Топливный кризис - что ждёт российский бензин? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Топливный кризис - что ждёт российский бензин?

18 марта 2021 ИХ "Финам" | Бензин (RBM4) Поздеева Екатерина
Пока мировой спрос на нефть восстанавливается после пандемии, устойчивый рост цен на бензин всё сильнее беспокоит автомобилистов. Finam.ru рассказывает, что происходит с российским топливом.

Текущая ситуация

Согласно Индексу топливных цен "Петрол плюс", на 17 марта 2021 года средняя цена за литр бензина по России составляет: АИ-95 - 48,29 руб., АИ-92 - 44,09 руб. При этом литр дизельного топлива стоит 48,19 руб. Цены на бензин в России непрерывно растут с декабря 2020 года. Например, в Москве они продолжают расти уже на протяжении тринадцати недель: за прошлую неделю, с 9 по 15 марта, бензин АИ-92 в столице подорожал, по подсчетам РИА Новости со ссылкой данные Московской топливной ассоциации, на 7 коп. - до 44,81 руб. за литр, цена АИ-95 выросла на 5 коп. - до 49,38 руб.

Пандемия нанесла серьёзный урон мировому спросу на автомобильный бензин. Согласно прогнозу Международного Энергетического Агентства (МЭА), на который ссылается ТАСС, в 2020 году спрос на бензин рухнул на рекордные 2,9 млн б/с из-за локдаунов и ограничения перемещений населения. По МЭА, в 2021 году спрос на бензин восстановится на 17 млн б/c по сравнению с прошлым годом.

Почему растут цены на бензин?

Во-первых, стоимость бензина растет вслед за мировыми ценами на нефть. После пандемии спрос на нефть увеличился, ее стоимость растет.

Во-вторых, восстанавливается внутренний спрос. Из-за введенных по всему миру карантинов и локдаунов мобильность населения долгое время была ограничена, а когда пандемия пошла на спад, возросла популярность внутреннего туризма, россияне стали больше ездить по стране, и им понадобилось больше бензина.

В-третьих, угроза нехватки топлива. Во время пандемии, реагируя на спрос, нефтяники стали производить меньше бензина. По данным Росстата, производство бензина в январе 2021 года упало на 6,6% по сравнению с январём 2020 года и составило 3,2 млн т.

В-четвёртых, с 1 января на 4% вырос акциз на бензин. По данным ТАСС, платёж за тонну бензина составляет от 13 262 до 13 624 рублей.

С конца прошлого года растут и биржевые цены на топливо. Разница стоимости тонны бензина АИ-92 в России и на внешних рынках увеличилась в 6 раз с декабря 2020 года. Тонна бензина АИ-92 стоит около 55 тыс. руб. внутри страны, а экспортная цена - 63,5 тыс. руб. Производителям стало выгоднее поставлять бензин на экспорт, чем продавать в России.

История повторяется?

В недавней российской истории уже были резкие скачки цен на бензин на фоне роста мировых цен на нефть. Последний произошёл в мае 2018 года, когда средняя цена российского бензина выросла на 5,6% за месяц - до 43,2 руб. за литр. Тогда для сдерживания роста цен был разработан демпферный механизм, который регулировал влияние мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на топливо. В случае если экспортная цены на нефть высокие, то государство компенсирует нефтяным компаниям разницу. Если низкие, то наоборот, компании платят государству.

Из-за укрепления позиций нефти и непрерывно растущих длительное время цен на бензин, у российского правительства появились опасения, что ситуация с резким скачком цен на бензин может повториться, и оно начало принимать сдерживающие меры и контролировать бензиновые цены на внутреннем рынке.

Что ждёт российский бензин?

В связи со сложной ситуацией с ценами на бензин правительство решило откорректировать демпферный механизм, разработанный в 2018 году. С 1 мая 2021 года демпфер будут индексировать не на фиксированные 5% в год, как раньше, а на уровень инфляции. Принятие такого решения связано с тем, что оптовая цена, устанавливаемая правительством и заложенная в формулу демпферного механизма (индикативная цена) росла быстрее рыночной, что привело к сильному снижению рентабельности АЗС и нефтяники просили ее пересмотреть.

Сергей Кауфман, аналитик ГК "ФИНАМ", считает, что такие изменения в демпферной политике будут иметь положительное влияние. "Изменения в топливном демпфере можно рассматривать как позитивные и для потребителей, и для НПЗ с АЗС. Напомним, что топливный демпфер работает так, что если экспортная альтернатива по реализации топлива выше, чем индикативная внутренняя цена, то правительство компенсируют компаниям разницу. При этом при обратной ситуации компании доплачивают правительству. Ранее индикативная цена росла по 5% в год, что больше, чем реальный рост цен на топливо в 1,5-2%. Это значит, что при текущих правилах нефтеперерабатывающие компании получают меньше, чем могли бы в условиях роста мировых цен на топливо из-за роста цен на нефть и это создаёт для них стимул для повышения розничных цен на топливо. Новый механизм подразумевает рост индикативный цены не на 5%, а на уровень реального роста розничных цен.

На наш взгляд, эта новость позитивна как для НПЗ, для которых новые правила прибавят приблизительно 3% к маржинальности, так и для потребителей, т. к. теперь у нефтяников нет стимула повышать внутренние цены на топливо. Особенно сильно могут выиграть компании с высокой долей поставок нефтепродуктов на внутренний рынок – "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter