Какие авиакомпании спасутся в период пандемии? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Какие авиакомпании спасутся в период пандемии?

6 ноября 2020 Invest Heroes Пирогов Сергей, Новичков Дмитрий
Авиаотрасль сильно пострадала от пандемии коронавируса, но кризис коснулся не всех компаний. Сегодня мы посмотрим на то, как диверсификация бизнеса помогает авиакомпаниям выжить в это сложное время.

В статье мы рассмотрим:

что происходит с восстановлением авиаперевозок в мире;
как ориентация на местные перевозки и оборонный комплекс помогает снизить негативный эффект пандемии;
на какие компании стоить сделать ставку в ближайший год.

Международные авиационные компании испытывают серьезные трудности из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Но не все компании ориентируются только на коммерческие перевозки.

Во-первых, сами коммерческие перевозки делятся на два типа: международные и местные. Международные перевозчики пострадали больше всего, а компании, ориентированные на местные перевозки, страдают меньше из-за не такой высокой просадки перевозок.

Во-вторых, многие компании из сектора занимаются производством и поставками вооружений государствам (Aerospace Defense). Оборонный комплекс активно субсидируется государством и не утратил свой рост во время пандемии.

Авиакомпании и бизнес-циклы

Сектор коммерческих перевозок является циклическим: он падает, когда наблюдается рецессия, или наоборот, растет, когда экономика развивается. Падение экономики вызывает общее падение доходов людей, что приводит к рецессии в бизнесе. Из-за этого снижается количество грузовых и пассажирских перевозок.

Сектор воздушной обороны, наоборот, контрциклический. Создание продукта для оборонного комплекса является крайне капиталоемким производством, поэтому компании, которые осуществляют поставки для государства, в период кризисов активно поддерживаются. Такая поддержка происходит из-за того, что все государственные поставки рассчитаны наперед, и, чтобы не было сбоев в период кризисов, государство субсидирует компании для выполнения плана. Это можно наблюдать и сейчас, например, Boeing (NYSE:BA) получил 17 млрд долларов государственной поддержки в период коронавируса. Выручка Boeing от оборонных заказов исторически (в хорошие времена) составляла около 30%, сейчас оборонный сектор составляет 50% выручки компании. При этом Boeing получил большую часть всей поддержки, выделенной на 11 компаний – около 70%.

Хуже всего себя чувствуют международные перевозчики

Международная Ассоциация Воздушных Перевозок (IATA) понизила прогноз перелетов на 2020 год: за лето количество перевозок выросло незначительно, и на данный момент значение находится на 88% ниже прошлогодних.

Международные перевозки пострадали большего всего (рис. 1), так как ограничения на перемещения во многих странах ввели повторно из-за роста заболеваемости. Многих людей пугает перспектива карантинов и закрытие границ, поэтому граждане предпочитают оставаться в родной стране:

Какие авиакомпании спасутся в период пандемии?


Рис. 1. Количество перевезенных пассажиров (ICAO)

Такая тенденция продолжится и дальше.

Во-первых, в мире наблюдается рост числа заболевших коронавирусом:



Рис. 2. Число новых случаев коронавируса (Google)

Во-вторых, многие страны уже ввели или начали вводить ограничения на перемещения заграницу.

Восстановление международных перевозок в этом году уже вряд ли следует ожидать. По крайней мере, ограничения начнут сниматься не раньше спада числа новых заболеваний в мире.

Для авиакомпаний это уже оказалось большим ударом. Международные авиаперевозки имеют устойчивую сезонность. Их пик приходится на лето – время туризма, а по данным Всемирной организации туризма (UNWTO), сейчас все страны в мире имеют ограничения для туристов. На осень и весну приходится около 50% всех перевозок, а зимой международные перевозки резко снижаются.

Компании, ориентированные на местные перевозки, пострадали меньше

Из рис. 1 видно, что местные перевозки не так сильно упали и восстанавливаются намного быстрее. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, ограничений на перемещения внутри страны почти нет, а снижение вызвано общим страхом людей перед коронавирусом. Но мы живем в период пандемии уже полгода, и панический страх постепенно проходит.

Во-вторых, туристические ограничения снизили желание людей отдыхать за границей, что дало толчок к развитию местного туристического рынка. Некоторые страны, например, Россия, даже поддержали местных туристов и вернули им часть средств, потраченных на отдых в российских отелях.

По количеству местных перевозок лидируют две страны – США и Китай:



Рис. 3. Пассажиропоток местных перевозок (ICAO)

В США была запущена массовая поддержка людей денежными средствами, что позволило людям путешествовать внутри страны. Также массовые митинги в поддержку Black Lives Matter снизили общую панику по отношению к коронавирусу.

Китай очень быстро оправился от последствий пандемии и единственный в мире показал рост ВВП. Более того, пассажиропоток уже восстановился до уровней 2019 года:



Рис. 4. Местный пассажиропоток в Китае (ICAO)

Компании, ориентированные на местные перевозки, пострадали намного меньше. Например, Аэрофлот (MCX:AFLT) – единственный авиаперевозчик в мире, который показал рост местных перевозок по данным IATA.

Оборонный сектор активно субсидируется государствами

Как мы отметили выше, оборонный сектор – контрциклический, и в период кризисов именно он подстегивает выручку компаний.

Сектор аэрокосмической обороны постоянно растет в среднем на 3% в год, по данным Deloitte. Основным драйвером роста является увеличение уровня международной напряженности из года в год. Китай, Индия и Россия наращивают расходы на военную модернизацию. НАТО во главе с Америкой отвечают тем же самым. Крупнейшие страны не могут себе позволить отстать в гонке вооружений, особенно, когда ускоряется появление новых технологий на рынке.

Больше всего в мире на вооружения тратит США:



Рис. 5. Отношение роста трат на вооружения к доле трат от ВВП (SZ&W Group)

Затраты в Америке на вооружения год от года растут:



Рис. 6. Затраты США на оборонный комплекс (Macrotrends)

При этом в 2020 году траты не будут зависеть от того, кто руководит страной, демократы или республиканцы. И Байден, и Трамп поддерживают программы по модернизации военного комплекса США:



Рис. 7. Планы по затратам на вооружения кандидатов в президенты США (OpenSecrets)

Какие компании выиграют от участия в оборонном комплексе?

В первую очередь, справятся с падением международных перевозок компании, у которых присутствует значительная доля государственных заказов, это:
Boeing – 50% выручки от оборонного сектора.
Raytheon Technologies (NYSE:RTX) – 70% выручки от оборонного сектора.
Lockheed Martin (NYSE:LMT) – 70% выручки от оборонного сектора.
General Dynamics (NYSE:GD) – 70% выручки от оборонного сектора.
Northrop Grumman (NYSE:NOC) – 85% выручки от оборонного сектора.

Среди всех авиакомпаний мы советуем сделать ставки именно на эти, так как их финансовые результаты пострадают намного меньше из-за компенсационного эффекта роста заказов от оборонного комплекса.

https://invest-heroes.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter