Ирвин Стельцер, Статистики лишь обостряют конфликт "стимулирование VS. экономия" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ирвин Стельцер, Статистики лишь обостряют конфликт "стимулирование VS. экономия"

Проблема интерпретации новостей из еврозоны прекрасно иллюстрируется недавними сообщениями из Испании, одной из т.н. "периферийных" экономик. Как сообщил Instituto Nacional de Estad?stica, в октябре значение ставки б/р снизилось до отметки 19,8% от 20,9% в сентябре
8 ноября 2010 Архив
Проблема интерпретации новостей из еврозоны прекрасно иллюстрируется недавними сообщениями из Испании, одной из т.н. "периферийных" экономик. Как сообщил Instituto Nacional de Estad?stica, в октябре значение ставки б/р снизилось до отметки 19,8% от 20,9% в сентябре. Казалось бы, новость вполне позитивная. Вот только число безработных за обозначенный период выросло на 68 тыс. или почти на 2%, превысив 4 млн. Чтобы еще сильнее всех запутать: с учетом сезонных факторов (обычно в Испании число незанятых граждан возрастает в сентябре и октябре, с закрытием туристического сезона), те самые 68 тыс. безработных превращаются в -10 тыс.

Вместо того, чтобы пытаться все это анализировать, сконцентрируйтесь на двух ключевых индикаторах обстановки в Испании. Во-первых, годовые темпы роста ВВП опустились значительно ниже 1%, чего недостаточно для создания большого (или вообще какого-либо) количества рабочих мест. Во-вторых, после повышения НДС и принятия других мер бюджетной экономии показатель ВВП может вообще опуститься ниже нулевой отметки. К примеру, Markit сообщает, что в октябре уровень деловой активности в Испании 2-й месяц подряд продемонстрировал снижение, а объем новых заказов в секторе обрабатывающей промышленности продолжает сокращаться.

Что, в свою очередь, создает почву для бесконечных дискуссий на тему того, что же нужно этим самым периферийным экономикам, для того, чтобы привести в порядок дефициты бюджетов, значения ставок безработицы и показатели ВВП. Еврократам чужд подход ФРС - напечатать в следующие 8 месяцев $600 млрд. Как заявил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, Федрезерв "действует неразумно… [чем] повышает уровень неопределенности для мировой экономики", тем самым подтверждая мнение ЕЦБ о том, что путь к процветанию лежит через период ограничений, и что итогом этих ограничений станет снижение европейской ставки б/р от уровня 10,1%.

И в самом деле, даже несмотря на расширение спрэда доходности бумаг Ирландии/Германии до 5,31% г-н Трише отказывается от покупок облигаций в значительных объемах. Рецепт, выписанный ЕЦБ страдающим Греции, Португалии и Ирландии прост: вместо того, чтобы поддерживать облигации, сокращайте расходы и повышайте налоги.

Но даже если Трише вдруг отступится от своих взглядов, его предполагаемый преемник Аксель Вебер, президент Бундесбанка, будет призывать к еще более активному ужесточению финансовых условий, что, по мнению некоторых, сведет его шансы заполучить кресло главы ЕЦБ к нулю. Французы же отдают предпочтения управляющему Банку Италии Марио Драги, который также является председателем Базельского комитета по финансовой стабильности, несмотря на его прошлые дела с Goldman Sachs.

Предсказуемым результатом политических расхождений ФРС и ЕЦБ стало укрепление евро к доллару - на 15% с июня. Это, безусловно, является плохой новостью для европейских экспортеров, поэтому законодателям, разрабатывающим стратегию роста ВВП на основе экспорта, следует иметь это в виду. Но хуже всего то, что и без того незначительные темпы роста европейской экономики начали замедляться. Объем розничных продаж на протяжении двух последних месяцев снижается, и Markit сообщает, что "темпы стабилизации обстановки в частном секторе еврозоны в начале 4-го квартала продолжили замедляться".

Как и все политические диспуты, конкретно этот ("стимулирование vs. ограничения") должен разрешаться исключительно на основе экономической статистики. Да, в Греции, Ирландии, Испании и Португалии, которым ЕЦБ предписал сократить расходы и повысить налоги, показатели ВВП и дефицитов пока еще далеки от нормальных. К примеру, в Греции дефицит составляет 8,9% от ВВП, хотя правительство обязалось сократить данный показатель до отметки 8,1%. Однако в Германии, крупнейшей экономике еврозоны, которая обычно выступает инициатором ужесточения монетарной и фискальной политик, показатель ВВП продолжает демонстрировать рост, пусть и не столь стремительный, как ранее. Безработица снижается, экспорт растет, поэтому Германия как никогда уверена - политика балансировки бюджета выбрана верная. А теперь сравните производительность экономик этих двух стран: Греции, которую вынудили пойти на меры экономии, и Германии, избравшей этот путь самостоятельно.

Да, меры ограничения могут и не являться панацеей - точно так же, как и устанавливаемая ЕЦБ процентная ставка может подходить не всем странам. Для государств с таким высоким показателем дефицита, что их вычеркивают из списка участников международных рынков, сокращение расходов может (именно может!) оказаться контрпродуктивным. Поэтому некоторые ведущие экономисты США предпочитают вставать на сторону Джона Мейнарда Кейнса, чья репутация после финансового кризиса и рецессии оказалась на помойке.

Инвесторы, требующие двузначных показателей доходности от периферийных стран, обеспокоены не только неопределенностью в отношении планов фискальных ограничений. Куда больше их сейчас волнует слово, которое не принято произносить вслух - дефолт, или его более политкорректная форма, реструктуризация - и которое все чаще всплывает в переговорах, ведущихся по всей Европе, от Афин до Дублина и даже до Берлина, где Меркель призывает к ответу частных инвесторов. Для кредиторов периферийных стран худшее может быть впереди.

Ирвин Стельцер
WSJ

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter