Инвесторы говорят про FOMO и YOLO. Что это такое?

В социальных сетях рождается особый язык, который позже распространяется на реальную жизнь и финансовый мир. Разбираемся, что такое FOMO- и YOLO- мышление и чем оно опасно для инвестиций

Миллениалы и зумеры устанавливают новые правила жизни в самых разных сферах, и инвестиций это тоже касается. С начала 2010-х в соцсетях англоговорящих стран появились новые акронимы (сокращения), придуманные молодым поколением — FOMO и YOLO.

Изначально они к финансам отношения не имели. Оба выражения передают эмоциональные состояния, когда поведение человека основано на каком-то импульсе, а не на доводах разума.

FOMO — сокращение от Fear of Missing Out (англ. — страх упущенной выгоды). Используется в соответствии с прямым значением этого выражения — в ситуациях, когда страх упустить возможности, какие-либо ценные ресурсы становится причиной определенных действий.

YOLO — сокращение от You Only Live Once (англ. — живем только раз). Применяется, когда человек действует в соответствии с потребностью получить желаемое прямо сейчас, не откладывая это на будущее, даже если позже это нечто будет обладать большей ценностью.

Изначально акронимы стали популярны в англоязычных Twitter и Facebook. FOMO и YOLO чаще использовались в качестве хэштегов, чтобы выразить свое мнение по поводу различных ситуаций — от отношения к работе до жизненной философии.

3 hours late for work. YOLO

— Primetime (@LeoiswhouENVY) April 19, 2012


Если YOLO более распространен среди юной аудитории соцсетей и употребляется в более позитивном контексте, то FOMO — используется более возрастными пользователями интернета и отражает тревожное состояние и необходимость сложного выбора.

YOLO, FOMO и деньги

Оба выражения со временем распространились на мир инвестиций и финансов. Деньги сами по себе и как средство получения других благ зачастую смешаны с эмоциями и внерациональными желаниями — поэтому эти сложные психологические состояния стало удобно описывать лаконичными YOLO и FOMO.

Миллениалы не слишком заботятся о своем будущем, предпочитая использовать ресурсы в настоящем. Примерно у 66% работающих миллениалов нет сбережений ко времени выхода на пенсию, они не тратят и не откладывают деньги на квартиры, предпочитая арендовать. Поэтому только у 47% из них к пенсии будет свое жилье, подсчитали в исследовательской организации The Resolution Foundation.

Это одновременно и YOLO, и FOMO-эффект: они живут сегодняшним днем, поэтому все тратят (YOLO); делают они так потому, что боятся пропустить все те блага, которые можно получить за деньги (FOMO).

В мире инвестиций FOMO и YOLO-эффект работает аналогичным образом. Когда инвестор принимает решение о вложениях на основе эмоций — на фоне не обеспеченного фундаментальными показателями роста акций, медийной популярности компании или ее первых лиц, то действует из страха остаться в стороне, пока другие получают прибыль — это FOMO.

Если человек, заработав на фондовом рынке, не реинвестирует свои средства, а тратит на дорогие и, возможно, ненужные, вещи — это YOLO.

Одним из ярких примеров FOMO-эффекта может стать покупка биткоина сейчас, когда он достиг рекордной для себя стоимости, и спрос на него очень высок. Еще один пример YOLO в инвестировании — это приход на фондовый рынок в прошлом году большого количества игроков, делавших ставки на спорт. Оставшихся без такой возможности из-за карантинных ограничений, когда проведение спортивных турниров весной и летом 2020 года было под запретом, они открыли для себя на биржу.

Несмотря на то, что многие из них не обладали достаточными знаниями о фондовом рынке, они начали инвестировать, не думая о последствиях.

Отражением этих процессов является финтех Robinhood, который зафиксировал появление более 3 млн новых аккаунтов за время пандемии. Большинство из этих инвесторов были новичками на бирже, поэтому позже, когда они потеряли деньги и столкнулись со сложностями при использовании приложения, на стартап посыпались жалобы и штрафы от SEC.

Финансовый консультант Владимир Верещак рассказывает, что встречается в своей практике с FOMO-эффектом у клиентов. Чаще всего это открытие брокерских счетов «на стороне» (о которых консультант не знает), жалобы на слишком сильный контроль с его стороны, чрезмерная диверсификация или наоборот — концентрация в активах сомнительного качества.

«Американские тинейджеры просто не знают, что русские живут так испокон веков. Только у нас это «авось» называется. Обыкновенный русский авось. Вот как объяснить русскому человеку необходимость личного финансового планирования, формирования собственного капитала и управления им? Это крайне трудно», — говорит Владимир Верещак.

По его словам, клиенты довольно часто нарушают согласованный ранее личный финансовый план, так как им хочется попробовать себя в трейдинге и рискованных активах. Новости об успехах в криптовалютах, сделках с IPO или отдельных акциях вызывает у них желание присоединиться к этому процессу, так как кажется, что «нечто большое» проходит мимо, говорит Владимир Верещак.

Жертвы FOMO и YOLO: кто они?

Оба этих принципа могут быть опасны для личных финансов и инвестиций. Финансовый консультант Наталья Смирнова считает, что FOMO и YOLO приводят к неконтролируемому потреблению и отсутствию инвестиций и сбережений на «черный день».

В России они актуальны исторически: их провоцирует боязнь потерять сбережения из-за инфляции, дефолта , масштабного кризиса, череды банкротств, денежных реформ, национализации, взыскания из-за долгов по бизнесу, революций и прочих экономических потрясений, отмечает финансовый консультант.

При этом в стране такое поведение характерно не только для миллениалов, но для всех тех, кто в осознанном возрасте потерял свои сбережения в период перестройки, денежных реформ, дефолта 1998-го, банковского кризиса 2004-го, кризиса 2008-го.

Эти люди считают, что лучше успеть насладиться деньгами сейчас, чем отложить их и потом потерять, говорит она. Усиливать такие эмоциональные шаги может любой негативный опыт — от неудачных инвестиций в новостройку до банального мошенничества.

По словам Смирновой, FOMO и YOLO чаще всего проявляется у людей, склонных к инфантильности и тех, кто не зарабатывает самостоятельно: богатых наследников, жен или мужей обеспеченных супругов.

Обобщенный портрет последователя принципов FOMO и YOLO, по мнению Натальи Смирновой, может обладать следующими характеристиками:

По характеру — такой человек либо инфантилен и привык, что все решают за него, либо это фаталист, который отдает себя в руки судьбы. Также это может быть человек со скромными запросами на жизнь, поэтому ему не приходится копить; оторванный от жизни мечтатель; незрелая, с точки зрения жизненного опыта, личность; сломленный человек, кому неинтересно думать о будущем.
По возрасту — молодежь без детей или одинокие люди в трудоспособном возрасте, на которых внезапно свалились большие деньги (резкий карьерный взлет, наследство, удачный брак, внезапно взлетевший бизнес, неожиданная популярность и т.д.).
По профессии — творческие люди (блогеры, артисты, шоумены, стартаперы). Те, кто способен быстро чем-то загореться и быстро остыть.

Финансовый консультант Игорь Файнман добавляет, что фактор возраста в необдуманных финансовых решениях играет важную роль. Еще несколько лет назад инвестициями занимались люди, строго оценивавшие эмитента , проводившие фундаментальный анализ и только после этого принимавшие решение о покупке актива.

Сейчас молодые инвесторы с синдромом упущенной выгоды (FOMO), покупают акции Tesla не из-за дивидендов, а потому что «Маск прикольный», говорит он. Это приводит к тому, что меняется философия фондового рынка, и бурный рост компании получают на хайпе, а не из-за реальных финансовых результатов, уточняет эксперт.

Как защититься от FOMO- и YOLO-мышления?

Чтобы не стать жертвой FOMO и YOLO нужно понимать свои жизненные потребности и стремиться к планированию будущего, советуют финансовые консультанты.

«Чтобы спокойно занимается творчеством, проектами, я посчитала необходимый для этого пассивный доход. Дальше я посчитала, какой объем капитала нужен, чтобы получать при умеренной инвестиционной стратегии необходимую сумму в год. Ну и далее — встала на путь накопления этого капитала. К инвестициям на будущее надо относиться именно как к вкладу в создание свободы, а не как к ее урезанию здесь и сейчас», — говорит Наталья Смирнова.

«Главные помощники в инвестициях — опыт и время. Так как YOLO и FOMO в основном подвержены молодые люди в возрасте 18-32 лет, то потерянные деньги и время научат их принимать решения не на эмоциональной волне или по рекомендациям из соцсетей, а с холодным рассудком, используя аналитические данные. Основной совет прост: перестать слушать инфошум и вести себя осознанно. Как в инвестициях, так и в жизни», — считает Игорь Файнман.

В ответ на усталость от крайностей YOLO и FOMO появился новый подход к жизни — JOMO (Joy of Missing Out) — радость от упущенных возможностей. Он может быть и эмоциональной реакцией организма на выгорание после YOLO и FOMO, и более сбалансированным жизненным принципом. JOMO учит прислушиваться к себе и жить осознанно, поступая в соответствии со своими ценностями.
Источник: http://quote.rbc.ru/

Индексы МосБиржи и РТС завершили четверг без единой динамики на фоне скачка цен на нефть из-за
Открытие | Обзор рынка
Курс доллара, установленный ЦБ РФ с 5 марта, составляет 73,79 руб. (+26,77 коп.), курс евро - 88,94
УНИВЕР Капитал | Обзор рынка
Где у него кнопка? День рождения празднует отец IQ теста
ИХ "Финам" | Периодика
Коронавирус и финансовые рынки 4 марта: успеют ли привить 40 млн россиян к маю?
ИХ "Финам" | Обзор рынка
Год пандемии: Россия впервые прошла кризис лучше, чем мир в целом
Институт "Центр развития" ВШЭ | Периодика | Главное
Инвесторы настроены на дальнейший рост доходностей UST
ИХ "Финам" | Облигации
Полиметалл - падать устал
ИХ "Финам" | Компании | Инвест-идеи | Полиметалл
Take-Two Interactive Software: игры не кончились
Фридом Финанс | Компании | Инвест-идеи | Take-Two Interactive
Unipro обещает сохранить годовые дивиденды до ₽20 млрд в 2023–2024 годах
Thomson Reuters | Компании | Юнипро (Э.ОН Россия, ОГК-4)
Топовый фонд Кэти Вуд потерял 20% на падении технологических компаний
РБК Quote | Акции | ETF
Компания основателя Twitter выкупит сервис Tidal у Jay-Z за $297 млн
РБК Quote | Новости | Square
«Сбер» повторит рекорд прошлого года по выплате дивидендов
РБК Quote | Компании | Сбербанк (SBER)
Сервис Deliveroo выбрал Лондон для IPO. Оценка может составить $10 млрд
РБК Quote | Компании

Еще материалы
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=541410 обязательна Условия использования материалов