Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Потерянный ЕЦБ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Потерянный ЕЦБ

Внезапная отставка председателя Бундесбанка Акселя Вебера лишила Германию шансов поставить своего человека во главу Европейского центробанка. Теперь важнейший финансовый пост еврозоны, скорее всего, достанется периферийным странам
22 февраля 2011 Эксперт Online
Внезапная отставка председателя Бундесбанка Акселя Вебера лишила Германию шансов поставить своего человека во главу Европейского центробанка. Теперь важнейший финансовый пост еврозоны, скорее всего, достанется периферийным странам.

В последние двенадцать месяцев я занимал четкие позиции по ряду важных решений. Я до сих пор придерживаюсь этих позиций. Но эти позиции не всегда помогали мне завоевывать симпатии со стороны некоторых правительств», — председатель немецкого Бундесбанка Аксель Вебер, как и положено финансисту, четко и без эмоций объяснил еженедельнику Der Spiegel, почему он уходит с поста главного банкира ФРГ и отказывается от участия в борьбе за должность президента Европейского центрального банка. Журналистам было сообщено главное: Аксель Вебер, возглавлявший Бундесбанк с 2004 года, покинет свой пост до 30 апреля. Для немецкого и для европейского истеблишмента слова главного банкира ФРГ прозвучали как гром среди ясного неба.

Несостоявшийся европеец

Еще пару недель назад мало кто сомневался в том, что именно Вебер — банкир с блестящим бэкграундом университетского профессора, многолетний член независимого экономического совета немецкого правительства («пятерки экономических мудрецов») и представитель самой большой европейской экономики — станет в октябре 2011 года новым президентом ЕЦБ.

Переход поста президента ЕЦБ от француза (Жан-Клод Трише руководит Европейским центробанком восемь лет) к немцу мог стать еще одной вехой объединения Европы. Вебер стал бы вторым избранным по полной процедуре главой ЕЦБ (первый глава Европейского центробанка, предшественник Трише голландец Вим Дуйзенберг, получил в 1998 году свою должность автоматически как глава Европейского валютного института, на базе которого был создан банк). Заявление Вебера об отставке спутало игрокам все карты.

Впрочем, нельзя сказать, что для отставки главы Бундесбанка не было причин. Очевидно, переломом в восприятии банкиром своей роли в европейской финансовой структуре стало майское заседание глав центробанков еврозоны, а также представителей ЕЦБ, прошедшее в Лиссабоне. Именно тогда Вебер высказался против политики скупки ЕЦБ гособлигаций стран еврозоны — в первую очередь речь шла о бумагах Греции и других нестабильных экономик. По мнению немецкого банкира, такая позиция прямо противоречила принципам невмешательства ЕЦБ в политические процессы. Скупка облигаций повышала цену последних и облегчала кризисным странам возможность займа денег на рынке облигаций — а значит, являлась недопустимой субсидией безответственным правительствам.

Тогда Вебер на протяжении нескольких часов пытался убедить своих коллег отказаться от финансирования правительств Греции и Португалии за счет денег европейских соседей, но это ему не удалось. Сразу после заседания раздосадованный Вебер дал разгромное интервью франкфуртской Börsen-Zeitung, уважаемому международному изданию, посвященному проблемам финансовых рынков, в котором рассказал о своем несогласии с решением собрания и предупредил о его пагубных последствиях.

Поступок Вебера был расценен многими главами национальных банков как недопустимый вынос сора из избы и проявление неспособности к переговорам. Когда же в октябре прошлого года Вебер еще раз резко высказался против продолжающейся скупки Европейским центробанком облигаций стран еврозоны, это вызвало публичное недовольство даже обычно сдержанного Жан-Клода Трише. Глава ЕЦБ поспешил заявить, что мнение Вебера разделяет меньшинство, а консолидированное решение Европейского центробанка заключается как раз в безоговорочной поддержке политики скупки облигаций. Рассматривая развитие конфликта Акселя Вебера в такой ретроспективе, легко объяснить отставку главы Бундесбанка.

Как опытный экономист и политик, Вебер прекрасно понимал, что, даже если немецкому правительству удастся убедить Европейский совет (именно он утверждает главу ЕЦБ) в правильности кандидатуры Вебера, его должность станет должностью свадебного генерала. Поскольку Вебер не сумел убедить остальных членов ЕЦБ в верности своей позиции, ему пришлось бы всякий раз одобрять решения, принятые большинством, — с которым он всякий раз был бы не согласен. В таком контексте отставка Вебера и его возвращение в родную университетскую среду (банкир уже заявил, что возвращается к преподаванию в Кёльнском университете) выглядит более чем логично.

Без немецкого кандидата

Решение Акселя Вебера будет иметь серьезные последствия для всей политики Германии в Европе. Несмотря на то что в Германии много выдающихся экономистов, только Вебер имел серьезные шансы занять пост председателя ЕЦБ — поскольку данная должность негласно предполагает наличие не просто экономического опыта, но и опыта руководства национальным банком. «Запасной» кандидат Клаус Реглинг, возглавляющий недавно созданный европейский стабилизационный фонд EFSF, хотя и имеет серьезный опыт работы в финансовых структурах ЕС, никогда не служил в Бундесбанке. Кроме того, Ангела Меркель вряд ли согласится потерять своего человека в EFSF, этом детище немецкой концепции финансовой стабилизации еврозоны. Второй же оставшийся «проходной» кандидат на пост главы ЕЦБ, один из отцов евро Юрген Штарк, уже является с 2006 года членом совета директоров ЕЦБ — а значит, даже если и будет утвержден на пост председателя банка, сможет занимать его лишь до 2014 года.

Ведущие немецкие издания уже открыто пишут о том, что Германия вчистую проиграла партию в покер за пост главы ЕЦБ. Однако поражение Германии вряд ли является личным поражением Ангелы Меркель. Многое говорит о том, что в итоге ситуация даже обернется личной победой Меркель, которая известна своей любовью к сложным закулисным играм. В первую очередь совершенно очевидно, что, хотя пост главы ЕЦБ и не достался Германии, он не сможет уйти и ко второму главному игроку еврозоны — Франции. Ведь, несмотря на то что статья 283 Лиссабонского договора, описывающая в том числе процедуру назначения председателя Европейского центрального банка, ничего не говорит о ротации на позициях членов совета директоров ЕЦБ представителей разных стран, негласная практика, безусловно, запрещает повторное избрание на столь важный пост представителя одной и той же страны. Это означает, что наследником Жан-Клода Трише станет представитель страны второго эшелона (по понятным причинам Великобритания не может выставить своего кандидата).

Пока новым фаворитом стал глава Банка Италии Марио Драги. Еще в начале января — задолго до отставки Акселя Вебера — итальянский премьер Сильвио Берлускони, встречаясь в Берлине с Ангелой Меркель, заявил, что «Италия была бы очень рада, если бы выбор Европы пал на главу итальянского центробанка». Тогда высказывание Берлускони было отнесено на счет типичной бестактности итальянского премьер-министра, но сегодня позиции Марио Драги выглядят не так уж плохо. Даже его минусы — например, то, что он долгое время работал в печально известном американском инвестбанке Goldman Sachs и помогал греческому правительству вырабатывать финансовые модели, чуть было не приведшие в итоге к экономическому краху еврозоны, не кажутся сегодня игрокам европейского политического пространства серьезным препятствием к избранию Драги. Так, министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард уже высказалась за кандидатуру Драги, назвав его «специалистом высокого класса».

Вторым возможным победителем гонки считается возглавляющий с 2004 года Банк Финляндии Эркки Лииканен. Это экономист и европолитик с большим стажем — на рубеже 80-90-х годов Лииканен был министром финансов Финляндии, а затем активно участвовал в переговорах о вступлении страны в Евросоюз.

Наконец, третий реальный кандидат на пост главы ЕЦБ — представитель Люксембурга, участник разработки Маастрихтского договора и глава центробанка Люксембурга Ив Мерш. В прошлом году Мерш был номинирован на пост вице-президента ЕЦБ, но проиграл представителю Португалии Витору Констансиу — так что нынешние выборы могут стать для него вторым шансом. Единственным серьезным препятствием для Мерша на пути к посту главы ЕЦБ может стать тот факт, что премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер уже возглавляет Еврогруппу — совет министров финансов еврозоны: назначение сразу двух люксембуржцев на важнейшие финансовые посты может быть воспринято другими странами в штыки.

Не такая одинокая Меркель

Победа любого из этих кандидатов никак не может ухудшить текущие переговорные позиции правительства Германии внутри европейской финансовой системы. Как раз наоборот — канцлер Меркель готовится воспользоваться их борьбой для укрепления своих позиций. Дело в том, что в ближайшие недели власти стран Евросоюза начнут переговоры о так называемом пакетном решении — создании новых принципов финансовой архитектуры еврозоны.

«Пакетное решение» состоит из четырех основных элементов: увеличение бюджета стабфонда еврозоны; выработка процесса перехода от финансового механизма стабилизации EFSF к механизму ESM (фактически продление действия EFSF под другим названием); создание европейского экономического правительства, ответственного за унификацию налоговых ставок, объема социальных трансфертов и других элементов финансового управления, ранее являвшихся однозначной прерогативой национальных государств; а также ужесточение рамок бюджетной свободы, установленных ранее Маастрихтским договором.

Как минимум по трем первым пунктам уходящий в отставку Аксель Вебер имел мнение, отличное от мнения канцлера Меркель, так что сам по себе его уход уже положительно влияет на переговорную позицию канцлера. Более того, фактический отказ Германии от участия в гонке за пост главы ЕЦБ (ближайший соратник Меркель министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле прямо заявил, что «Германия не будет настаивать на том, чтобы ЕЦБ возглавлял немец») позволяет Ангеле Меркель закулисно торговаться со странами, заинтересованными в назначении своих кандидатур. В обмен на поддержку Германией кандидата от Италии или Финляндии Меркель может потребовать поддержку своего видения «пакетного решения».

Наконец, отставка Акселя Вебера серьезно усилила позиции Ангелы Меркель внутри Германии. Уже в прошлую среду стало известно, что преемником Вебера назначен 42-летний Йенс Вайдманн, занимавший с 2006 года пост личного экономического советника Ангелы Меркель. Назначение Вайдманна, который станет самым молодым главой Бундесбанка за всю его историю, уже вызвало критику оппозиции. Хотя Вайдманн, бывший в свое время студентом профессора Вебера, считается блестящим экономистом, его назначение ставит под сомнение основополагающий принцип политической независимости Бундесбанка. Фактически канцлер Меркель если и не ставит Бундесбанк под свой контроль, то совершенно точно сильно притягивает его к своей политической орбите. И это еще одно важное следствие отставки Акселя Вебера.

Сергей СУМЛЕННЫЙ

http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу