производства на 45 тыс. тонн. Кроме того, в январе в результате сильного циклона было остановлено производство никеля на заводе Ambatovy на Мадагаскаре. Операции на этом заводе возобновились в феврале, но владелец завода - компания Sumitomo Corp - предупредила о падении производства в первой половине текущего года.

Выросшие поставки никелевых руд в Китай из Индонезии не способствуют снижению локального дефицита качественного металла. Запасы никеля на бирже LME в прошедший период упали на 7,5%, активность покупателей на спотовом рынке также выросла, что связано с ростом приказов на физическую отгрузку. По мнению Macquarie Bank, «видимые запасы (никеля) сокращаются быстрее, чем мы ожидали, и есть вопрос о том, насколько доступны эти запасы».

Международная исследовательская группа по никелю (INSG) в 2017 года оценивает дефицит первичного никеля на мировом рынке в 103 тыс. тонн против дефицита в 42 тыс. тонн в 2016 году. Группа также оценивает дефицит на мировом рынке никеля в марте 2018 г. на уровне 15,7 тыс. тонн. Мировое производство никеля в 1 кв. 2018 года выросло на 8,2% к 1 кв. 2017 года, а мировое потребление выросло на 6,7%.

Рынок цинка в прошедший период показал резкое снижение под влиянием роста запасов металла на складах LME. При этом запасы цинка в Шанхае снизились. По оценке аналитиков дефицит цинка на мировом рынке в 2018 году снизится под влиянием возможного снижения потребления в сегменте производства стали.

Также резкий рост цен на цинк привел к дополнительному производству металла в 2018 году вновь было введено в использование 880 тыс. тонн мощностей. Одним из крупнейших рудников, возобновивших работу, стала шахта Century в Австралии, которая была закрыта в 2015 году, но должна возобновить выпуск цинка в третьем квартале текущего года.

Общее производство цинка в 2018 году вырастет на 6% до 13,78 млн тонн против роста на 3,6% в 2017 году, прогнозирует ILZSG. Долгосрочно аналитики ожидают продолжения роста цен на цинк в связи с общемировым ростом спроса, несмотря на возможную коррекцию в среднесрочном периоде.

http://open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter