Классика и рок у Скалистых гор » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Классика и рок у Скалистых гор

На ежегодной конференции Американской экономической ассоциации в Денвере (штат Колорадо) выяснилось, что зарубежные профессора экономики вовсе не против поехать в Россию на работу
25 января 2011
На ежегодной конференции Американской экономической ассоциации в Денвере (штат Колорадо) выяснилось, что зарубежные профессора экономики вовсе не против поехать в Россию на работу.
Эта конференция привлекает особое внимание экономистов всего мира по нескольким причинам. Во-первых, здесь за три дня проходят около 500 панельных сессий, научных докладов на самые животрепещущие темы мировой экономики. Слушателям приходилось постоянно делать непростой выбор. Например, между выступлением о моральных аспектах экономической науки сэра Тони Аткинсона из Оксфордского университета, автора индекса неравенства Аткинсона в экономике благосостояния, и Боба Шиллера, профессора из Йеля, входящего в сотню наиболее влиятельных экономистов мира, или горячей дискуссией о международной валютной системе гарвардских профессоров Кена Рогоффа. Во-вторых, параллельно с научным форумом в дни конференции функционирует специально организованный рынок трудоустройства – job placement – выпускников экономических и финансовых вузов, а также молодых ученых, занятых на постдокторских программах, и преподавателей. Наконец, ежегодная встреча AEA – это всевозможные бизнес-встречи членов ассоциации, ланчи с нобелевскими лауреатами по экономике и даже вечера джаза, рока и классической музыки, где некоторые из нобелевских лауреатов эту классику и исполняют.
В Колорадо я представлял Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), и моей основной задачей было провести предварительные собеседования с потенциальными кандидатами на две профессорские позиции по экономике. Одним из моих главных впечатлений был искренний интерес ищущих работу к трудоустройству в России. Несмотря на то что нам еще трудно предложить выпускнику престижного западного вуза зарплату, адекватную западной (по слухам, обладатель PhD степени по финансам может получать не менее $150 тыс. в год), в Россию готовы ехать. Причем приятно было видеть, что мы интересны не только нашим соотечественникам, уехавшим учиться за границу, но и европейцам и американцам: из восьми проведенных мною интервью и одного несостоявшегося лишь двое кандидатов были носителями русского языка.

Само число состоявшихся собеседований тоже обнадеживало: ЕУСПб решил участвовать в конференции в самый последний момент, и, тем не менее, уже на месте мне удалось проконтактировать с достаточным числом кандидатов. Обычная процедура подразумевает подачу заявки за три месяца до начала конференции.
При всем этом интересе и потенциальном ресурсе для модернизации отечественной экономики – теме, о которой сейчас говорят все, кому не лень, – мы этими условиями и ресурсами едва ли пользуемся. При первом взгляде на статистику общей секции, где проводились интервью, мне бросилось в глаза, насколько Россия проигрывает в представительстве Китаю. В секции были заявлены пять китайских вузов, а из России были лишь ЕУСПб и Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Помимо этого, в отдельном офисе интервьюировали кандидатов «первопроходцы» AEA от нашей страны – Российская экономическая школа (подобным же образом поступали, например, наиболее престижные школы Запада, такие, как Лондонская школа экономики, Оксфорд, Гарвард и др.) Возможно также, отдельно интервьюировали своих кандидатов и наиболее престижные китайские вузы. Украину представляла Киевская школа экономики. Помимо этого, из развивающихся стран мною были замечены представители нескольких вузов из Чили, Сингапура, Индии, Кореи, Шри-Ланки, Южной Африки, Ливана, Нигерии.

Наше отставание от Китая и других стран в привлечении выпускников ведущих университетов мира на госслужбу и работу в науке уже не является новостью. В каком-то смысле это тоже уже классика. Известно, что Россия отстает в 50–200 раз по доле иностранных выпускников среди госслужащих от успешно развивающихся и развитых стран; Россия имеет 0,2% чиновников с иностранным образованием среди топ-1000; в Китае – 14% министров имеют зарубежную степень; в Сингапуре – 20 из 21 министров; в Тайване и Южной Корее эта доля выше 50%. Даже развитые государства, такие, как США и члены ЕС, имеют более 15% госслужащих, учившихся за рубежом.
Помимо проблемы распространенной коррупции, именно катастрофическая нехватка специалистов, владеющих современными управленческими, инженерными и гуманитарными знаниями, является основным препятствием на пути модернизации России. Это препятствие может стать роковым.

Американская экономическая ассоциация (AEA) – один из самых старых и профессионально престижных «клубов по интересам» в мире, основанный в маленьком городке Саратога, штат Нью-Йорк, небольшой группой экономистов уже в далеком 1885 году. Сегодня ассоциация насчитывает уже около 18 тыс. членов, половина из которых – представители академической среды, шестая часть – представители бизнеса, а остальные заняты на правительственных должностях федерального и муниципального уровней, НГО и т.п.

Максим Буев, аналитик The Royal Bank of Scotland, и профессор по прикладным финансам ЕУСПб

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter